Урок «Род имен существительных» (Русский язык, 3 класс)

0
0
Материал опубликован 17 January 2018

Учебный предмет

Русский язык

Тема урока

Род имен существительных 

Цель урока:

Актуализировать знания учащихся о роде как постоянном признаке имен существительных; научить детей определять род имен существительных.

Планируемые результаты

Познавательные умения: раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре; определять род имени существительного и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. Личностные умения: Проявлять интерес к изучению темы, понимание успешности при освоении учебной темы. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках диалога при проверке учебного задания. Предметные умения: рассказывать приём определения рода имени существительного; писать имена существительные в группы по родам; составлять словосочетание, используя подходящее имя существительное и имя прилагательное; составлять и писать текст, заменяя слово «брат» на слово «сестра» и согласуя с ним другие слова; подбирать и писать к именам существительным мужского рода антонимы и синонимы — имена существительные женского и среднего рода; писать орфограммы в новых словарных словах.

ЭТАПЫ урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент

- приветствует учеников;

- обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;


 

Давайте улыбнемся друг другу и в хорошем настроении приступим к работе.


 

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

 И урок сейчас начнём.

- настраиваются на предстоящую работу в классе;

 

2. Актуализация знаний

- актуализирует опыт учащихся, подготавливает к изучению нового материала;

Минутка чистописания

Детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.

- Прочитайте слова.

- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

- Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов.

- Что объединяет эти имена существительные между собой?

Тт Тт

- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

Словарная работа

Работа по приложению LearningApps.org

- Прочитайте предложения на доске, запишите в тетрадь пропущенные словарные слова.

В саду зреет душистое ... . Кот Пушок любит пить ... из блюдца. На лугу мычит ... Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в ... . Во дворе росла белоствольная ... . В поле дул сильный ... . Собака - это домашнее ... . Корабль вёл опытный ... . Москва - ... нашей Родины.

- Проверьте написание словарных слов по орфографическому словарику "Пиши правильно" в учебнике на стр.136-137.

- выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

Яблоко, молоко, корова, пенал, берёза, ветер, животное, капитан, столица.

Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания.

3. Создание проблемной ситуации, целеполагание

- организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения;

- По каким признакам вы определили, какое существительное надо вставить?

- Можно ли в первое предложение вставить слово "малина"?

- Почему?

- Сегодня на уроке мы разберемся в этом.

- Но сначала вспомним, что мы уже знаем об именах существительных.

- Составление блок-схемы "Имя существительное".

- Расскажите по схеме, что мы знаем об имени существительном.

- Послушайте письмо, которое получил по электронной почте один человек от иностранного гражданина.

Здравствуй, дорогая друг! Меня зовут Питер. Как твой имя? Я люблю русский язык и хочу научиться говорить по-русски. Я живу в маленькой красивой городе. Мой профессия - доктор. Какой у тебя работа? Расскажи мне о своей городе.

- В чем ошибся автор письма?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как объяснить этому человеку его ошибки.

Ребус

- Какое слово получилось?

- Верно. Это слово имеет несколько значений. Попробуйте назвать значение этого слова.

Род - это грамматический признак разных частей речи.

- Напомните, какой частью речи являются слова из словаря?

- Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему урока.

- Что бы вы хотели узнать по теме урока?

- На уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы:

Какого рода бывают имена существительные?

Как узнать род имени существительного?

- Какие задачи перед собой поставите?

- высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке;

- определяют, какие знания и умения необходимы для работы;

- участвуют в обсуждении темы и целей урока, формулируют личные цели урока.

Работа в парах.

Он грамматически неправильно сочетал слова в предложении.

Род

Именами существительными.

Род имён существительных.

- Что такое род имён существительных?

- Как определить род существительных?

Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. Личностные умения: Проявлять интерес к изучению темы, понимание успешности при освоении учебной темы. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках диалога при проверке учебного задания.

5. Первичное усвоение новых знаний

- выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения

Работа по приложению LearningApps.org

Алгоритм определения рода.

1.Произнесу слово.

2.Подставлю к нему слова-помощники:

Он мой М.р.

Она моя Ж.р.

Оно моё С.р.

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения;

- отвечают на поставленные вопросы;

Познавательные умения: раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре; определять род имени существительного и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. Предметные умения: рассказывать приём определения рода имени существительного; писать имена существительные в группы по родам; составлять словосочетание, используя подходящее имя существительное и имя прилагательное; составлять и писать текст, заменяя слово «брат» на слово «сестра» и согласуя с ним другие слова; подбирать и писать к именам существительным мужского рода антонимы и синонимы — имена существительные женского и среднего рода; писать орфограммы в новых словарных словах.

Физкультминутка

Яблоко, арбуз, апельсин, огурец, слива, черника, голубика, лимон, капуста.

Собирают расклеенные по кабинету рисунки овощей, фруктов, ягод. Распределяют их по трем корзинкам: ж.р., м. р., ср. р.

 

7. Первичное закрепление

- организовывает деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

Работа по учебнику

с. 5 упр.3

- Слово капуста - женского рода, огурец - мужского. А могут эти слова поменять свой род?

- И что получится? Капуст, огуреца.

- выполняют задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности.

Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. Личностные умения: Проявлять интерес к изучению темы, понимание успешности при освоении учебной темы. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках диалога при проверке учебного задания. Предметные умения: рассказывать приём определения рода имени существительного; писать имена существительные в группы по родам; составлять словосочетание, используя подходящее имя существительное и имя прилагательное; составлять и писать текст, заменяя слово «брат» на слово «сестра» и согласуя с ним другие слова; подбирать и писать к именам существительным мужского рода антонимы и синонимы — имена существительные женского и среднего рода; писать орфограммы в новых словарных словах.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- дает инструктаж по выполнению домашнего задания

- просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию.

 

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся;

- Как определить род имени существительного?

Самоанализ

Закончите предложение:

Для меня важно знать о роде имени существительного, для того чтобы … .

Допишите предложение:

На уроке я

узнал (а)…,

понял (а)...,

научился (лась) ... .

Самооценка

Закончите предложение:

Я … (очень, не очень) доволен(-льна) тем, что могу (не могу) самостоятельно определять род имени существительного.

- оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления

Личностные умения: оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный

результат деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.