Внеклассное мероприятие в 5–6 классах «Рыцарский турнир вежливости»
Внеклассное мероприятие в 5-6 классах «Рыцарский турнир вежливости».
В рыцарском турнире происходит состязание в знании правил вежливости, этикета, в умении общаться, правильно себя вести. Это мероприятие можно проводить как на классном часе, так и в школьном лагере.
Цель: воспитание гуманных отношений между девочками и мальчиками.
Задачи:
учить правилам общения, правилам культурного поведения;
дать знания об истории этикета.
Предварительная работа.
Ознакомление с правилами вежливого поведения. Для участия в турнире мальчики разбиваются на две команды, придумывают им названия, выбирают главных рыцарей (капитанов), готовят эмблемы, внешнее оформление (если возможно). Девочки выступают в роли судей и зрителей. Парты стоят возле стен, а места для рыцарей у доски, стулья поставлены под углом, чтобы мальчики хорошо видели друг друга. Середина зала свободна.
Ход мероприятия.
Под звуки марша входят команды рыцарей, приветствуют собравшихся и садятся на отведенные места. Учитель – ведущий турнира – обращается к детям: - Когда-то очень давно, в средние века (V – XVII в.) проводились турниры – военные состязания рыцарей. Вы их видели в фильмах, знакомились на уроках истории. В тяжёлых доспехах (меч, щит, латы), верхом на лошадях рыцари состязались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя собственной славы и прекрасной дамы. Мы тоже сегодня проводим турнир, но не военный, а турнир вежливости, где слово «рыцарь» используется в переносном смысле, в каком – вы скажете сами.
I тур – исторический «Что вы знаете о рыцарях?». Команды отвечают на вопросы, которые им поочерёдно задаются. Если команда не может ответить на заданный вопрос, то отвечают их противники. 1. Кого в средние века называли рыцарями? (Рыцарями в средние века называли феодала, тяжеловооружённого воина)
2. Кого сейчас называют рыцарями? В каком смысле сейчас употребляется это слово? (Для рыцаря считались обязательными нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда возник переносный смысл этого слова: рыцарь – самоотверженный, благородный человек. Ещё говорят о рыцарском отношении к женщине, о рыцарском поведении.)
3. Чему учили рыцарей? (До 7 лет они воспитывались в семье. До 14 лет были пажами при дворе сеньора (вассалами). До 21 года были оруженосцами сеньора. Их обучали так называемым семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, плаванию, владению копьём, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца.)
4. Какие правила поведения существуют с рыцарских времён? (Правило снимать шапку, входя в дом, и обычай, здороваясь, снимать с правой руки перчатку)
Если дети на какие-то вопросы не могут ответить или отвечают неточно, неполно, ведущий учитель дополняет, в яркой форме рассказывая об истории возникновения обычаев и правил культурного поведения.
Ведущий: - В те далёкие времена люди постоянно были вооружёнными, так как ходить по дорогам, лесам опасно. Уезжая из дому в дальний путь, они надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под тяжёлый шлем.
Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступив порог, странствующий рыцарь снимает с себя шлем и несёт его в руке, как бы говоря, что не опасается и доверяет этому человеку.
Суровые времена эти прошли,.. а обычай снимать при входе в дом шапку остался. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь людей, живущих в этом доме.
Сняв перчатку, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Да и, кроме того, в железной рыцарской перчатке не так-то легко было дружески пожать протянутую руку. А сейчас вы снимаете перчатку из внимания к товарищу.
II тур – экзамен на знание этикета (этикет – установленный порядок поведения где-либо)
На столе ведущего билеты, на которых записаны различные правила этикета. Команды должны объяснить, почему надо поступать так или иначе, чем это вызвано.
Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице.
Не входи в комнату, не постучавшись.
Не сиди, развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах.
Постарайся привыкнуть держать руки свободно – не подбоченивайся, не складывай их на груди.
Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. Не обижайся, если кто-нибудь по рассеянности не ответит на твой поклон.
Пробираясь к выходу из вагона, не расталкивай стоящих впереди людей и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом.
Не следует выскакивать из-за стола, пока все не кончат есть.
Воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяином блюдо.
Ведущий делает вывод: каждое правило имеет свой смысл. Одни основаны на уважении к соседям по столу, другие – на уважении к хозяевам. Но каких бы правил мы ни коснулись, в главном они одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними.
III тур – экзамен на вежливость.
Посреди класса каждая команда разыгрывает различные жизненные ситуации (начало ситуации дается на карточках) и показывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Судьи и зрители оценивают соответствие поведения правилам вежливости и умение команд придумать интересное решение ситуации.
Ты звонишь по телефону своему другу. Трубку берет его мама…
Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть, или он тебе не нужна, или не нравится. Что ты скажешь тому, кто тебе сделал подарок?
Ты говоришь приятелю, что ваш класс в воскресенье едет на лыжах в лес, и просишь у него лыжи, поскольку у тебя одна сломалась. Что скажет друг, если он тоже собрался с родителями в воскресенье на лыжах.
Одни и те же ребята встречаются друг с другом в разное время дня: утром, днем и вечером. Как они будут приветствовать друг друга?
На перемене учитель разговаривает с кем-то из взрослых, тебе надо срочно к нему обратиться. Как ты поступишь, что скажешь?
Учитель поручил ученику взять книгу в библиотеке. Мальчик вошел в библиотеку и сказал…
Для того, чтобы отдохнуть, можно поиграть в игры:
Игра «Пожалуйста»: по знаку ведущего ребята выполняют различные движения, но только по команде «пожалуйста».
Игра «Продолжение песен». Одна команда начинает, другая команда или зрители продолжают.
IVтур – творческий «Стихи в честь прекрасной дамы».
Ведущий. Рыцари умели сочинять стихи в честь дамы сердца. А как это сделают ребята? Представим, что завтра праздник или наших рыцарей пригласили на день рождения. Им нужно поздравить маму, бабушку, знакомую девочку, сестрёнку, учительницу. Перед ними лежат открытки, надо сделать на них поздравительную надпись, можно в стихах. На выполнение задания дается 5 – 7 минут.
Пока мальчики сочиняют поздравления, девочки тоже выполняют творческую работу – придумывают приветствие победившей команде.
V тур – «Исправьте ошибки».
Командам предлагаются различные ситуации, где описываются поступки ребят, совершивших ошибки в поведении. Надо обнаружить эти ошибки. Побеждает команда, которая найдет их больше.
– Сергей, что ты подаришь Кириллу на день рождения?
- Да я еще не думал. Надо поискать что-нибудь дома, что самому не нужно.
– Вася, что мы сестренке подарим к Новому году? - Давай, мам, подарим ей футбольный мяч.
К нам в гости пришла тетя Клава. Она дала Денису шоколадных конфет и 2 апельсина. Денис быстро управился и с тем и с другим. – А что же ты маме – то ничего не оставил? - А она этого не любит.
- Ура, мне наконец-то собаку купили!
- Поздравляю. А кто ее кормит?
- Мама.
- Кто ее гулять водит?
- Мама.
- Кто за ней убирает?
- Мама.
- А что же делаешь ты?
- Я с ней играю.
Все описанные ситуации можно инсценировать как задание одной команды другой. Тогда их надо готовить заранее. Ситуации могут быть и другие подобные.
VI тур «Танцевальный»
Звучит музыка. Мальчики должны правильно подойти и пригласить девочку на танец. (К этому конкурсу ребят заранее подготавливают, чтобы это не вызывало смеха и неудобства).
Подведение итогов, посвящение мальчиков в рыцари. Девочки поздравляют рыцарей, зачитывая придуманное ими приветствие, дарят подготовленные ордена настоящего рыцаря.
Приложение 1. Награждение рыцарей (победителей и участников)
Приложение 2. Приветствие девочек (титульный лист).
Ваганова Евгения Владимировна
Диженина Наталья Алексеевна