Урок истории «Религия древних греков» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 16 January в группе

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ УРОКА

ФИО разработчика

Коршунова Ия Евгеньевна

Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Коченевская средняя общеобразовательная школа №13

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

5 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Культура Древней Греции.

Тема урока

Религия древних греков.

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений

Цель урока

формирование представлений обучающихся о религиозных верованиях древних греков, определение особенностей древнегреческой религии, раскрытие взаимосвязи между пантеоном богов с природными особенностями и порядком жизни древних греков.

Задачи урока

Изучить культы основных древнегреческих богов и показать, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

Продолжить формирование навыков работы с текстами, иллюстрациями, выделять главные факты

Развивать навыки устной речи.

Продолжать работу по формированию коммуникативных навыков, умению работать в команде.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать интерес к античной культуре

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

-определить причины возникновения мифов о богах, титанах и героях у древних греков;

-сформировать представление греческом пантеоне;

- распознавать скульптурные изображения богов Древней Греции;

- извлекать из письменного источника исторические факты

 

 

Познавательные:

-определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала

-работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, дополнительные материалы)

- представлять результаты своей деятельности в различных формах (схемах и выступление)

Коммуникативные:

-планируют цели и способы взаимодействия;

-получают необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками;

Регулятивные:

-принимают и сохраняют учебную задачу;

-учитывают выделенные учителем ориентиры действия;

-овладевают приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

 

-формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности

-проявлять заинтересованность целенаправленной познавательной деятельности;

-воспитание уважения и интереса к истории

 

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

 

 

Основные понятия

Миф, религия, язычество, многобожие, боги, титаны, герои

 

 

Учебное пособие и оборудование:

- учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

- раздаточный материал

- презентация «Религия древних греков»

- проектор и экран

- тетрадь

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность и целеполагание

t1705389582aa.gift1705389582ab.jpgt1705389582ac.jpgt1705389582ad.jpgt1705389582ae.jpg

Зевс Посейдон Гефест Деметра Афина

На экране демонстрируются изображения древнегреческих богов

? Что объединяет все эти изображения? Вам знакомы эти имена? / ответ учащихся: боги Древней Греции.

? Какой термин используют для определения веры в сверхъестественное, богов и поклонения им / ответ учащихся: религия

? Давайте сформулируем тему нашего урока и его цель/ учащиеся обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Учитель пишет тему на доске, учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

При изучении истории Египта, Двуречья мы с вами говорили о мифах.

? Вспомните что такое мифы? О чем они рассказывают? /ответ учащихся: Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего, о богах и героях. С помощью мифов люди пытались объяснить то, чего не могли понять и обожествляли природу. Объясняли, как себя нужно вести в той или иной ситуации.

Мозговой штурм

Учитель записывает на доске все имена богов, которые назовут учащиеся

? Ребята, возможно, вы читали, смотрели фильмы, мультфильмы, передачи о древнегреческих богах. Назовите всех известных вам богов Древней Греции? / ответ учащихся: Гера, Аид, Гермес, Зевс, Афина и другие.

Сегодня мы подробнее познакомимся с богами, их деятельностью. И помогут нам в этом мифы Древней Греции.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Рассказ учителя и демонстрация информации на экране:

Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего, о богах и героях.

Существовали мифы:

- о происхождении Земли и человека (космогонические и антропогонические мифы)

- объясняющие природу того или иного природного явления

- формирующие общественное мнение о нормах морали (поучительные и героические мифы)

- объясняющие природу власти

- объясняющие религиозные ритуалы (культовые мифы).

Греки верили во многих богов, они были язычниками.

? Вспомните, что такое язычество? / ответы учащихся: язычество – это поклонение многом богам, многобожие.

Вот что рассказывает миф о возникновении мира и богов:

Вначале был Хаос-беспредельная и беспорядочная масса. Затем из нее выделилась Гея – мать-Земля, а над Землёй раскинулся Уран-Небо. Гея и Уран породили титанов. Титан Крон сверг своего отца Урана и стал править миром. У Крона и его жены Реи родилось шесть детей. Но он боялся, что они свергнут его с трона и потому проглатывал своих новорожденных детей. Рее удалось спасти только маленького Зевса. Она спрятала его на острове Крит, а Крону отдала, завернутый в пеленку, камень. Когда Зевс вырос, он сразился с отцом, победил его и освободил, проглоченных братьев и сестер. Молодые боги объявили войну титанам, победили их и низвергли в мрачный подземный мир- Тартар, где их сторожили сторукие великаны.

Зевс стал царем богов и людей, его главные символы власти - копье-молния и орел. Это миф о космогонический, то есть о происхождении Земли и богов.

Откройте учебник на странице 135. Перед вами пантеон Греческих богов-олимпийцев

? Предположите, что такое пантеон? / учащиеся рассуждают, пытаются самостоятельно формулировать определение термина.

Запись в словарь:

Пантеон - группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии.

На самом верху располагаются три главных бога: Зевс, Аид и Посейдон.

? За что они отвечала, над чем властвовали? / ответы учащихся: Зевс- царь богов, господин неба, Аид- хозяин царства мертвых, Посейдон-владыка морей.

Давайте запишем имена этих богов тетрадь.

Зевс- царь богов, господин неба

Аид- хозяин царства мертвых

Посейдон-владыка морей.

Во втором и третьем ряду боги и богини, которых греки особо почитали, считая важными в своей жизни.

Запишем некоторых из них:

Гера- покровительница семьи и женщин.

Афина- богиня мудрости, покровительница ремесел

Афродита- богиня любви и красоты

А в самом низу находятся низшие божества – сатиры и нимфы, которые были помощниками богов и божествами природы: рек, озер, деревьев, гор.

Греки считали, что боги живут на горе Олимп, в своих дворцах. Все своё время они пируют и веселятся. Богам нужно приносит жертвы, чтобы они помогали людям, не гневались и не мешали им. Потому что боги бывают жестоки, коварны и мстительны и жестоко наказывают тех, кто нарушает их волю.

Групповая работа учащихся

Разбивка производится в зависимости от желания учителя, возможностей ребят, количества учащихся: по выбранному цвету, по номерам, по ближайшему нахождению в классе. Групп можно сделать больше или меньше, в зависимости от количества учеников, продублировав или сократив варианты заданий.

Сейчас вы разобьетесь на четыре группы. Каждая группа получит для изучения пересказ мифа. (Приложение 1)

Ваши задачи:

Прочитать миф. Определить какой он, о чем рассказывает. Для этого используйте информацию на экране. (на экране представлены виды мифов. Смотрите пункт 1).

За что отвечает данный бог, чему покровительствует

Определите 3 человек, которые зачитают миф остальным группам и сообщат ответы на вопрос.

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Выступление представителей групп с чтением мифов и определением его вида.

1 группа - Миф о Деметре и Персефоне

Владыка загробного мира Аид влюбился в прекрасную богиню Персефону, он украл её у матери. Мать Персефоны – богиня живой природы плодородия и урожая, Деметра начала тосковать по дочери и совсем забыла о своих обязанностях. Природа начала увядать и наступила долгая зима, от которой люди начали гибнуть. Тогда Зевс уговорил Аида отпускать свою жену к матери на полгода. Поэтому весной – когда Персефона возвращается к матери, всё расцветает от радости богини. А когда приходит время расставания, наступает осень, и всё увядает

 

- вид мифа: объясняющие природу того или иного природного явления. Рассказывает о смене времен года.

- Деметра была богиней земли, плодородия и урожая, покровительствует земледелию.

 

2 группа - Миф о Прометее

Однажды Зевс задумал создать себе слуг. Эту работу он поручил единственному не свергнутому титану – Прометею. Прометей взял глину у подножия Олимпа и начал лепить. Но всё что он ни делал, Зевсу результат не нравился, из таких неудачных попыток появились звери. Тогда Прометей решил вылепить фигурки похожие на богов. Когда он закончил лепить показал результат Зевсу, тот остался доволен. Зевс вложил в каждую фигурку человека по одной из четырёх стихий, и вдохнул жизнь. И получились люди с разными характерами и внешностью. Позже он передал людям знание об использовании огня, обучил, как его добывать и сохранять. Прометей обучил людей ремеслам, строительству домов, письму и счету. За это Зевс его жестоко наказал.

 

- вид мифа: о происхождении Земли и человека (космогонические и антропогонические мифы)

Рассказывает о создании животных и человека.

- Прометей обучил людей ремеслам, строительству домов, письму и счету.

 

3 группа - Миф о Хароне

Харон – мрачный паромщик на реке Стикс, однажды возжелал награды за свои труды. Но Аид отказался вознаграждать своего нахального слугу. Тогда Харон заявил, что будет требовать благодарность с тех, кого он возит. Поэтому с тех самых пор паромщик брал с каждой души, которую переправлял в царство мертвых по одной монете, а тот, кто не платил, были вынуждены вечно скитаться в преддверии Загробного царства в виде теней. Из-за этого мифа возникла традиция при погребении усопшего класть ему в рот монетку в оплату мрачному лодочнику Харону.

- вид мифа: объясняющие религиозные ритуалы (культовый миф). Объяснял, как правильно проводить обряд погребения умершего, чтобы его душа попала в загробный мир.

- Харон – перевозчик душ в страну мертвых.

 

4 группа - Миф о Нарциссе

Юноша Нарцисс был настолько красив, что ни одна девушка не могла устоять перед ним. Но всем женщинам Нарцисс разбивал сердца, считая их недостойными своей красоты. За такую самовлюблённость богиня любви и красоты Афродита решила наказать смертного. Однажды, когда Нарцисс подошёл к ручью, он увидел своё отражение, и околдованный хитрой богиней, так и не смог больше отвести взгляд от собственного отражения. Так и просидел Нарцисс возле ручья, пока не превратился в жёлтый цветок.

 

- вид мифа: формирующие общественное мнение о нормах морали (поучительные и героические мифы). Этот миф даёт понять, что самовлюблённость до добра не доводит. В таких мифах люди описывали разного рода пороки и страшные наказания, неизбежные для того, кто поддался этим порокам.

- Афродита была богиней любви и красоты.

 

Дополнение и коррекция информации другими группами и учителем.

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

? Знаете ли вы какое отражение Боги и древнегреческие мифы нашли в культуре человечества / ответы учащихся: названы созвездия, существуют крылатые выражения, создано множество скульптур, зданий, украшенных образами богов. Современные режиссёры снимают фильмы по мотивам греческих мифов.

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Выполнение задания «Да-нет»

Греки были язычники/ да

Главным богом у них был Яхве/нет

Боги жили на горе Олимп/да

Аид был богом царства мертвых/да

Прометей был богом/нет

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

-Вспомним тему урока.

- Мы достигли поставленной цели?

- Выполнили поставленные задачи?

- Группы оцените вклад каждого в работе над заполнением таблицы и заполните лист оценивания

 

Этап 5.2. Домашнее задание

§28, самостоятельно познакомиться с мифами о Дионисе, Геракле (голубые вставки-тексты) и Прометее

Исследовательское задание «Бог Древней Греции»

Выбрать наиболее понравившегося Древнегреческого бога

Найти в различных источниках о нем информацию: родители, жена, дети, область деятельности, символы, где и кем почитался.

Оформить открытку: лист А4 сложить пополам, внутри листа на первой странице нарисовать изображение бога, на второй станице информацию о нем (по плану из пункта 2)

 

Используемые тексты и иллюстрации заимствованы

- из свободных источников сайтов Интернет

https://yandex.ru/images/search?lr=100933&source=serp&stype=image&text=картинки%20греческих%20богов

scienceforum.ru2014/article/2014000309

https://infopedia.su/4x94d6

https://frag-x.ru/pouchitelnym-mifom-mozhno-schitat-mif-o-narcisse/

 

- Уколова В.И. История. Древний мир. 5класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение 2010.-219


Приложение 1DOCX / 21.76 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации