Материал на проверке

Рецензия на статью Сидихменова В.Я. « Культ предков Китая»

1
0
Материал опубликован 2 October 2015

Научная деятельность Василия Яковлевича Сидихменова представляет собой синтез разнообразнейших вопросов, связанных как с исследованием проблем китайского языка и его преподавания, так и аспектов социально-политической и экономической жизни Китая. Он внес весомый вклад в понимание и целостное изучение как языковедческих, так и социально-политических сторон китаеведения.

В первую очередь хотелось отметить,  открывая первую страницу предлагаемой статьи,  что это не научное исследование, а научно – популярное, потому что все, что излагается в ней, уже исследовано не одним поколением ученых – китаеведов многих стран. Жанр данной статьи и книги в целом историографический , и в тоже время обобщающий, так как речь идет обо всех сторонах жизни китайского народа и тем более о его исторической прошлом со дня зарождения цивилизации в этой древней стране. Материалы, приведенные в книге в целом , а в частности в статье рассказывают об обычаях, нравах, верованиях китайского народа, а также о формах и методах его угнетения в период новой истории- с 1644 по 1911г.               

Особое внимание в своей статье автор удивляет  религиозным верованиям протокитайцев и древних китайцев, оставивших свой след и в последующей истории Китая, представления об устройстве мира, а также, в этом свете, особенности взаимоотношений китайского этноса с другими народами.     Уделяется внимание культу предков и культу Неба, которые в свою очередь тесно переплетались с системой дуальных пар инь и ян. Автор пришел к выводу , что  Культ предков и культ Неба со временем в немалой степени трансформировались, но зародились в те далекие времена, когда китайцы стали реальной этнической единицей на пространстве восточной Азии. Кроме этого  два  перечисленных компонента духовной культуры протокитайцев являлись основой их мироустроительных представлений. Каждый в отдельности, тесно взаимодействуя друг с другом, сформировали устойчивую систему взглядов об устройстве вселенной. Конечно, в китайском этносе, как и в любом другом, существовали мифы о сотворении Вселенной, которые незначительно отличались от многих таких же мифов, рожденных в другой точке земного шара. И, пожалуй, в этом смысле китайцам похвастаться нечем – Вселенная, в их представлении, возникла так же, как у многих других народов. Этот факт еще раз подтверждает высказывание об универсальности человеческой психики (в данном случае коллективной, поскольку мифы о Вселенной являются продуктом коллективного творчества). Следует подчеркнуть, что автор выделяет особое  место   культу предков,   и система дуальных пар имеют свои аналоги в других культурах. Основная проблема и главный вопрос статьи    заключается в том, что со временем культ умерших предков и Неба (главным образом Неба) гипертрофировались и обрели новые смыслы.

Достоинства заключаются в том, что культ предков, как говорит об этом автор, представляет  и поясняет нам то, что данное понятие это -  вера в сверхъестественное родство между группами людей и определенными тотемами. В качестве тотема чаще всего выступали какие-либо виды животных, реже – явления природы и неодушевленные предметы. Тотемы являлись предметом религиозного почитания группы, носящей его имя. Для нас, обычных читателей, такие представления существенно отличали древнекитайских правителей от глав других древних государств, которые, как правило, считали себя сынами богов. Китайскому  руководству необходимо было "покровительство не богов с их размытыми родственными и даже этническими симпатиями и предпочтениями, а именно их предков .         

Таким образом, можно наблюдать выстраивание определенной системы иерархии, в которой решающее значение имеет мнение предков: система соподчиненности умерших предков отражается на земной структуре общественной организации.  Китайский правитель в управлении подвластной ему территории пользуется поддержкой своих прародителей. У окружавших   народов также существовали схожие верования, связанные с почитанием предков, однако, религиозные представления  были более четко сформулированы. По заключениям Сидихменова В.Я , культ  предка   почитался и у соседних неолитических народов.   Еще одно достоинство  статьи, на мой взгляд,    в том, что на сегодняшний день интерес к культуре азиатских стран, в том числе и Китая, возрастает, появляется все больше работ, связанных с историей и укладом жизни китайского народа. Тем более мы не можем не принять во внимание тот факт, что традиционные устои повлияли на жизнь современного китайского  народа и их поведение.  

Недостаток статьи автор на мой взгляд в том, что  нужно по возможности шире привлекать иностранные источники, труды ученых и путешественников, которые долгие годы жили в Китае, совершали длительные поездки по городам и селам, общались с представителями различных слоев населения, были свидетелями больших и малых событий того времени.

Комментарии

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, могут ли принять участие в конкурсе студенты 1-2 курсов СПО?

3 October 2020

Добрый день, Ольга Вячеславовна. Да, всё верно. Студенты 1 и 2 курсов СПО могут участвовать в конкурсах для 5-11 классов. С уважением, администрация.

5 October 2020

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 8 декабря 2020 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и добавьте ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

25 November 2020

Как разместить несколько работ учеников ? ( написано можно 99 работ учеников, а у меня одна работа загрузилась и всё((...Помогите, пожалуйста

30 November 2020

Добрый день, Светлана Николаевна. Вы можете отправить на конкурс до 99 работ. Для отправки работы на конкурс на 5м шаге редактирования поставьте галочку напротив названия конкурса. Если у вас остались вопросы или возникнут трудности, пишите. Мы будем рады помочь. С уважением, администрация.

1 December 2020

Здравствуйте.загрузила ещё раз галочку напротив конкурса поставила, как вы сказали, опубликовала, а другие работы учеников не даёт публиковать, пишет , что работа отправлена , помогите пожалуйста, я не знаю как быть...

1 December 2020

Добрый день, Светлана Николаевна. 1. Откройте публикации ваших учеников. 2. Найдите работу, которую хотите отправить на конкурс. 3. Нажмите "Редактировать". 4. Дойдите по 5го шага редактирования, поставьте галочку напротив нужного конкурса. 5. Сохраните изменения. 6. Повторите алгоритм с остальными работами, которые нужно отправить на конкурс. Так же вы можете прислать нам ссылки на работы, которые нужно отправить на конкурс с указанием названия конкурса. Мы поможем отправить работы ваших учеников. С уважением, администрация.

2 December 2020

Уважаемая администрация, выражаю Вам огромную благодарность , спасибо Вам за помощь, все получилось!

2 December 2020

Добрый день, Светлана Николаевна. Были рады помочь. С уважением, администрация.

4 December 2020

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ: Марина Дроздова (5Г класс) «День неизвестного солдата» Куратор: Скворцова Ю.С. В личных кабинетах участников, победителей и членов жюри автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призёром и не дисквалифицированными участниками в ближайшее время. С уважением, администрация.

26 December 2020

Добрый день. Вопрос такой. В условиях конкурса написано, что 1 призер на каждые 10 работ и один победитель. Работ значительно больше 30, а призеров только 3.

28 December 2020

Добрый день, Юлия. Согласно условиям конкурса победитель один на каждые 10 работ. Один призёр. Призёр определяется среди победителей. В данном конкурсе участвовало около 100 работ. Победителей не 3, а 10. Так вышло, что трое педагогов курировали всех победивших авторов, поэтому в списке победителей вы видите 3 фото, но обратите внимание на список работ. С уважением, администрация.

29 December 2020

Призёр 1, а победили 10 работ. Всё правильно. Считаем работы детей.

28 December 2020

Добрый день, Ирина Михайловна. Вы правы. Именно так. С уважением, администрация.

29 December 2020