РОДИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА «Экзаменационный стресс: требуется понимание и поддержка»
Сохранение психоэмоционального благополучия подростка
в условиях подготовки к ОГЭ, ЕГЭ
Подготовила социальный педагог И. А. Титова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА
«Экзаменационный стресс: требуется понимание и поддержка»
Целевая группа: родители учащихся 9 класса.
Цель: оказание всесторонней поддержки учащимся в экзаменационный период.
Задачи:
1. Обеспечить поддержку родителям, испытывающим тревогу, связанную с предстоящим экзаменом детей.
2. Формировать у родителей реалистическую картину ОГЭ и научить способам помощи детям в процессе подготовки и сдачи ОГЭ.
План:
1. Вступительное слово.
2. Упражнение «Продолжи фразу».
3. Работа в группах.
4. Демонстрация упражнений
5. Стресс-тест
6. Релаксация. Обратная связь.
7. Подведение итогов встречи.
8. Памятки для родителей.
Оборудование:
- планшеты
- бумага А4
- ручки, фломастеры
- набор карточек с высказываниями
Организация работы:
Родительское собрание рассчитано на 1,5 часа. Для организации работы важно создать общее пространство, подготовить стулья, родители должны сидеть в общем кругу.
Технология проведения родительского собрания:
Очень важно вовлечь родителей в активное взаимодействие, обсуждение, высказывание своего мнения и учет мнения других. Классный руководитель поддерживает активность, при необходимости дополняет, уточняет высказанное мнение. Опираясь на прозвучавшие высказывания, подводит итоги дискуссии. Все высказывания и мнения принимаются без критики, классный руководитель благодарит всех (например: «Спасибо, Ваше мнение очень важно для нашего обсуждения» или «Спасибо, Сергей Николаевич, Ваше высказывание заставляет нас ещё раз задуматься об этом»). Реализация интерактивной технологии позволяет активизировать внутренний потенциал родителей, расширяет репертуар взаимодействия с детьми. Для проведения встречи в активной форме необходима соответствующая организация пространства в помещении (освобождается центр класса, участники рассаживаются по кругу) и личностно-ориентированный стиль ведения родительской встречи.
Планируемые результаты:
В ходе обсуждения родители смогут поделиться своими опасениями, связанными с предстоящими экзаменами детей. Обсудят, какие возможности есть у родителей, для того чтобы снизить градус стресса и поддержать ребят перед предстоящими экзаменами.
Ход встречи
1. Вступительное слово
СЛАЙД 1
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на очередной встрече. Впереди сложная пора, связанная с экзаменами и окончанием школы. Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам.
Предлагаю вместе еще раз вспомнить, какая роль отводится родителям в этом испытании.
2. Упражнение «Продолжи фразу»
Инструкция: Наверное, вы замечали, что помочь другому человеку мы можем только тогда, когда сами знаем ответы на вопросы, которые перед нами встают. Я предлагаю по кругу поделиться своими ожиданиями, для этого попрошу каждого продолжить фразу: «Предстоящий экзамен сына/дочери для меня…»
(Учитель обобщает высказывания родителей по следующей схеме:
1. ОГЭ для большинства родителей связан с таким чувством как…
2. У родителей есть опасения по поводу…
3. После сдачи экзамена перед ребятами открываются такие перспективы…)
Посмотрите, какие разные/похожие мнения мы услышали, и нам важно с вами разобраться с нашими чувствами, сомнениями, тревогами, ведь хотим мы или нет, но наше состояние не может не отражаться на самочувствии, волнении ребят.
3. Работа в группах
Инструкция: Сейчас я предлагаю нам разделиться на 4 группы, как на физкультуре: на 1,2,3,4. Объединитесь в группы: все первые номера, все вторые, все третьи, все четвёртые. Каждая группа сейчас получит свое задание, на выполнение у вас будет буквально 5-7 минут.
1, 3 группе дается задание: «Сейчас вы заглянете в страшную «черную дыру». Что произойдет, если ваш ребенок (о, ужас!) не сдаст ОГЭ? Напишите мини-сочинение на эту тему, по какой причине это может произойти?
2, 4 группе дается задание: Представьте, что экзаменационные волнения позади, результаты экзамена известны, ваш ребенок набрал необходимое количество баллов. Опишите, что будет происходить дальше, какими способами ученик может добиться такого результата?
По окончанию работы в группах – общее обсуждение, которое начинается с 1 и 3 группы, заканчивает обсуждение 2 и 4 группы. Группы по очереди зачитывают свои варианты, остальные родители соглашаются или не соглашаются с вариантами групп, могут предложить свой выход. Педагогу важно активизировать высказывания родителей, возможно обращение к другим группам с вопросом: согласны ли они с высказанным мнением, все ли было учтено и т.д.
Подводим итог работы в группах - рекомендации можно озвучить родителям:
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий.
Подбадривайте детей, хвалите за то, что они делают хорошо. Повышать их уверенность в себе, так как, чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
СЛАЙД 2
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Признаки стресса:
физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
СЛАЙД 3
эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
СЛАЙД 4
поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, откусывание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
СЛАЙД 5
Почему они так волнуются?
Сомнение в полноте и прочности знаний.
Стресс ответственности перед родителями и школой.
Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания.
Психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность в себе.)
СЛАЙД 6
Чтобы сохранить психоэмоциональное благополучие подростка необходимо два этапа подготовки. Готовиться нужно в течение года и непосредственно перед экзаменом. На первом этапе важно правильно распределить материал и организовать регулярные занятия, не откладывая всё на последний месяц или неделю. Такая растянутая по времени подготовка позволяет возвращаться к сложному материалу, вспоминать, повторять его, используя разные виды запоминания. Если первый этап рационально организован, то время перед экзаменом не становится испытанием, когда нужно за неделю успеть всё, что не сделано за год. И в любом случае в последние дни перед экзаменом важно соблюдать режим занятий и отдыха.
На втором этапе в течение дня рекомендуется работать блоками по 35-40 минут. После каждого блока необходим 15-20-минутный перерыв. Можно сделать несколько упражнений, полежать или потанцевать, послушать музыку, выпить стакан сока или съесть яблоко. Необходимо дать возможность ребёнку самому выбрать, как отдыхать. После трёх утренних блоков занятий делаем перерыв на 1,5-2 часа для прогулки и обеда. После можно продолжать занятия (но не более 5-6 блоков в день).
Важно равномерно распределять нагрузку на все дни подготовки, не оставляя на ночь перед экзаменом самое трудное.
Ситуация ЕГЭ сложна для учащихся с низкой произвольной регуляцией деятельности и самоорганизацией.
Обычно этих детей характеризуют как невнимательных, рассеянных. Но, как правило, сложности концентрации внимания и произвольной организации деятельности отмечаются у детей с нарушениями физического и психического здоровья, при длительном или постоянном эмоциональном напряжении и переутомлении.
У таких детей бывает неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности.
Сдача экзамена в форме ОГЭ требует очень высокой организации деятельности. Поэтому при подготовке «невнимательных» детей к экзамену необходимо не только тренировать все компоненты организации деятельности (восприятие инструкции, планирование, проверку и коррекцию), но и по возможности исключить влияние факторов, усиливающих «невнимательность» и снижающих работоспособность.
Важно учесть, что для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и у них крайне неустойчивая самооценка. Всё, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объём заданий: нужно сделать всё, причём без ошибок. На экзамене они не пропустят задание, даже если не могут с ним справиться. На этом теряется время, и они не успевают перейти от более простых заданий к более сложным и выигрышным по баллам.
Важно научить таких детей распределять время на выполнение задания, помочь скорректировать ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им нужно понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
Чтобы сил на всё хватило Часто болеющие дети, как правило, имеют сниженную работоспособность и повышенную утомляемость. В первые часы они работают эффективнее всего, но быстро устают. Потом снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Этим детям важно научиться не только распределять время, но и оценивать свое функциональное состояние: чувствовать, когда наступает утомление, и учиться восстанавливаться в короткие промежутки возможного отдыха. Очень важен правильный режим подготовки, исключающий переутомление, дефицит сна и отдыха.
СЛАЙД 7
Целесообразно научить всех детей простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые можно незаметно использовать на экзамене для снятия утомления и поддержания работоспособности. А так же в процессе подготовки к экзаменам.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2.Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами «кулак – ребро - ладонь», произнося их вслух или про себя.
3.Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
4.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
5.Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
6.Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
7.Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие)
В результате упражнений стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.
1.Левая рука на животе, правая - чуть выше межбровья. Массируйте правой рукой. Представляйте в области лба разрастающийся голубой шар.
2.Вдыхайте левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представляйте как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхайте правой ноздрей, а выдыхайте левой. Циклы повторите по 3 раза.
Упражнения для развития абстрактно-логического мышления
(левое полушарие)
В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.
1.Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторите 7 раз.
2.Одну минуту массируйте щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисуйте круги на подбородке и лобной части лица. Считайте при этом до 30.
3.Массируйте верхние и нижние веки, не закрывая глаз, 1 мин.
4.Массируйте нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.
РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 мин в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений составляет 45-60 дней.
Желательно реализовать кинезиологический цикл:
–комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6 - 8 недель).
–перерыв (2 недели);
–комплекс упражнений для развития правого полушария (6 - 8 недель);
–перерыв (2 недели);
–комплекс упражнений для развития левого полушария (6 - 8 недель);
Упражнения для снятия эмоционального напряжения.
1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Повторите упражнение 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.
2. Сделайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.
3. Слегка помассируйте кончик мизинца.
4. Поместите орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажмите и сделайте орехом круговые движения (3 мин).
5. Медуза. Сидя на стуле, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Кинезиологический комплекс упражнений, направленных на снятие стресса.
Следует выполнять под спокойную музыку.
1. Лобно - затылочная коррекция. Одну ладонь положите на затылок, другую - на лоб. Закройте глаза и подумайте о любой негативной ситуации. Сделайте глубокий вдох-выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумайте и осознайте то, как можно было бы данную проблему разрешить. После появления своеобразной «пульсации» между затылочной и лобной частью самостоятельная коррекция завершается глубоким вдохом-выдохом. Упражнение выполняется от 30 с до 10 мин.
2. Луч света. Направьте яркий луч света от фонарика в середину лба. Длительность упражнения от 30 до 60 сек. Во время упражнения смотрите на черный лист бумаги.
Дыхание Закончив сложное дело, мы рефлекторно делаем глубокий выдох и вдох. В нижних отделах рёбер находятся выходы парасимпатической нервной системы, запускающей снижение уровня активации. А при стрессе многие из нас вообще перестают дышать или дышат поверхностно. Поэтому три глубоких вдоха и выдоха - очень важное упражнение при состоянии повышенной тревоги. На вдохе нижние отделы рёбер расширяются, как будто в животе надувается мячик. На выдохе - сдуваются.
Для снижения состояния повышенной тревоги можно попить воды. Сделать несколько медленных глотков, немного опустив вниз подбородок. Такая поза и темп возвращают нас телесно в состояние, когда мы никуда не спешим и можем спокойно посмаковать напиток. А вода является основным топливом для передачи нервных импульсов от головного мозга к важным органам и в самом мозгу из зоны в зону. Так что в течение экзамена вообще хорошо пить почаще. Также можно активизировать так называемые позитивные точки. Они находятся на лбу посередине между линией роста волос и бровями, над серединой глаза. Активизация их запускает перераспределение нервных импульсов от ствола к лобным долям коры больших полушарий. Достаточно просто положить туда пальцы обеих рук и держать, пока не почувствуете пульсацию в коже головы, под пальцами.
Стресс-тест ( Приложение 1)
Узнаем, насколько стресс присутствует в вашей жизни
Учимся снижать тревожность- Итак то, что вас объединяет на сегодняшний момент вас и ваших детей , – это ваша тревожность. И теперь представьте, насколько усугубляется психологическое состояние ваших детей, когда родительская тревога умножается на экзаменационную тревожность детей. А ведь именно в этот период выпускникам нужна эмоциональная поддержка. Сможет ли родитель поддержать своего ребёнка, если он сам находится в состоянии тревожности и раздражения? (Ответы)
- Конечно, это будет проблематично. Поэтому сегодня мы будем учиться расслабляться.
Упражнение «Торт и свечи»
- Давайте представим, что у каждого из вас сегодня праздник – день рождения и вам подарили большой аппетитный торт со свечами. Закройте глаза, представьте этот торт, вспомните, какие эмоции вы испытывали в детстве, когда у вас был праздник. А теперь очень медленно дуем на воображаемые свечи, чтобы погасить их. (Родители медленно задувают воображаемые свечи
- Не все свечи погасли, подуем ещё раз. (Упражнение можно повторять до пяти-десяти раз, чтобы дыхание стало ровным и спокойным).
Упражнение «Газетный баскетбол»
Каждый участник берёт газету, хорошенько её комкает и бросает в рисунки. Бросать можно неограниченное количество раз. Участники могут подсчитывать попадания газетных мячей в цель, а потом выбрать победителя и дать ему какое-нибудь звание, например, «самый меткий». Упражнение можно выполнять до 10 минут).
Упражнение «Дерево»
Любое напряженное психологическое состояние характеризуются суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.
Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.
Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя «со стороны», проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить «психологическое зеркало». Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций.
Упражнение «Дерево» выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.
По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравиться, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по столу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связанные с реальностью.
Релаксационное упражнение под музыку «Полет белой птицы». Цель: расслабление, правильное дыхание
Задание : как можно больше расслабиться и внимательно слушая текст, как можно ярче представить все образы, о которых будет говориться в тексте. Участники располагаются поудобней на своих местах и закрывают глаза. Ведущий включает музыку и начинает плавно читать соответствующий текст
Упражнение «Полет белой птицы»
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.
В небе плавно летит белая птица.
Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам(а) – эта белая птица. Я лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море. Вдали показался желтый песчаный берег, он все ближе и ближе.
Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен(а), я отдыхаю.
Ступней моих ног коснулась приятная прохлада, приятная прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила руки и грудь, мне легко дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю.
Я отдохнула (а)!
- Молодцы! Все эти упражнения вы можете делать в любое время. Можете поиграть в газетный баскетбол со своим ребёнком, можете порисовать пальцами не только на манной крупе, но и на муке, или на бумаге красками. Сейчас я раздам вам буклеты с рекомендациями, которые помогут правильно вести себя по отношению к ребёнку в экзаменационный период, а также снять нервно-психическое напряжение.
СЛАЙД 8
10 советов родителям Ваша помощь и поддержка при подготовке и сдаче экзаменов должны быть не на словах, а на деле: помогите организовать режим, побалуйте «вкусненьким», разберите вместе сложную задачу (если можете), вместе повторите даты.
Не запугивайте детей неудачей и провалом. Не настаивайте на работе без отдыха и сна. Не запрещайте любимых занятий во время подготовки к экзаменам. Не обсуждайте проблемы ребёнка с родственниками и знакомыми. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи.
СЛАЙД 9
Согласуйте с ребёнком возможный и достаточный результат экзамена, не настраивайте его на максимальный, но малодостижимый результат. В случае неудачи на экзамене не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений. Вашему ребёнку очень нужны ваша поддержка и участие (спокойно проанализировать и решить, что делать, можно позже). А главное - помните: неудача может быть у каждого, но это не даёт никому права считать вашего ребёнка неудачником, упрекать его в том, что он «подвёл родителей или учителей», что «за него стыдно» и т. п. Сделайте всё, чтобы утро перед экзаменом было спокойным. Приготовьте что-то любимое на завтрак, найдите слова, которые помогут ребёнку улыбнуться, снять напряжение, настроиться на успех.
СЛАЙД 10
4. Обратная связь
- Что вам показалось важным в нашем разговоре?
5. Подведение итогов встречи
Есть забавный афоризм: «Экзамен – это единственная возможность знать хоть что-то хоть несколько дней». Улыбнулись? И все же, если задуматься, человек всю свою сознательную жизнь сдает экзамены: и в метафорическом смысле – экзамен самой жизнью, трудными ситуациями в ней, и в прямом – экзамены в школе, ВУЗе, при поступлении на работу. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться. Спасибо за активный диалог, нам многое удалось обсудить сегодня.
6. Памятки для родителей «Экзаменационный стресс: требуется понимание и поддержка"
СЛАЙД 11
Приложение 1
Стресс-тест
Вопросы | Почти никогда (1балл) | Редко (2 балла) | Часто (3 балла) | Почти всегда (4 балла) |
1.Меня редко раздражают мелочи |
|
|
| |
2.Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать |
|
|
| |
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею |
|
|
| |
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть |
|
|
| |
5.Не переношу критики, выхожу из себя |
|
|
| |
6.Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или же говорю что-нибудь грубое |
|
|
|
|
7.Все свое свободное время чем-нибудь занят |
|
|
| |
8. На встречу всегда заранее или опаздываю |
|
|
| |
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. |
|
|
| |
10. Страдаю отсутствием аппетита |
|
|
|
|
11.Беспричинно бываю беспокоен |
|
|
|
|
12.По утрам чувствую себя плохо |
|
|
|
|
13.Чувстувую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться |
|
|
|
|
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально |
|
|
| |
15.Думаю, что сердце у меня не в порядке |
|
|
|
|
16. У меня боли в спине и в шее |
|
|
|
|
17.Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой |
|
|
|
|
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю |
|
|
|
|
19.Думаю, что лучше многих |
|
|
|
|
20. Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется |
|
|
|
|
Шкала оценки
30 баллов и меньше - Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете не ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31-45 баллов - Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего - нибудь достигать), так и в отрицательном смысле. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46- 60 баллов- Ваша жизнь- беспрестанная борьба Вы честолюбивы т мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и выше - Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.
Приложение 2
Материал в помощь педагогу для организации работы групп
При обсуждении ситуаций 1 и 4, важно акцентировать внимание родителей, на том, что чаще всего ребята переживают неудачи на экзаменах сильнее, чем взрослые. Наша задача не упрекнуть ученика в недостатке приложенных усилий, а помочь найти выход из сложившейся ситуации. Например, пересдача в резервный день, поступление в техникум с аттестатом за 9 класс, пересдача на следующий год и т.д.
При обсуждении ситуаций 3 и 6 обращаем внимание на то, как родители могут помочь своим детям организовать последние недели перед экзаменами, чтобы время использовалось эффективно. Обратить внимание и на то, какие слова могут поддержать ребят в этот период, и как важна именно родительская поддержка, обратить внимание, что слова: «если будешь так же халатно относиться к подготовке – ты не сдашь; ты ничего не делаешь; ты не поступишь куда хочешь; зачем мы платим репетитору и т.д.» - могут только усилить волнение ребят и привести к отказу от деятельности.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут заниматься, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной,
а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам".
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
На этапе подготовки. Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.
Особенно хочу отметить, что не нужно повышать тревожность детей накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей, может эмоционально "сорваться".
После экзамена. С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.
15