Урок «Род имен существительных» (Русский язык, 3 класс)
Учебный предмет |
Русский язык |
Тема урока |
Род имен существительных |
Цель урока: |
Актуализировать знания учащихся о роде как постоянном признаке имен существительных; научить детей определять род имен существительных. |
Планируемые результаты |
Познавательные умения: раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре; определять род имени существительного и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. Личностные умения: Проявлять интерес к изучению темы, понимание успешности при освоении учебной темы. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках диалога при проверке учебного задания. Предметные умения: рассказывать приём определения рода имени существительного; писать имена существительные в группы по родам; составлять словосочетание, используя подходящее имя существительное и имя прилагательное; составлять и писать текст, заменяя слово «брат» на слово «сестра» и согласуя с ним другие слова; подбирать и писать к именам существительным мужского рода антонимы и синонимы — имена существительные женского и среднего рода; писать орфограммы в новых словарных словах. |
ЭТАПЫ урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. Организационный момент |
- приветствует учеников; - обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Давайте улыбнемся друг другу и в хорошем настроении приступим к работе.
Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём И урок сейчас начнём. |
- настраиваются на предстоящую работу в классе; |
|
2. Актуализация знаний |
- актуализирует опыт учащихся, подготавливает к изучению нового материала; Минутка чистописания Детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный. - Прочитайте слова. - Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? - Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов. - Что объединяет эти имена существительные между собой? Тт Тт - Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. Словарная работа Работа по приложению LearningApps.org - Прочитайте предложения на доске, запишите в тетрадь пропущенные словарные слова. В саду зреет душистое ... . Кот Пушок любит пить ... из блюдца. На лугу мычит ... Зорька. Ученик положил ручку и карандаш в ... . Во дворе росла белоствольная ... . В поле дул сильный ... . Собака - это домашнее ... . Корабль вёл опытный ... . Москва - ... нашей Родины. - Проверьте написание словарных слов по орфографическому словарику "Пиши правильно" в учебнике на стр.136-137. |
- выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал; Яблоко, молоко, корова, пенал, берёза, ветер, животное, капитан, столица. |
Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. |
3. Создание проблемной ситуации, целеполагание |
- организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения; - По каким признакам вы определили, какое существительное надо вставить? - Можно ли в первое предложение вставить слово "малина"? - Почему? - Сегодня на уроке мы разберемся в этом. - Но сначала вспомним, что мы уже знаем об именах существительных. - Составление блок-схемы "Имя существительное". - Расскажите по схеме, что мы знаем об имени существительном. - Послушайте письмо, которое получил по электронной почте один человек от иностранного гражданина. Здравствуй, дорогая друг! Меня зовут Питер. Как твой имя? Я люблю русский язык и хочу научиться говорить по-русски. Я живу в маленькой красивой городе. Мой профессия - доктор. Какой у тебя работа? Расскажи мне о своей городе. - В чем ошибся автор письма? - Сегодня на уроке мы узнаем, как объяснить этому человеку его ошибки. Ребус - Какое слово получилось? - Верно. Это слово имеет несколько значений. Попробуйте назвать значение этого слова. Род - это грамматический признак разных частей речи. - Напомните, какой частью речи являются слова из словаря? - Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему урока. - Что бы вы хотели узнать по теме урока? - На уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы: Какого рода бывают имена существительные? Как узнать род имени существительного? - Какие задачи перед собой поставите? |
- высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке; - определяют, какие знания и умения необходимы для работы; - участвуют в обсуждении темы и целей урока, формулируют личные цели урока. Работа в парах. Он грамматически неправильно сочетал слова в предложении. Род Именами существительными. Род имён существительных. - Что такое род имён существительных? - Как определить род существительных? |
Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. Личностные умения: Проявлять интерес к изучению темы, понимание успешности при освоении учебной темы. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках диалога при проверке учебного задания. |
5. Первичное усвоение новых знаний |
- выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения Работа по приложению LearningApps.org Алгоритм определения рода. 1.Произнесу слово. 2.Подставлю к нему слова-помощники: Он мой М.р. Она моя Ж.р. Оно моё С.р. |
- анализируют учебный материал, организуют поиск решения; - отвечают на поставленные вопросы; |
Познавательные умения: раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре; определять род имени существительного и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. Предметные умения: рассказывать приём определения рода имени существительного; писать имена существительные в группы по родам; составлять словосочетание, используя подходящее имя существительное и имя прилагательное; составлять и писать текст, заменяя слово «брат» на слово «сестра» и согласуя с ним другие слова; подбирать и писать к именам существительным мужского рода антонимы и синонимы — имена существительные женского и среднего рода; писать орфограммы в новых словарных словах. |
Физкультминутка |
Яблоко, арбуз, апельсин, огурец, слива, черника, голубика, лимон, капуста. |
Собирают расклеенные по кабинету рисунки овощей, фруктов, ягод. Распределяют их по трем корзинкам: ж.р., м. р., ср. р. |
|
7. Первичное закрепление |
- организовывает деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике. Работа по учебнику с. 5 упр.3 - Слово капуста - женского рода, огурец - мужского. А могут эти слова поменять свой род? - И что получится? Капуст, огуреца. |
- выполняют задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности. |
Регулятивные умения: соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. Личностные умения: Проявлять интерес к изучению темы, понимание успешности при освоении учебной темы. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках диалога при проверке учебного задания. Предметные умения: рассказывать приём определения рода имени существительного; писать имена существительные в группы по родам; составлять словосочетание, используя подходящее имя существительное и имя прилагательное; составлять и писать текст, заменяя слово «брат» на слово «сестра» и согласуя с ним другие слова; подбирать и писать к именам существительным мужского рода антонимы и синонимы — имена существительные женского и среднего рода; писать орфограммы в новых словарных словах. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
- дает инструктаж по выполнению домашнего задания |
- просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию. |
|
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
- организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся; - Как определить род имени существительного? Самоанализ Закончите предложение: Для меня важно знать о роде имени существительного, для того чтобы … . Допишите предложение: На уроке я — узнал (а)…, — понял (а)..., — научился (лась) ... . Самооценка Закончите предложение: Я … (очень, не очень) доволен(-льна) тем, что могу (не могу) самостоятельно определять род имени существительного. |
- оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления |
Личностные умения: оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |