«Рельеф дна Мирового океана. Острова, их типы происхождения»
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноборская средняя школа»
Методическая разработка урока по географии
«Рельеф дна Мирового океана. Острова, их типы происхождения»
Разработчик: учитель географии
высшей квалификационной категории
Кузовлева Татьяна Александровна
Красный Бор, 2025
Предмет: | География |
Класс: | 5 |
Тема урока: | «Рельеф дна Мирового океана. Острова, их типы происхождения» |
Тип урока: | Изучение нового материала |
Цель урока: | Сформировать представление о рельефе дна Мирового океана, типах островов по происхождению. |
Задачи урока: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | -Познакомить учащихся с основными формами рельефа дна Мирового океана (материковая отмель, материковый склон, ложе океана, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба). -Рассмотреть понятия "остров", "архипелаг". -Изучить типы островов по происхождению (материковые, вулканические, коралловые). -Развивать познавательный интерес к географии. -Развивать умение работать с картой, контурной картой, учебником и другими источниками информации. -Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. -Развивать навыки работы в группе. -Воспитывать бережное отношение к природе. -Формировать понимание взаимосвязи между компонентами природы. -Воспитывать культуру общения и сотрудничества. |
Планируемые результаты: | -Знать основные формы рельефа дна Мирового океана. -Знать определение понятий "остров", "архипелаг". -Знать типы островов по происхождению. -Уметь находить на карте основные формы рельефа дна Мирового океана и примеры различных типов островов. |
Метапредметные: | Познавательные: умение анализировать информацию, представленную в различных формах (текст, карта, схема). Регулятивные: умение планировать свою деятельность на уроке, оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свою точку зрения, аргументировать ее. Личностные: Проявление интереса к изучению географии. Осознание значимости географических знаний для понимания окружающего мира. |
Оборудование: | Учебник географии 5 класс. Атлас по географии для 5 класса. Контурные карты. Мультимедийный проектор, экран. Компьютер с доступом в Интернет (для просмотра видеофрагментов). Презентация к уроку. Раздаточный материал (карточки с заданиями, кроссворд). |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Методы обучения: | Словесные (рассказ, беседа), наглядные (работа с картой, иллюстрациями, видеофрагментами), практические (работа с контурной картой). |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Формы и методы |
1.Организационный момент. 1 мин. | Приветствие, проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя. | Приветствуют учителя, проверяют наличие необходимых материалов. | Регулятивные: организация своего рабочего места. Личностные: формирование положительной мотивации к учению. | Словесный (приветствие) |
2.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. 5 мин. | Проводит фронтальный опрос по теме "Мировой океан". Что такое Мировой океан? Какие океаны входят в состав Мирового океана? Что такое море, залив, пролив?) Задает проблемный вопрос: "Что находится на дне Мирового океана?" Подводит к теме урока. Вместе с учащимися формулирует цель и задачи урока. | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее изученный материал. Пытаются сформулировать ответ на проблемный вопрос. Формулируют тему, цель и задачи урока. | Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы. Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности. Познавательные: формулирование проблемы. | Фронтальная беседа. Проблемный вопрос |
3. Изучение нового материала. 24 мин. | Рассказ о рельефе дна Мирового океана, используя карту и презентацию. (Материковая отмель, материковый склон, ложе океана, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба). Демонстрация видеофрагментов о подводном мире океана. Объяснение понятий "остров", "архипелаг". Рассмотрение типов островов по происхождению (материковые, вулканические, коралловые). | Слушают учителя, делают записи в тетради. Задают вопросы по ходу объяснения. Смотрят видеофрагменты. Работают с картой атласа. | Познавательные: извлечение информации из различных источников, анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: обмен информацией. Личностные: воспитание бережного отношения к водным ресурсам. | Словесный (рассказ, объяснение), наглядный (карта, презентация, видеофрагменты). |
5. Первичное закрепление знаний. 10 мин. | Работа с контурной картой: Задание: обозначить на контурной карте основные формы рельефа дна Мирового океана и примеры различных типов островов. Работа в группах: Разделить класс на группы. Задание: каждой группе составить краткое описание одного из типов островов по происхождению (материковые, вулканические, коралловые). 3. Кроссворд (раздаточный материал) | Работают в группах, составляют описание, готовят выступление. Разгадывают кроссворд. Практический (работа с контурной картой). | Познавательные: применение полученных знаний. Регулятивные: самоконтроль, оценка результатов своей работы. | Фронтальная беседа, групповая работа |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин. | Подводит итоги урока, оценивает работу учащихся. Задает вопросы: "Что нового вы узнали на уроке? Что было интересным? Что вызвало затруднения?" | Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей работы на уроке. | Регулятивные: оценка своей деятельности на уроке. Личностные: самоанализ и рефлексия. | Беседа |
7. Домашнее задание. | Задает домашнее задание: прочитать параграф учебника, ответить на вопросы в конце параграфа. Найти дополнительную информацию об одном из островов по выбору (материковом, вулканическом, коралловом). | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: планирование своей деятельности. | Словесный (объяснение домашнего задания) |