12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Гульнара Фаритовна24
Педагогическая деятельность - 28 лет
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Урок русского языка по теме: "Род имен существительных". ( “Русский язык», 3 класс” ,авт. Т.Г.Рамзаева);

Тема: Род имен существительных.

Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.

Задачи:

повторить признаки имен существительных;

формировать умения определять род имен существительных путем

подстановки личного и притяжательного местоимения;

развитие орфографической зоркости на материале корнесловных

орфограмм;

развитие умения группировать слова по определенным признакам;

развитие умения употреблять слова в переносном значении;

воспитание любви к родному языку, краю.

Оборудование:

учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Т.Г.Рамзаева);

презентация

сигнальные карточки (у учащихся).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Ножки на пол мы поставим.

Спинки все мы разогнем.

Локотки на стол поставим.

Домик к носу подведем.

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем.



Откроем тетради, запишем число, классная работа.

II. Повторение изученного материала.

1. Гимнастика для глаз.

Учитель

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово. ( слайд 1)

t1619517590aa.gif

Дети: Рисунок.( слайд 2)

У.

Найдите орфограмму в слове.

Д.

Безударная гласная в корне слова. Она непроверяемая, значит словарное слово.

У.

Какой частью речи является данное слово? Докажите.

Д.

Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Оно нарицательное, неодушевлённое, в единственном числе.

У.

Придумайте предложение со словом рисунок.

Д.

Учитель взял на школьную выставку мой рисунок.

У.

Пропустите одну строчку для темы урока и запишите в тетрадь данное предложение. (Один на доске).

У.

Дайте характеристику предложению.

Д.

Повествовательное, распространенное, невосклицательное, простое.

У.

Докажите, что оно простое. (Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения).

У.

Итак, мы вспомнили написание словарного слова рисунок, дали характеристику слову. Сегодня мы узнаем

еще одну “тайну” имени существительного.

Прочитаем стихотворение. (слайд 3)

М . лыш мурлыкал, как к . тёнок,
на п..рине мя..кой.
А за . кном вторые сутки
пурги не ут . хает вой.

У.

Объясните правописание слов с пропущенными буквами. (Сигнальные карточки, объяснение орфограммы)

Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.

(Два ученика работают у доски)

У.

Какие имена существительные вы выписали? Проверим.

Д.

Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, перина, окно, сутки, пурга, вой.

У.

Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.

Д.

Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные– в единственном.

(Данное слово подчеркиваем)

Лишнее слово вой, потому что только это слово состоит из одного слога.



II. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

У.

Грамматическая сказка.

Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить эти имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

Кто придумает для моих слуг –существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, море…)”.

У. Почему жена взяла именно эти слова? А муж?

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

А вот и секрет (слайд 4):

Женский род

запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!



У.

Пользуясь секретом королевы, определите род имен существительных (записать над словами +один на доске) (слайд 5)

м.р.

ж.р.

ср. р.

(он, мой)

(она, моя)

(оно, моё)



У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

(Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с. 19)

IV. Закрепление.

Групповая работа.

1 группа : выбрать слова ж.р. (вода, берёза, ромашка, птичка) и изобразить.

2 группа: выбрать слова м.р.( колодец, конь, дом, дождь) и изобразить.

3 группа : выбрать слова с.р. (солнце, озеро , облако) и изобразить.

Работу оформить на альбомных листах.

(Проверка- выставка)

Индивидуальная работа.

Упр.404

А теперь вы самостоятельно распределите слова по родам, записав их в тетрадь.

V. Итог урока.

У.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Что было главным на уроке?

Как определить род имени существительного?

С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.

(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)

Погода, костюм, дядя, поезд, небо, заря, урок, облако, море, смородина, пень, озеро, машина, болото, туча, дождь, снежинка, мост, переправа.

У. д.з.упр.406 +правило с.19( слайд 6)

Молодцы! Спасибо за работу.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.