Урок русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных»
Урок русского языка по теме: "Род имен существительных". ( “Русский язык», 3 класс” ,авт. Т.Г.Рамзаева);
Тема: Род имен существительных.
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.
Задачи:
повторить признаки имен существительных;
формировать умения определять род имен существительных путем
подстановки личного и притяжательного местоимения;
развитие орфографической зоркости на материале корнесловных
орфограмм;
развитие умения группировать слова по определенным признакам;
развитие умения употреблять слова в переносном значении;
воспитание любви к родному языку, краю.
Оборудование:
учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Т.Г.Рамзаева);
презентация
сигнальные карточки (у учащихся).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
Ножки на пол мы поставим.
Спинки все мы разогнем.
Локотки на стол поставим.
Домик к носу подведем.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладем.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
II. Повторение изученного материала.
1. Гимнастика для глаз.
Учитель
Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово. ( слайд 1)
Дети: Рисунок.( слайд 2)
У.
Найдите орфограмму в слове.
Д.
Безударная гласная в корне слова. Она непроверяемая, значит словарное слово.
У.
Какой частью речи является данное слово? Докажите.
Д.
Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Оно нарицательное, неодушевлённое, в единственном числе.
У.
Придумайте предложение со словом рисунок.
Д.
Учитель взял на школьную выставку мой рисунок.
У.
Пропустите одну строчку для темы урока и запишите в тетрадь данное предложение. (Один на доске).
У.
Дайте характеристику предложению.
Д.
Повествовательное, распространенное, невосклицательное, простое.
У.
Докажите, что оно простое. (Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения).
У.
Итак, мы вспомнили написание словарного слова рисунок, дали характеристику слову. Сегодня мы узнаем
еще одну “тайну” имени существительного.
Прочитаем стихотворение. (слайд 3)
М . лыш мурлыкал, как к . тёнок,
на п..рине мя..кой.
А за . кном вторые сутки
пурги не ут . хает вой.
У.
Объясните правописание слов с пропущенными буквами. (Сигнальные карточки, объяснение орфограммы)
Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.
(Два ученика работают у доски)
У.
Какие имена существительные вы выписали? Проверим.
Д.
Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, перина, окно, сутки, пурга, вой.
У.
Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.
Д.
Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные– в единственном.
(Данное слово подчеркиваем)
Лишнее слово вой, потому что только это слово состоит из одного слога.
II. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация.
У.
Грамматическая сказка.
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить эти имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг –существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, море…)”.
У. Почему жена взяла именно эти слова? А муж?
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
А вот и секрет (слайд 4):
Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! |
У.
Пользуясь секретом королевы, определите род имен существительных (записать над словами +один на доске) (слайд 5)
м.р. | ж.р. | ср. р. |
(он, мой) | (она, моя) | (оно, моё) |
У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
(Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с. 19)
IV. Закрепление.
Групповая работа.
1 группа : выбрать слова ж.р. (вода, берёза, ромашка, птичка) и изобразить.
2 группа: выбрать слова м.р.( колодец, конь, дом, дождь) и изобразить.
3 группа : выбрать слова с.р. (солнце, озеро , облако) и изобразить.
Работу оформить на альбомных листах.
(Проверка- выставка)
Индивидуальная работа.
Упр.404
А теперь вы самостоятельно распределите слова по родам, записав их в тетрадь.
V. Итог урока.
У.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Как определить род имени существительного?
– С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.
(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)
Погода, костюм, дядя, поезд, небо, заря, урок, облако, море, смородина, пень, озеро, машина, болото, туча, дождь, снежинка, мост, переправа.
У. д.з.упр.406 +правило с.19( слайд 6)
Молодцы! Спасибо за работу.