Сценарий урока «Род имен существительных» (Русский язык, 6 класс)
Название урока и класс: | Род имен существительных, 6 класс | ||
Цели: | Познакомиться со способами определения рода, с группой существительных общего рода | ||
Планируемые результаты: | Предметные: Метапредметные: | ||
Этап урока: | Время (мин.) | Деятельность учителя | Ссылки на карточки Учи.ru |
Организационный момент | 2 | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Откройте тетради, запишите число и «Классная работа» | |
Актуализация знаний | 6 | Величайшее богатство народа — его язык! Просит записать эпиграф к уроку. Выполнение разборов у доски: 1)фонетический разбор слова язык, 2) синтаксический разбор предложения | |
Самоопределение к деятельности | 6 | Грамматическая сказка Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( такими стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. На какие 3 группы делятся имена существительные? Исходя из этого, какова будет тема нашего урока? Запишем ее в тетради. Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам секрет королевы. Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! Как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей) Какие цели мы поставим перед собой на уроке? | |
Введение понятия | 7 | Словарный распределительный диктант. Задание: распределить имена существительные в три столбика в зависимости от рода. Записать слова в И.п., ед. ч. Вещи, камыши, препятствия, мыши, ключи, гаражи, искусства, печи. Самопроверка. Обратите внимание на правильность написания слов - Кто написал слова без ошибок? Умницы! - Слово «умница»? Можно ли определить, к какому роду оно относятся? - О ком можно сказать, что он умница? О мальчике или о девочке? Постановка учебной задачи. (Формулируют учащиеся) Мы должны выяснить, что это за существительное, к какому роду оно относятся. - Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы определить, какого рода подобные существительные, проведем мини-исследование. | |
Работа по теме урока | 5 | Мини-исследование «Ну, непоседа», - сказала бабушка внуку. Ты такая хвастунишка! -О ком идет речь – о мальчике или девочке? (Непоседа – о мальчике, хвастунишка – о девочке) - Что помогло вам это определить? (Ключевые слова: внук, окончание - а ) - К какому же роду относятся выделенные слова? - Можем ли мы изменить род этих существительных. Что для этого нужно сделать? - В чем же особенность этих слов? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде) - Как вы считаете, какого же рода эти существительные? Давайте придумаем, как их можно назвать. (Имена существительные общего рода) - Как можно определить их род? (по опорным словам) Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола. | |
Закрепление материала | 5 | Задание (работа в парах): подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода. 1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою. 2. Белоручка не работник. 3.Без хозяина земля – круглая сирота. 4. Невеличка капля, а камень долбит. | |
Физкультминутка | 2 | | |
Закрепление материала | 5 | Творческая мастерская. 1.Составить предложения с данными именами существительными, употребляя их применительно к лицам мужского и женского пола. Повар, археолог, журналист 2.Дополните предложения Дорогая моя столица, золотая моя ________________. Живётся мне уютно в нём, здесь находится мой __________. Смотрю на высокое дерево через моё ____________ | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/839353 |
Подведение итогов урока | 4 | - Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существительном? - Какие особенности имеют имена существительные общего рода? - Что значит правильно употреблять в речи существительные общего рода? | |
Домашнее задание | 3 | Комментирует домашнее задание: Выполнить тестовое задание | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/839353 |
Литература:
1.Интернет-источник