Сценарий урока «Род имен существительных» (Русский язык, 6 класс)

2
0
Материал опубликован 3 November 2020
​​​​​​​

Название урока и класс:

Род имен существительных, 6 класс

Цели:

Познакомиться со способами определения рода, с группой  существительных общего рода

Планируемые результаты:

Предметные: 
• Учащиеся должны научиться определять род изменяемых имен существительных 
Личностные: 
• осознание алгоритма учебного действия; 
• развитие способности к самооценке успешности учебной деятельности; формирование мотиваций к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание, причин успеха в учебном процессе.

Метапредметные: 
Регулятивные: 
• освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; 
• развитие планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; 
• формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; 
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. 
Познавательные
• формирование понятия «род имен существительных»; 
• формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. 
Коммуникативные
• формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач (работа в паре и группах); 
• принимать на себя ответственность за результат своих действий; 
• воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; 
• способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества. 


Этап урока:

Время (мин.)

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ru

Организационный момент

2

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Откройте тетради, запишите число и «Классная работа»


Актуализация знаний

6

Величайшее богатство народа — его язык!

Просит записать эпиграф к уроку.

Выполнение разборов у доски: 1)фонетический разбор слова язык, 2) синтаксический разбор предложения


Самоопределение к деятельности

6

Грамматическая сказка

Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно  разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто   придумает   для   моих   слуг   –   существительных   знаки   различия,   тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те   слова,   которые   забрал   себе   муж,   пусть   будут   мужского   рода   (туда попали   слова:   муж,   папа,  дядя,   стул, …).   Те  слова,  которые   оказались   у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те,   что   остались   неопределенными,   пусть   будут   среднего   рода   (   такими стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. На какие 3 группы делятся имена существительные? ­ Исходя из этого, какова будет тема нашего урока?  Запишем ее в тетради. Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А  чтобы вам легче  было определять род имен существительных, я открою вам  секрет королевы. Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! ­ Как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей)  Какие цели мы поставим перед собой на 

уроке?


Введение понятия

7

Словарный распределительный диктант.

Задание: распределить имена существительные в три столбика в зависимости от рода. Записать слова в И.п., ед. ч.

Вещи, камыши, препятствия, мыши, ключи, гаражи, искусства, печи.

Самопроверка. Обратите внимание на правильность написания слов

- Кто написал слова без ошибок? Умницы!

- Слово «умница»? Можно ли определить, к какому роду оно относятся?

- О ком можно сказать, что он умница? О мальчике или о девочке?

Постановка учебной задачи. (Формулируют учащиеся)

Мы должны выяснить, что это за существительное, к какому роду оно относятся.

- Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы определить, какого рода подобные существительные, проведем мини-исследование.



Работа по теме урока

5

Мини-исследование

«Ну, непоседа», - сказала бабушка внуку.

Ты такая хвастунишка!

-О ком идет речь – о мальчике или девочке? (Непоседа – о мальчике, хвастунишка – о девочке)

- Что помогло вам это определить? (Ключевые слова: внук, окончание - а )

К какому же роду относятся выделенные слова?

- Можем ли мы изменить род этих существительных. Что для этого нужно сделать?

- В чем же особенность этих слов? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде)

- Как вы считаете, какого же рода эти существительные? Давайте придумаем, как их можно назвать. (Имена существительные общего рода)

- Как можно определить их род? (по опорным словам)

Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола.



Закрепление материала

5

Задание (работа в парах): подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода.

1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.

2. Белоручка не работник.

3.Без хозяина земля – круглая сирота.

4. Невеличка капля, а камень долбит.


Физкультминутка

2



Закрепление материала

5

Творческая мастерская.

1.Составить предложения с данными именами существительными, употребляя их применительно к лицам мужского и женского пола.

Повар, археолог, журналист

2.Дополните предложения

Дорогая моя столица, золотая моя ________________.

Живётся мне уютно в нём, здесь находится мой __________.

Смотрю на высокое дерево через моё ____________


https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/839353


Подведение итогов урока

4

- Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существительном?

- Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

- Что значит правильно употреблять в речи существительные общего рода?


Домашнее задание

3

Комментирует домашнее задание: Выполнить тестовое задание

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/839353


Литература:

1.Интернет-источник

2.Материал: Библиотека МЭШ





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.