Родительское собрание «Педагогика понимания»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок
(МБОУ «СОШ» с.Койгородок»)
Родительское собрание
«Педагогика понимания»
Работу выполнила Марфюк Н.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ» с.Койгородок
с.Койгородок
2015
Цель: создание благоприятных условий для бесконфликтного общения детей и родителей.
Задачи:
1.Формироваать нравственную культуру детей и родителей.
2.Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
Форма проведения: совместное родительское собрание ( дети и родители).
Участники: классный руководитель, родители учащихся, учащиеся третьего класса, школьный психолог.
Подготовительная работа:
Анкетирование учащихся и их родителей.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?
За что хвалите, за что наказываете?
Как поощряете? Как наказываете?
Какие качества ребенка вам не нравятся?
Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Какие качества твоего характера родителям нравится?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают и за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравится?
Что ты любишь делать, твое любимое занятие?
Оформление, оборудование и инвентарь:
Выставка книг и журналов для родителей.
Памятки для родителей « Кодекс истинного родителя».
Анкеты для родителей и учащихся.
Запись на доске темы собрания, размещение плаката со стихотворением Себастьяна Бранта.
Костюмы для учащихся.
Ход родительского собрания:
Учитель: Сегодня на родительском собрании мы продолжим наш разговор о воспитании наших детей. Тема родительского собрания « Педагогика понимания». На встречу с нами пришли директор школы, доктор медицины, заслуженная учительница, корреспонденты, доктор педагогических наук, педагог – новатор, ректор института. Они вам дадут советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей.
- Первое слово я предоставляю Директору школы ( Ф.И.О ребенка):
Учащийся: Уважаемые родители! Ваши дети учатся во 3 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах?
Никогда ! Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка : « Тебя вызывали к доске?», « Сколько троек ты получил?». Лучше спросите: « Что сегодня было интересного в классе?»
Учитель: Слово имеет доктор медицины ( Ф.И.О ребенка )
Учащийся: Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.
Учитель: Очень жалко, если ваш ребенок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения.
Учащийся:
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь
Бегать, прыгать нету сил
Свет мне кажется не мил
Я сутулый и хромой
Я совсем уже больной
Учитель: Еще один совет дает заслуженная учительница ( Ф.И.О ребенка).
Учащийся: Если ребенок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребенка или оправдывал, или прощал. А как бы вы поступили, уважаемые родители, вот в такой ситуации? Мальчик разбил нечаянно вазу. Никто не видел .Отец спросил: « Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: « Я». Что ответил ребенку отец? ( ответы родителей, обсуждение).Правильный ответ:
Отец сказал: « Спасибо, что правду сказал.» ( рассказ Л.Н.Толстого)
Учитель: Но порой бывает и так, как описано в стихотворении « Ваза».
Учащийся:
Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!»-
Все семейство скажет.
Ну, а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
« Ты разиня, ты растяпа» -
Скажут про меня.
Учитель: Продолжит наш разговор доктор педагогических наук ( Ф.И.О ребенка).
Учащийся: « Бить или не бить?» - вот в чем вопрос. Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпускают. А в Европе не принято даже ставить в угол. А как обстоят дела в наших семьях?
Учитель: Может быть, как в стихотворении « Взрослым».
Учащийся:
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я ?
Конец терпенью моему!
Де – мо – би – ли – за- ция!
Учитель: Спор о наказаниях продолжат звери, которые собрались на лесной поляне на родительское собрание.
Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг, молва:
На полянке ровно в шесть
Собирает всех Сова
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов.
( в сценке участвуют дети)
Енот.
Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой лисенок снова
В школе мучает косого?
Лиса
Ой, не говори, Енот,
Он и дома – сущий черт!
Еж.
Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк.
Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Еж.
А скажи-ка мне, медведь,
Твой сынок ведь любит петь.
Может, он, совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем.
Медведь.
Не могу сказать, сосед,
Я Мишутку вижу редко.
Учитель:
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос.
Сова.
Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Учитель:
Зашумела вдруг толпа.
Лиса.
Что за глупости, Сова?!
Я лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь
Про Медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Учитель:
Папа – заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Возможно с пафосом изрёк…
Заяц.
Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «а ушах»,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Учитель:
Протрещала тут Сорока.
Сорока.
Я в беде не одинока
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.
Учитель:
Зашумела вновь толпа.
Кто был « против»,
Кто был « за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова….
Сова.
Я прошу вас, звери – мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье на « ремне»
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Енот.
Как не бить?
Учитель:
Сказал Енот.
Крот.
Да – Да – да!
Учитель:
Тут вторил крот.
Белка.
Ну, а мне …….
Учитель:
Всплакнула белка.
Белка.
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает на поляне,
И танцует до утра.
Учитель:
Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в совиной было власти
Перекрыть их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.
Учитель: Вот какая история произошла на лесной поляне.
А мы продолжаем наш разговор. Наш следующий вопрос о труде. Выступает педагог – новатор ( Ф.И.О ребенка)
Учащийся: У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности.
Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок – растет и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами: « пожалуйста», « если тебя не затруднит».
Учитель: А знают ли наши родители вежливые слова? Сейчас проверим.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого ( спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ( добрый день)
-Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо)
-Когда бранят за шалости,
Говорим: ( « Прости, пожалуйста»)
- И во Франции и в Дании
На прощанье говорят : ( до свидания)
Учитель: Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их об этом просить, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.
(сценка, участники – дети)
Учитель:
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
Мама.
Был на квартиру налет?
Дети. Нет
Мама.
К нам приходил бегемот?
Дети. Нет.
Мама.
Может быть, дом не наш?
Дети. Наш
Мама.
Может, этаж не наш?
Дети. Нет.
Это приходил Сережка.
Поиграли мы немножко?!
Мама.
Значит, это не обвал ?
Дети . Нет.
Мама.
Слон у нас не танцевал?
Дети. Нет.
Мама.
Значит, просто показалось,
Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберем
И порядок наведем.
Учитель: На нашем собрании присутствуют корреспонденты ( Ф.И.О детей), которые хотели бы услышать ответа на некоторые вопросы.
Учащиеся-корреспонденты:
-Знаете ли вы друзей своих детей?
-Вас обижали сверстники, когда вы были маленькими? И как в этих случаях надо поступать? Давать ли сдачи?
-Извиняетесь ли вы перед ребенком, если поступили несправедливо: наказали зря, подозревали в чем-то, лишили удовольствия?
-Надо ли объяснять ребенку, почему вы ему что – то запрещаете?
-Считаете ли вы, что ваш сын или дочь могут иметь от вас тайны?
-Делятся ли с вами дети своими переживаниями?
( ответы родителей)
Учащиеся-корреспонденты: Спасибо, мамы и папы.
Учитель: А сейчас мы вам покажем случай из жизни одной семьи.
Сын.
Папа, а как начинаются войны?
Папа.
Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой.
Мама.
Англия не может поссориться с Америкой.
Папа.
Да, кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоретический пример.
Мама.
Смешно! Да, ведь ты втолковываешь ребенку какие –то бредовые идеи.!
Папа.
Ничего бредового я ему не внушал!
Мама.
Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из ребенка не выйдет!
Сын.
Спасибо папа, спасибо мама.
Теперь мне ясно, как начинаются войны.
Учитель: А что думают наши родители? Можно ли было избежать этой ссоры? Ваши варианты. ( ответы родителей).
Учитель: Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института ( Ф.И.О ребенка).
Учащийся: Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен « сломаться» хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые?
Отвечу: воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!
Учащийся:
Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж « до упора».
Лежа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами – я слепой!
Учитель: У наших корреспондентов возникли некоторые вопросы к вам, уважаемые родители.
Учащиеся-корреспонденты:
-Ваш ребенок вернулся с прогулки грязным. Как вы к этому отнесетесь?
-Получали вы в детстве двойки? Как к этому относились ваши родители?
-Если бы узнали, что ваш ребенок курит, как бы вы поступили? (ответы родителей).
Учащиеся-корреспонденты: Спасибо.
Учитель: А сейчас, уважаемые родители, мы предложим вам решить одну воспитательную задачу.
( сценка, участники- дети)
- Отец посмотрел однажды в тетрадь сына и начал ругать.
- Ты что, дурной совсем! Не знаешь, как пишется, это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова? Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!
Учитель:
-А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!
- Мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор не прошел даром, чтобы он как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите, не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребенку: « Я люблю тебя таким, каков ты есть».
- Закончить наше родительское собрание мне бы хотелось стихотворением средневекового поэта Себастьяна Бранта.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Принятие решения родительского собрания в форме памятки « Кодекс истинного родителя».
Литература
Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы.- М, 2006.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.- М., 2006.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- М., 1990.
// «Начальная школа», « Педсовет» , « Воспитание в школе», « Школьный психолог».
Наталья Васильевна Марфюк