Родительское собрание «Культура речевого общения подростков»

1
0
Материал опубликован 12 February 2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Белбажская основная школ»

Родительское собрание

в 8 - 9 классах


 

Тема: «Культура речевого общения подростков»


 


 

Классный руководитель:

Догадова Г.В.

ЦЕЛЬ: обсудить с родителями проблему воспитания культуры общения подростка; определить роль семьи в воспитании культуры общения; развивать стремление к овладению правильной, образной, логически последовательной речью, к её совершенствованию.

.

(Эпиграф к родительскому собранию записан на доске):

Наш язык заслужил право

на бережное к себе отношение,

всенародную заботу.

Борис Васильев

В  настоящее время школу волнует состояние уровня национальной речевой культуры, поскольку русский язык претерпел значительные изменения: язык «улиц» (нецензурная и жаргонная лексика) часто звучит не только в повседневной жизни, но и в средствах массовой информации, в речи политиков, в художественной литературе, а также в речи школьников. По данным   исследований  выявлено, что современное состояние русского языка школьников отличает не только низкая культура речи, небрежное и пренебрежительное отношение к слову, но и мода на иностранную лексику, на язык интернет - общения.      
Защитить, сберечь наше величайшее достояние, наше великое русское Слово. Именно к этому призывают нас строки поэта, Нобелевского лауреата – Ивана Алексеевича Бунина:

И нет у нас иного достоянья! 
Умейте же беречь 
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,  
Наш дар бессмертный – речь.

Язык — это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждом слове прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей.
Если провести исследовательскую деятельность по изучению состояния русского языка, по изучению причин нарушения экологии русского языка, то это позволит каждому задуматься над состоянием собственной речи, коммуникативной культуры, а также над последствиями, к которым приводит низкий уровень речевой культуры. Это позволит вовлечь учителей, учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры, и даст возможность создания среды для повышения уровня речевой культуры людей. Работа над повышением культуры речи и даст возможность осознать  значимость русского языка  как части духовной культуры нации, и, тем самым, сохранить русский язык.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

- Придаёте ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи?

- Какими способами?

- Умеет ли ваш ребенок регулировать громкость, темп своей речи?

- Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?

- Как вы считаете, говорит ли ваш ребенок бранные слова?

- Проводите ли вы профилактическую работу в этом направлении?

- На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребенка?

- Какие испытываете трудности в развитии речи ребенка?

Хорошо известно, что дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными.
Значительно труднее воспитать культурные навыки у ребёнка, если в его семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, и в доме не соблюдается чистота и порядок. Некоторые родители удивляются, откуда у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей, окружающих людей, школу и учителей и далеки от мыслей, что виноваты прежде всего сами, их обычное поведение в семье.
Важную роль в воспитании навыков вежливого поведения имеет характер отношения между родителями. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её после обеда, то он даёт плохой урок своим детям, в такой семье дети обычно вырастают невнимательными в отношении между собой. По малейшему поводу ссорятся, кричат, возбуждённо спорят, ссылаясь на особенности своего характера. Такое поведение перенимают и дети. Если родители грубы, невнимательны и непочтительны к старшим в семье, то такое же отношение к своим бабушкам и дедушкам перенимают и дети.

Глубоко был прав и А.С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубите или хвастаетесь, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании, вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и ни какие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

- А умеют ли вести беседу наши дети?

Если внимательно послушать речь современных подростков, то можно услышать то, что их речь наполнена своеобразными, исковерканными и не всем понятными словами. Для нас, взрослых, не всегда эта речь кажется приемлемой в обществе, и называется она никак иначе, как сленг подростков.

Подростковый сленг современной молодежи демонстрирует воспитание и культуру речи подростков. Однако очень часто происходит так, что родители не могут понять, откуда же, на самом деле, берется этот довольно странный жаргон. Ответ на этот вопрос один – подростки сами придумывают эти слова, со временем пополняя и пополняя свой словарный запас.

Для самих подростков конкретное слово в подростковом сленге появляется в определенное время и отображает окружающую реальность.

Почему же возникает сленг у подростка? Неужели для того, чтобы выразить свою мысль им не достаточно обычных культурных слов? С точки зрения психологии, подростки используют сленг в своей повседневной речи для того, чтобы таким образом выделиться из толпы и отличиться от остальных.

Очень часто сленговые слова подростка могут быть понятны только ему самому или его окружению. Некоторые подростки используют сленг для того, чтобы шокировать окружающих, а также противостоять социуму и его правилам. Кроме этого, сленг у подростка появляется в том случае, если он владеет скудным словарным запасом.

К сожалению, большинство современных подростков деградируют и вместо того, чтобы развивать себя морально, стремиться получить как можно больше знаний, они отдают предпочтение времяпрепровождению за экранами телевизоров, планшетов и компьютеров.

Что же делать родителям с подростковым сленгом? Во-первых, внимательно проследить за собственной речью для того, чтобы удостовериться, не проскакивает ли иногда и в Вашей речи что-то подобное. Во-вторых, постарайтесь выяснить, понимает ли подросток значение тех слов, которые употребляет. В большинстве случаев, подростки, осознав бессмысленность того или иного слова, перестают его употреблять. В-третьих, старайтесь периодически объяснять подростку то, что сленг вредит культуре речи.

Главной задачей родителей является привить подростку любовь к чистой, грамотной и культурной речи.

Пересмотрите свое отношение к подросткам, которые употребляют нецензурные слова в своей речи. Если необходимо сделать замечание, то  не бойтесь и сделайте им замечание, покажите опасность и губительность последствий, которые несут эти слова. Дайте им возможность изменить свою жизнь и стать нравственным человеком.

Из каких же слов, оборотов состоит речь сегодняшнего подростка?

Это жаргонизмы, так называемый молодежный сленг, слова-паразиты, засоряющие речь, и нецензурные выражения. Культура речи зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей. Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм. «Слова - паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова - паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот»,  «э-э-э» и т.п.

Большинством лингвистов считается, что «слова - паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.

Причины  употребления  слов-паразитов можно  разделить на четыре  группы:

1) недостаточный  словарный запас (говорящему не всегда удаётся  быстро найти нужное слово);

2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4) мода на некоторые  слова.


Орфоэпическая задача: Предлагаю вам проверить себя, правильно ли вы произносите некоторые слова:

алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее, балУясь, дОсуха, начАвший, нАчатый, пО двое, понЯвший, пОнятый, каталОг, блАговест,баловАть, газопровОд, украИнски

Разговор о культуре общения.

- Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?

- Потому что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы!

Всем ясно: культуру общения одними разговорами не привьешь. Если ребенок слышит, как родители при нем говорят раздраженным тоном, как закричала на своего сына соседка, выходит, как пнул сапогом подвернувшегося щенка и выругался обозленный чем-то отец, то позже и он начнет грубить людям, срывать зло на слабом.

Культуре общения помогают правила:

1. Не говорите о человеке плохо в его отсутствии.

2. Некрасиво бестактно прерывать разговор.

3. Если срочно нужно что-то спросить, то прежде всегда необходимо извиниться.

4. В разговоре неприлично выпячивать свое «я».

5. Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, на часы, не теребить пуговицы собеседнику, не жестикулировать.

6. Не следует разговаривать, находясь на большом расстоянии от собеседника.

7. Находясь в компании, не следует шептаться.

8.Помни: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.

«Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей» Л.Н.Толстой.

Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком - это задача взрослых.

Богатство языка познается через поэзию. Привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям — одна из основных задач воспитания наших детей.

Очень часто можно наблюдать как взрослые люди, слыша нецензурные слова от детей, стараются не обращать на это внимание, равнодушно проходят и не делают никаких замечании. Это приводит к тому, что они сами попустительствуют и таким образом дают знать детям, что это нормально. Ребенок использую матерные слова в присутствии взрослого, не слыша замечании внутренне перестает уважать такого взрослого человека, и нецензурная лексика еще больше проникает в его душевное состояние, нанося ему тяжелый вред. Если Вы услышали нецензурную речь - не бойтесь высказать замечание в спокойной форме, кто бы перед Вами не был, так как этот человек такими словами разрушает в первую очередь и Ваше внутреннее состояние. Вы имеете право, защищать свое внутреннее душевное состояние. Если Вы не делаете замечание, то Вы не даете шанс тому человеку измениться, поскольку может быть именно Ваши слова, Ваши спокойные замечания дадут ему понять всю опасность матерных слов и услышав Ваше замечание, он сможет преодолеть эту зависимость.

 «Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему Отечества».

Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей.

Исключим из речи наших детей повторы, бранные слова, неточности в произношении слов.

Из всего сказанного хочется сделать вывод: хороший пример родителей – первое и основное условие воспитания культурного человека. Только при совместной, систематической работе учителя и родителей можно добиться положительных результатов в нравственном воспитании школьников
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.