Творительный падеж
3 класс. Авторы учебника: Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова
Цель и задачи:
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа.
Задачи:
1.Предметные:
- формировать умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже;
- совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных и правильно писать слова с изученными орфограммами.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.
Мотивация к учебной
деятельности.
Иван
Рубит
Дрова
Варвара
Топит
Печь
Сформулируйте тему и цель нашего урока.
Алгоритм определения
падежей
Определить словосочетание, в которое входит это слово.
2. От слова-командира поставь вопрос.
3. По вопросу определи падеж. Если отвечает на вопрос
кто? или что?, то И.п.
кого? или чего?, то Р.п.
кому? или чему?, то Д.п.
кого? или что?, то В.п.
Актуализация знаний
ул…ца, те…итория, праз…ник, , морко…ь.
Прочитайте имена существительные.
Какие буквы необходимо вставить. Почему?
- Устно составьте с записанными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная буква.
В чем сложность определения Винительного падежа
у существительных?
У этого падежа падежные вопросы
И.п. (что?) и Р.п. (кого?)
Открытие нового знания
о творительном падеже:
Падежные вопросы
Смысловые вопросы.
Предлоги.
Член предложения.
Самостоятельная работа с проверкой: найти слова в Т.п.
Я весь день без дела не сидел.
Утром встал и занялся зарядкой,
Не спеша умылся, завтрак съел,
Посидел над трудною загадкой.
Друга встретил и к себе позвал,
С ним конструктор быстро я собрал.
И за хлебом сбегал в магазин,
Даже занимался я уборкой,
Починил свой старый карабин,
Вечером понянчился с сестренкой…
(А.Штро. Без телевизора)
Проверка работы
по алгоритму:
-от слова-командира задаю вопрос:
спрятался под чем? под столом.
- По вопросу определяю падеж: чем?
это существительное стоит в форме Т.п. Употребилось с предлогом под.
Вывод:
Т.п.-кем? чем?
употребляются с предлогами с, за, над, под…
и без предлогов
являются второстепенными членами предложения.
Следи за мной глазами
Зарядка для глаз
Применение нового знания
Носорог бодает (рог)
Не шутите с (носорог).
И за (горка), и под (горка),
Под (береза) и под (елка)
хороводят и в ряд
в шляпках молодцы стоят.
Применение нового знания
Фразеологизмы
1. Не заманишь калачом
2. Кривить душой
3. Показать товар лицом
Подсказка
Я-творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем?
Творите! С кем?
Я подскажу вам- нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
Применение нового знания
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(А. Фет)
Физминутка.
Работа в рабочей тетради
упр. 58, с.57
Тихо шепчется с ветлой (_______)
Старая берёза.
Ходит по двору (_____) с метлой (_____)
Дедушка Серёжа
Вам встретилось слово «ветла».
Кто из вас знает, что это такое?
А где можно узнать? (В словаре,
в Интернете.)
Домашнее задание
выучить наизусть правило,
выписать 12 существительных в Т.п.
из книги, которую ты читаешь в свободное время.