Внеклассное мероприятие «Интеллектуальный турнир по математике в 5-6 классах»
Внеклассное мероприятие с использование игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения школьников
Игра по математике для учащихся 5-6 классов «Интеллектуальный турнир»
Учитель математики МБОУ «СШ № 12»
а. Новобжегокай
Калакуток Саида Рамазановна
Цели:
Целью проведения Игры является популяризация школьных предметов и повышения интереса у учащихся.
Задачи:
- выявление и поддержка творческих способностей детей;
- выявление уровня знаний учащихся, умение применять их на практике.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, и на мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга, как на уроках, так и на внеурочных мероприятиях.
При подготовке и проведении внеурочного мероприятия учитываю: соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).
Так как я работаю в малокомплектной школе, то при проведении внеклассного мероприятия объединяю учащихся с разных классов, 5-6 или 6-7 и т. д.
Игра по математике для учащихся 5-6 классов «Интеллектуальный турнир»
Участники игры
Участниками Игры являются команды учащихся 5-6 классов МБОУ «СШ №12» а. Новобжегокай.
Условия участия:
Каждой команде после представления правил Игры выдаётся маршрутный лист с указанием станций (номера столов), где нужно выполнить задания из математики. Время пребывания на станции не более 10 минут
Порядок прохождения станций, указанный в маршрутном листе, изменять нельзя.
Материалы для проведения игры
Маршрутный лист
команда _______
№ |
Название станции |
№ стола |
Кол-во баллов |
Подпись ответственного на станции |
1 |
Танграмм |
|||
2 |
Головоломки со спичками |
|||
3 |
Геометрическая |
|||
4 |
«Минутка» |
|||
5 |
Великие математики |
|||
6 |
Мозговой штурм |
|||
7 |
Ребусы |
|||
Всего баллов |
|
|
|
1. Станция «Танграмм»
Команде выдаются комплект фигур головоломки танграмм и картинки-задания, которые нужно сложить. Время пребывания на станции – не более 10 минут. 1 верно сложенная фигура – 1 балл.
2. Станция «Головоломки со спичками»
Головоломки со спичками. Спички можно заменить карандашами, счетными палочками и т.п. 1 разгаданная головоломка – 1 балл.
Задача № 1. Необходимо переложить одну спичку так, чтобы равенство стало верным:
Задача № 2. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство:
Задача № 3. Уберите одну спичку, чтобы получилось верное равенство:
Задача № 4. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство:
3. Станция «Геометрическая»
1. На рисунке изображен стол, на котором лежат 7 кругов. Как стол поделить тремя прямыми линиями на 7 частей, чтобы в каждой части стало по 1 кругу?
2. На рисунке изображен циферблат. Как его поделить двумя прямыми линиями на 3 части, чтобы сумма чисел в каждой части была одинаковой?
3.Найти путь от одной точки до другой.
4. Фигуру лунного серпа нужно разделить на 6 частей, проведя только 2 прямые линии:
4. Станция «Минутка»
За 1 минуту команда должна ответить на вопросы. Чем больше, тем лучше. Вопросы читает ведущий-ответственный на станции.1 правильный ответ- 1 балл.
1. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)
2. Как в решете воды принести? ( Воду можно заморозить, на дно положить пакет, одна девочка предложила замазать дырки пластилином)
3. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
4. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
5. Сколько орехов в пустом стакане? (Ни сколько)
6. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
7. На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, который короче.)
8. Летела стая гусей. Один гусь впереди, два - сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
9. Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку).
10. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? ( 6 )
11. Пошли на охоту два сына и два отца. Убили трех зайцев. Возвращаясь, каждый нес по зайцу. Могло ли так случиться? (Шли дед, отец и сын).
12. Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне).
13. Сколько ушей у трех мышей?
14. На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (0, остальные улетели)
15. Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка)
5. Станция «Великие математики»
«Математика ум в порядок приводит» А знаете ли вы великих математиков?
1 правильный ответ-1балл.
Вопросы:
1. Кто из ученых не был математиком?
а) Гаусс; б) Виет; в) Колумб; г) Пифагор.
2. Кто погиб на дуэли в 20 лет?
а) Галуа; б) Абель; в) Паскаль; г) Эйлер.
3. Кто из писателей был автором книжки «Математика»?
а) Лев Толстой; б) Тарас Шевченко; в) Иван Франко; г) Александр Пушкин.
4. Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н.э.?
а) Фалес; б) Ньютон; в) Пифагор; г) Абель.
5. Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам?
а) Пифагор; б) Ньютон; в) Эйлер; г) Декарт.
6. Кто был первой женщиной – математиком?
а) Гортензия Лепот; б) София Ковалевская; в) Гепатия Александрийская;
г) София Жермен.
7. Кто из ученых был первым астрономом?
а) Декарт; б) Пифагор; в) Эвклид; г) Фалес.
8. Именем, какого математика названа теорема, которая помогает решить
прямоугольные треугольники?
а) Декарт; б) Эвклид; в) Виет; г) Пифагор.
9. Кто впервые приблизительно вычислил диаметр Земли?
а) Виет; б) Пифагор; в) Эратосфен; г) Эвклид.
10. Кого из великих математиков называют «Королем математики»?
а) Пифагор; б) Виет; в) Гаусс; г) Эвклид.
11. Кого из великих математиков называют «отцом алгебры»?
а) Гаусс; б) Галуа; в) Виет; г) Декарт.
12. В какой стране напечатана первая математическая книга?
а) Германия; б) Россия; в) Египет; г) Франция.
13. Кто из математиков составил таблицу простых чисел?
а) Декарт; б) Виет; в) Пифагор; г) Эратосфен.
14. Кто из первых математиков сказал: «Не тронь моих кругов!»
а) Пифагор; б) Архимед; в) Фалес; г) Ньютон.
15. Кому принадлежат слова: «В геометрии нет царских путей!»?
а) Эвклид; б) Пифагор; в) Эйлер; г) Фалес.
6. Станция Мозговой штурм
Команде выдаётся лист с задачами. Время решения 5 минут. 1 правильный ответ – 1 балл.
Задачи:
1. В подъезде на первом этаже 2 квартиры, а на всех остальных этажах по 4 квартиры. На каком этаже находится квартира с номером 45? (ответ 12)
2. Какое наибольшее число карандашей можно взять в темноте из коробки с 10 красными, 8 синими, 8 зелеными и 7 желтыми карандашами, чтобы в ней заведомо осталось хотя бы по одному карандашу каждого цвета? (ответ 6)
3. В трех ящиках находятся мука, крупа и сахар. На первом написано "Крупа", на втором — "Мука", на третьем — "Крупа или сахар». Известно, что содержимое ни одного из ящиков не соответствует надписи па нем. В каком ящике находится крупа? (во втором)
4. Расставьте, где это требуется, знаки арифметических действий и скобки, чтобы получилось верное равенство 5 5 5 5=130
5. На двух полках стояло 72 книги. Когда с первой полки переставили на вторую 14 книг, то книг на полках стало поровну. Сколько книг стояло первоначально на первой полке? (50)
7. Станция Ребусы
Команды в течении 5 минут разгадывают ребусы. Правильный ответ – 1 балл.
Используемая литература:
1. Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки», М., «Наука», 1984
2. Ф.Ф. Нагибин «Математическая шкатулка», М., «Просвещение», 1984
3. https://multiurok.ru/index.php/files/zadachi-shutki-po-matematike.html
4. https://kopilkaurokov.ru/matematika/testi/viktorina_istoriia_matiematiki