12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дмитриева Оксана Леонидовна1935
Люблю детей
Россия, Крым респ., Джанкойский район, с. Овощное
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »
4

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Развитие мотивации к изучению русского языка (опыт передовых педагогических практик)»

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции  «Развитие мотивации к изучению русского языка 
(опыт передовых педагогических практик)»  
 
Организаторы конференции: ФГБУ «Российская академия образования»,  фонд «Русский мир». Некоммерческое партнёрство «Российское общество преподавателей русского языка и литературы «РОПРЯЛ». 
 Место проведения конференции - г. Москва, ул. Погодинская, д. 8  (ФГБУ «Российская академия образования»).  
 
Регистрация участников Конференции 17 мая 2016 г. в 09.00ч., начало конференции  - 17 мая 2016 г. в 10.00, окончание - 17 мая 2016 г. в 18.00ч. 
 Участники конференции: специалисты институтов повышения квалификации, учителя и преподаватели русского языка и литературы образовательных организаций, представители органов исполнительной власти, осуществляющих государственное  управление в сфере образования, представители общественнопрофессиональных организаций. 
 
По мнению педагогов, наличие мотивации к изучению русского языка является необходимым условием успешности процесса, следовательно - может выступать одной из значимых целей и критерием отбора качественных технологий организации образовательной деятельности в предметной области «Русский язык  и литература». 
 Анализ докладов и оценочных суждений, прозвучавших на конференции, позволяет выделить несколько позиций для предметной дискуссии о способах решения актуальных задач повышения качества преподавания русского языка в современной школе. 
 
Эти позиции обозначены участниками обсуждения в виде трёх основных противоречий:  между    потребностью    школьников    в    коммуникации    и    сужением    живого эмоционального речевого поля урока;  между  привлекательностью  эффективных   приёмов     мотивации   учащихся  для учителя-словесника  и  тенденцией  к  формализации   критериев  т.н.  «урока  по ФГОС»; 
 между академизмом и сухостью изложения материала в учебниках  по русскому языку и реализацией принципа «увлекательности» в учебниках  по иностранному языку. 
 
 Для преодоления названных противоречий необходимо, в первую очередь, изменить систему критериев оценки качества рабочих программ по русскому языку. В качестве наиболее важного имеет смысл принять критерий поддержки интереса ученика к возможностям русского языка как средства полноценного общения, творчества и роста уровня развития интеллекта в целом. 
 
Решение этой важнейшей педагогической задачи не может быть обеспечено исключительно за счёт выпуска соответствующих распоряжений и даже издания подробных методических рекомендаций. Необходима практическая работа в области повышения квалификации учителей, демонстрация успешного опыта решения задач развития познавательного интереса в живой практике урока и внеурочной деятельности, связанной с предметом «русский язык». В этом смысле крайне востребованным ресурсом может стать национальный сетевой интегратор качественных авторских приемов и методических решений в области преподавания русского языка на всех ступенях школьного образования. В целом, эти решения уместно распределять по следующим, понятным и интересным для учителя - словесника, направлениям: 
  •  проектные и исследовательские практики для разных категорий учеников;  упражнения и задания по работе с «прецедентными текстами» широкой, интересной школьникам проблематики; 
  •  игровые, тренинговые практики по решению прикладных, актуальных для различных возрастных групп школьников, коммуникативных задач; 
  •  широкая подборка межпредметных заданий, развивающих внутреннюю мотивацию учащихся   к  освоению  ресурсов  русского  языка  в  области   презентации  своей исследовательской, творческой работы по любому предмету. 
 
Отдельной системной задачей в области снижения уровня   до-экзаменационного стресса и преодоления синдрома «школьной усталости»  по отношению к предмету «русский язык» является помощь учителю в освоении приёмов развития внутренней мотивации, любопытства и любознательности учеников, а также использования ресурсов языковой интуиции. Это необходимо делать, одновременно сокращая практику прямолинейного увязывания большинства видов заданий с требованиями ОГЭ и ЕГЭ, что сегодня часто происходит уже  на уровне начальной школы. 
 
Значимым инструментом развития качества изучения русского языка выступают совместная деятельность и общение учащихся, которые могут стать важными факторами, побуждающими учащихся к осознанной и упорной работе  по изучению русского языка. Это обусловлено базовыми потребностями подростков  в проявлении социальной и познавательной активности. 
 В отечественной практике имеется богатый и интересный педагогический опыт организации образовательной деятельности, в котором изучение русского языка является целью и инструментом совместной деятельности, средством и содержанием общения. 
 
Это предполагает создание ситуаций развития, которые актуализируют потребность в проявлении языковой культуры всех участников образовательной деятельности. Необходимые условия и алгоритм действий: 
 организация места и времени для деятельности и общения (пространство урока, внеурочной деятельности, дополнительного образования);   согласование единой цели — предвосхищаемого результата, отвечающего общим интересам (детей и родителей, учителей разных предметов, администрации и социальных партнёров); 
 определение приоритетов и принципов взаимодействия (диалог, ответственность, поддержка самостоятельности);  отбор содержания с учётом зоны ближайшего и актуального развития школьников (ценностное равенство различных источников образования, баланс академических и аутентичных текстов, классической и современной литературы);  использование вариативных способов организации совместной деятельности и общения, включая: реальные и виртуальные форматы; проектные и игровые технологии, исследовательские и творческие задачи;  формирования опыта оценочных действий и рефлексии. 
 
Участники конференции отмечают неудовлетворительное состояние грамотности у российских школьников (по результатам ЕГЭ по русскому языку последних лет, а также по декабрьским сочинениям по литературе). В ходе обсуждения был зафиксирован факт падения внешней мотивации к изучению русского языка (страх перед экзаменом, стремление к высоким оценкам и т.д.),  но ещё более тревожным стало отсутствие внутренней мотивации: русский язык как область изучения неинтересен для большинства школьников, не представляет для них самостоятельной ценности. Если говорить о самореализации при изучении русского языка, о стремлении к языковому творчеству, то надо обратиться к высшим потребностям детей, которые, видимо, удовлетворяются какими-то другими способами. 
 
На   секции   прозвучали   разные   мнения,   шёл   разговор   о   различных   практиках, направленных на развитие внутренней мотивации. К успешным практикам были отнесены: 
  • поощрение языкового творчества - один из самых коротких путей от внешней мотивации к возникновению внутренней: разнообразные конкурсы детского словесного творчества, систематические творческие задания на уроках русского языка и литературы, языковые игры, сведение к минимуму утомительного переписывания и постоянное стимулирование любых творческих проявлений могли бы изменить имидж русского языка как скучного школьного предмета, построенного на избыточной терминологии, бесконечных классификациях и требующих зазубривания правилах;  семантизация (говоря по-русски - осмысление) изучения русского языка. Трудно и скучно изучать то, что не понимаешь. Между тем, в школе во многом ребёнок отучается задумываться о смысле того или иною элемента языка, знания (если они есть) из области отдельных разделов науки о языке никак не связаны друг с другом, не образуют сформированного поля языковых ориентации. В речевой практике дети зачастую обходятся блоками, лишёнными внутреннего содержания; в письменной речи, готовя подростков к будущим экзаменам, мы также обучаем их использовать готовые штампы. Если же последовательно обращать внимание на внутреннюю форму слова, на значение морфем (прежде всего корней, но не только), на связи между различными разделами программы, на происхождение исключений, учить разлагать штампы и идиомы, работать над различием прямых и переносных значений, школьники начнут воспринимать язык как живую и полную смысла систему. Правило не говорить ничего, не задумываясь, что это значило когда-то, значит в момент речи и может значить в неожиданном контексте, должно стать ведущим в образовательной деятельности учителя и ученика; 
  •  переход к практике мотивирующих уроков, алгоритм которых сводится к следующему:  использование текстов, связанных с интересами школьников; 
  • использование мультимедиа;  юмор как обязательный элемент урока (потребность в юморе - это эстетическая потребность, то есть, несомненно, относящаяся к категории высших потребностей, и пренебрежение ей - огромная ошибка педагога);  проблемное обучение (как то, что противостоит обучению догматическому, требующему некритического восприятия и запоминания): активные  формы  работы  (речь  не  об  имитации  активности,  а о  том, что школьники сами во многом должны стать творцами урока). 
 
Путь к внутренней мотивации лежит через внешнюю. По авторитетному мнению психологов школы Л. С. Выготского (П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др.), психика, в том числе процесс внутренней мотивации, формируется внешней средой. Однако эта внешняя среда — в том числе и школа - должна ориентироваться на реальные интересы и потребности ребёнка, искать контакта с его «внутренним», чтобы не остаться раз и навсегда «внешним» и бесконечно далеким по отношению к нему. 
 
В процессе определения жизненных и карьерных целей учащиеся руководствуются внутренними и внешними мотивами. Внутренние мотивы (познавательный интерес, увлечение наукой) осознаются на определённом этапе,  но прежде мощным стимулом к выбору профессии выступают внешние мотивы: желание обрести определённый статус, престижность профессии или определённого вуза и т.п. Обобщая существующую практику самоопределения современных школьников, необходимо сделать вывод, что непосредственную связь между стремлением к качественному изучению русского языка и выбором профессии можно установить только в случае выбора профессии в области филологии, педагогики, возможно, журналистики. В процессе дискуссии было сформулировано предложение в адрес Минобрнауки России: вернуть в профессиональные стандарты специалиста (бакалавра, магистра) дисциплины по изучению и совершенствованию русского языка (русский язык, современный русский язык, культура речи),  что позволит мотивировать абитуриентов на изучение русского языка. 
Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.