Родительское собрание на тему «Воровство детей и подростков»
Пояснительная записка к презентации
ВОРОВСТВО ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Цель: Знакомство родителей с причинами детского воровства, отработка методов и
приемов коррекционного воздействия на ребенка, профилактика нарушений в поведении
детей и подростков.
В основе всякого воровства лежит слабо развитая нравственность. Это получение нужных для личности ценностей кратчайшим и быстрым путем при этом, не принимая во внимание правовые и морально-этические нормы.
Общество осуждает и рассматривает воровство как преступление и требует справедливого наказания, так как в любом случае есть альтернатива – не украсть.
«Не укради…» так звучит одна из христианских заповедей, и она основана на извечной человеческой потребности в честности, на желании вырастить хороших, честных детей.
Честность – одно из ведущих качеств, определяющих нравственный облик человека. Но качество это не относится к числу врожденных. Честность формируется там, где есть воспитание честности.
Когда такое воспитание начинать?
Некоторые дети уже в раннем возрасте, вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной социальной микросреде, приобретают навыки аморального поведения и обладают определенным жизненным опытом отрицательного характера. Это, конечно, не означает, что ребенок, который воспитывается в неблагоприятной семейной обстановке, фатально обречен стать неполноценной, в нравственном отношении, личностью.
В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует, во-первых, всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию. Например, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только данную, конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим людям, так как это плохой поступок — кража. Надо стремиться выработать у ребенка не только правильную привычку, но и общее правильное отношение (в данном случае — отрицательное отношение к воровству в целом, а не просто привычку не брать чужие вещи).
Во-вторых, необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительный проступок ребенка (совершенный им часто по неведению) не оставался незамеченным, не вызывал надлежащую реакцию окружающих. А. С. Макаренко писал по этому поводу, что первый случай детского воровства — это не воровство, это «взял без спросу», а потом это делается привычкой, воровством.
Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружающей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе.
Таким образом, ранняя профилактика нарушений поведения детей должна, по существу, начинаться с первых же дней жизни ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется, в основном в семье.
ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы:
1) причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
2) причины, связанные с социальными и психологическими проблемами.
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
К первой категории относятся люди, имеющие психические расстройства, которые проявляют сниженную способность к осознанию и контролю своих действий вследствие интеллектуальной или эмоционально-волевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами преступных действий.
К медико-биологическим факторам относится клептомания. Этот диагноз имеется в DSM-4 и МКБ-10 (шифр F63.2). Диагностическими критериями по DSM-3-R являются:
Периодически возникающие у субъекта непреодолимые импульсы украсть предметы, которые ему не нужны для личного пользования и которые не имеют материальной ценности.
Повышенное чувство напряжения непосредственно перед совершением кражи
Удовольствие или облегчение во время совершения кражи (хотя потом может возникнуть чувство вины или тревога)
Кража не совершается, как акт гнева или мести
Кража не связанна с нарушением поведения или расстройством личности антисоциального типа
Среди причин, связанных с психологическими и социальными проблемами традиционно выделяют следующие:
1) дефекты правового и нравственного сознания;
2) содержание потребностей личности;
3) особенности характера;
4) особенности эмоционально-волевой сферы.
Необходимо учитывать и возрастные этапы развития ребенка. Хочу вам для этого рассказать историю придуманную Л. Кольбергом:
В одном небольшом городке смертельно болела женщина. Врач сказал ее мужу, что есть лекарство способное вылечить ее. Это лекарство придумал и продает один человек, живущий в этом городе. Затраты на его получение в десять раз меньше, чем его цена. Мужу удалось собрать только половину суммы, и с ней он пошел к продавцу. Тот отказался отпустить лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его.
Имел ли право так поступить муж?
Что в поведении людей в этой ситуации было правильным и неправильным?
Если кто-то поступил неправильно, то почему?
Попробуйте самостоятельно проанализировать ответы на вопросы. Детям подобное задание желательно давать в письменном виде. Главное в анализе это обоснование неправильного поступка и его последствий.
Если вы в обосновании ориентируетесь на поощрение или наказание, то по Кольбергу этот этап рефлекторной морали свойственен детям до 7 лет.
Если вы ориентируетесь на образец “хорошего или плохого человека”, а также правила и нормы, установленные авторитетными лицами или организациями. А также чувство стыда или вины испытываемое при их нарушении. То это второй уровень, определяемый социальными закономерностями. Его дети достигают к 13 годам.
Если вы ориентируетесь на принципы общечеловеческой морали, основанные на уважении других люде или самоуважении, чтобы избежать самоотчуждения, потери достоинства или угрызений совести, то это постконвекциональный этап развития морали. Кольбергом он описывался в терминах психологии личности, и он не смог однозначно подтвердить, что все люди достигают его. В работе с детьми, он считал целесообразным вести объяснение поступка в соответствии с той стадией, на которой находится ребенок, опираясь при этом на зону ближайшего развития.
В нашей школе среди обучающихся 7-9 классов было проведено анкетирование «Ваше отношение к краже», в опросе участвовало 40 человек
Таким образом, мы видим, что большинство учащихся (33%) выделяют такой аспект воровства как стремление удовлетворить свои потребности. 5% учащихся выделяют воровство как агрессивное поведение. 5% Стремление к самоутверждению (за компанию).
Таким образом, 30% обучающихся допускают воровство.
Таким образом, 35% обучающихся способны на кражу.
Таким образом, 60% обучающихся воровали.
Также среди обучающихся была проведена диагностика склонности к преодолению социальных норм и правил по методике Клейберг Ю.А.
Цель методики: выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении детей.
В диагностике приняли участие обучающиеся 7-9 классов. Обследовано 40 человек.
3% обучающихся имеют предрасположенность к воровству.
На вопрос: «Как избежать детского воровства?» Нет ответа. Воровство с точки зрения психологических основ — явление комплексное. Воровали всегда и, наверное, будут воровать еще очень долго, если, конечно, когда-нибудь человечество не проникнет в тайны человеческой психики и не сможет раз и навсегда заблокировать базальтные участки головного мозга, ответственные за инстинктивное поведение.
Но очевидно одно: ни запрет, ни страх наказания, ни что-то другое вовсе не уберегут ребенка. Его остановит только глубокое внутреннее чувство — стыд. Нельзя представить себе: «Стыдно, но ворую», потому что стыд — это нежелание души мириться с плохим поступком или отказ от его совершения.
Выделяют основные типы детского воровства, тесно связанные с особенностями развития личности ребенка. Рассмотрим эти типы и алгоритмы коррекции
1. Воровство как этап в развитии нормативной личности:
1) воровство в рамках игровой деятельности;
2) воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий.
Воровство как этап в развитии нормативной личности проявляется с двух с половиной – шести-семи лет в двух вариантах.
Первый – воровство в рамках игровой деятельности.
Ребенок берет чужие вещи, смешивая в игре контексты «свои-чужие игрушки»: осознает кражу именно как игру, ее факт легко признает, но может и скрывать, сожалея о необходимости расставаться с полюбившейся игрушкой.
Социально-педагогическая коррекция. Купить такую же свою игрушку, но когда появятся для этого средства (профилактика эгоизма). Активизация игровой деятельности с формированием интереса не к обладанию игрушками, а к собственному личному росту в игре. Медико-психологические технологии не требуются.
Второй – воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий. Ребенок берет чужие вещи в связи с отсутствием сформированных этических норм в отношении «чужого»: осознает кражу как норму поведения, доволен ею, апелляцию взрослых к «совести» не понимает; этические регуляторы недостаточны и в других сферах деятельности (дружба, учеба).
Социально-педагогическая коррекция. Семейный совет с участием ребенка: поделиться переживаниями друг с другом и с ребенком в связи с его кражей; обсудить размер ущерба для семьи, способы его компенсации; ребенок должен определить свое участие в этом. Включить ребенка в планирование семейного бюджета, в том числе его собственного (с ограничением в первые недели компенсации ущерба). Нельзя стимулировать успехи в учебе деньгами. Убрать в недоступные для ребенка места все деньги и ценные вещи (ювелирные изделия и др.), объяснив ребенку, что это – для исключения «соблазна».
Психологическая коррекция. На семейном совете и далее непрерывно обсуждать с ребенком положительные качества его личности, подводить позитивные итоги дня, недели, месяца и тем самым активизировать у ребенка переживание успехов в различных видах деятельности (в том числе в учебной), мотивируя их развитие и укрепляя социально приемлемые этические установки, развивая структуры личности «Я – взрослый» (самостоятельность, способность начинать деятельность по своей инициативе, планировать и завершать ее и самостоятельно оценивать результат).
Воровство как расстройство основных механизмов индивидуального развития и социализации личности.
Воровство как следствие давления на личность асоциальной группы сверстников. Ребенок ворует не для себя, а для группы, которая его подчинила. Особенно опасным данный тип воровства становится при психологическом инфантилизме и подчиняемости ребенка. Осознание неэтичности своего поведения и хроническое унижение формирует внутренний конфликт; внешне он проявляется неврастенией, фобиями и в конечном итоге — депрессией.
Воровство как компенсация фрустрации отдельных значимых потребностей личности ребенка, а именно: потребность в повышении самооценки, в признании, в защите, в самореализации, в наличии друзей или потребность в принадлежности к группе. Любой из этих смысловых кризисов развития личности в течение одного-трех лет приводил к появлению у ребенка преневротических расстройств: сниженной самооценки, эмоциональной неустойчивости, неуверенности и страхам. Воровство в этих случаях возникало как случайно найденная форма поведения, которая приводит к временной компенсации преневротических расстройств.
Воровство как гиперкомпеисация кризиса прогрессирующей педагогической запущенности. Вначале ребенок дает личностную реакцию на неуспехи в учебе, которые связаны с его личной неготовностью к ней. Далее какое-то время ребенок (обычно под нажимом взрослых) пытается компенсировать неуспехи интенсификацией учебной деятельности. В отсутствие адекватной медицинской и психолого-педагогической помощи эта компенсация не дает результата. У родителей развивается непринятие ребенка. У самого ребенка возникают пассивно-оборонительные реакции — уход от учебы, протесты и отказ от нее, а затем — неврозы (неврастения, фобии). Мотивация к учебе снижается.
Воровство как механизм социализации ребенка в асоциальной среде. В данном возрасте возникает в случаях преждевременных (до пубертата) реакций группирования, выполняющих для ребенка функцию активной психологической защиты (совпадающего поведения) при сочетании прогрессирующей педагогической запущенности и отвержения со стороны класса. Ребенок социализируется в “уличной” группе: включается в ее виды деятельности, у него возникают роли в группе, статус и навыки поведения; от группы он получает защиту от неудач, “новую” систему мотивов и ценностей, включая оценку себя как значимой личности. Ребенок защищает (ложью) не только свое воровство, но и всю группу; глух к морали взрослых, выявляет “перевернутую” этику (именно удачное воровство — признак успеха).
Воровство как вариант патохарактерологического развития личности
Воровство как патологическое развитие личности в условиях хронического эмоционального отвержения родителей
Вначале у родителей возникало отвержение либо самого факта существования ребенка (“нежеланные” дети), либо его конституциональных свойств — анатомических или темпераментных. Далее с началом формирования личности ребенка в кризисе трех-четырех лет отвержение проявлялось в виде аномальных стилей воспитания: авто-ритарный стиль (с подавлением формирующейся автономности личности ребенка), “либеральный” или гипоопекающий (с неучастием родителей в формировании у ребенка сложной системы мотивов и интересов и способности к завершенной самостоятельной деятельности), стиль с предпочтением в ребенке детских или взрослых качеств, не соответствующих его текущему возрасту. Сюда же мы относили и воспитание ребенка отцом-алкоголиком. В результате к завершению у ребенка кризиса трех-четырех лет семья не выполняла по отношению к нему все свои базовые функции — психологического принятия, защиты, воспитательной, первичного социального контроля и др. У ребенка не формировалась эмоциональная потребность в семье, привязанность к ней; он не воспринимал ее ценности. Негативизм, протест и оппозиция взрослым, свойственные кризису трех-четырех лет, продолжались и на следующих этапах (5-7 и 7-11 лет), но становились уже патохарактерологическими реакциями. Компенсаторно дети искали себе лидеров, обычно — старшего возраста, выполнявших для них функцию “суррогатных” родителей, и становились психологически зависимыми от них. Воровство и деятельности, обеспечиваемые им вне семьи, становились для детей как бы моделью семейных отношений.
Воровство в связи с формирующейся зависимостью от игр на ПЭВМ или на игровых автоматах
Начиналось с момента формирования у игры качества сверхценного увлечения: вытеснение других хобби, снижение значимости учебы, изменение круга общения, резкое увеличение времени игр (до нескольких часов в день), “неодолимое” желание возобновить или продолжить игру и нежелание ее завершать. Игра становилась самым желаемым и главным делом жизни, ее смыслом, т.е. мотив игры приобретал качество ведущего и смыслообразующего. данный вариант воровства возникает в 8-9 лет при сопротивлении родителей интересу ребенка к компьютерам и отказе от использования его для развития личности ребенка (в кружках и школах компьютерной грамотности); воровство было осознанным — дети были готовы обсуждать его, но при условии отсутствия критики родителей в адрес увлечения компьютерами.
Воровство как расстройство основных механизмов индивидуального развития и социализации личности (2-й тип) и воровство как вариант патологического развития личности (3-й тип) требуют медико-психологического лечения детей и психотерапевтической коррекции семьи, в которой воспитываются эти дети.
Предлагается ответить на вопрос: каковы воспитательные ошибки взрослых, приведшие детей к обману и воровству?
Педагогическая задача 1.
«… Мальчик трех лет играет чертежными инструментами и деталями от счетных машин, потому что у папы на работе их «навалом».
Педагогическая задача 2.
«… В походе ученикам пятого класса не хватило еды. Под руководством вожатого они ночью накопали картошки на колхозном поле».
Педагогическая задача 3.
«Когда сыну было три года, он с нашего разрешения обменивался с товарищами во дворе игрушками. В пять лет, когда он начал гулять один, в доме стала появляться то одна, то другая чужая игрушка. Мы считали, что он по-прежнему меняется с товарищами. В шесть лет он обменял мое золотое кольцо на коньки. При этом соврал, что ему дал их на время мальчик со двора. Когда ему было семь лет, у нас из карманов стали пропадать деньги…»
В этих примерах мы видим одну общую черту: путь к обману и воровству детям облегчили воспитательные просчеты, явные ошибки взрослых.
Поначалу безобидные желания детей, поощряемые взрослыми, разрослись, стали со временем главными, более сильными стимулами поведения.
Литература:
Камин А. А. ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО 4.04.1998 Н. Новгород
Котцова А.М. Воровство как вид девиации в подростковой среде /науч. ред. И.И. Осинский. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. – 58 с.
Нелидов, А. Л., Щелина, Т. Т. Психолого-медико-социальная коррекция личности ребенка с синдромом раннего воровства // Начальная школа. – 2000. – № 9.
Шипицына Л.М. Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. - 276 с.
Айгуль Айратовна