Родительское собрание «Обязанности подростка в семье»
Пояснительная записка к презентации
-Тема родительского собрания: «Обязанности подростка в семье»
(слайд 1)
Цели: (слайд 2)
- Обсудить с родителями обязанности подростка в семье.
- Формировать понимание о важности привития трудовых навыков для дальнейшей социализации в обществе.
Задачи: (слайд 3)
- Мотивировать родителей на привитие трудовых навыков личным примером в семье;
- Предложить родителям список домашних обязанностей для подростков.
Участники: педагог, родители.
Форма проведения: обмен мнениями.
Организация родительского собрания:
- подготовка приглашений для родителей;
- подготовка памяток;
- разработка сценария собрания.
Ход собрания:
1. Вступительное слово педагога:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Вы все любите своих детей и желаете им только добра. Быть родителями - это счастье, радость, но в то же время и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы иногда испытываете сомнения. Сегодня мы узнаем:
- Есть ли обязанности у подростков дома? Какие?
- Когда и как они их выполняют?
-А для начала проведем анкетирование.
2. Анкетирование родителей. (слайд 4)
(Анкета для родителей раздается на листочках)
1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
2. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по «личным делам»?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
3. Интересуются ли они Вашей работой?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
4. Знаете ли Вы друзей Ваших детей?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
5. Бывают ли они у Вас дома?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
6. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
7. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
8. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
10. А в «детские праздники» предпочитают ли ребята, чтобы Вы были с ними или хотят проводить их «без взрослых»?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
11. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
12. А телевизионные передачи и фильмы?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
13. Бываете ли Вы вместе в театрах, музеях, на концертах?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
14. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми или без них?
(подчеркните: да, нет, иногда, редко).
- А теперь сосчитаем баллы (слайд 4)
За ответ «да» - 2 балла;
«редко», «иногда» - 1 балл,
«нет» - 0 баллов.
- Подсчитываем сумму.
Более 20 баллов - ваши отношения хорошие.
От 10 до 20 баллов - отношения удовлетворительные, но недостаточно разносторонние.
Менее 10 баллов - ваши контакты недостаточны, нужны срочные меры.
3. Сообщение педагога:
У подростка в семье должны быть домашние обязанности. Самое главное, важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ему, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться. Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться.
- Для чего нужны домашние обязанности? (дискуссия с родителями)
Этот вопрос часто кажется родителям избыточным. Домашние обязанности? Как для чего? Это же и так понятно. Между тем, к сожалению, ответ не так прост, как кажется сначала. Возможны различные варианты ответов, рассмотрим некоторые из них:
- Обязанности нужны потому, что они нужны. (слайд 5-7). Ребенок должен приучаться быть аккуратным и трудолюбивым.
- Выполняя какие-то домашние дела, ребенок учится планированию, учится ставить перед собой цели и вырабатывать определенные навыки, которые помогают достижению этих целей. Спустя какое-то время ребенок понимает, что вещи, положенные на место, существенно экономят время.
- Обязанности учат рассчитывать на свои силы.
- Домашняя работа учит самодисциплине. Выполняя домашние дела, подросток учится создавать себе рабочее настроение.
- Собственные обязанности в семье дает ему понять, что он является важным членом своей семьи. Подростки нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.
- Занимаясь домашними делами, подросток готовится к социализации в обществе, получает представление о жизни, как о цикличном процессе.
4. Обмен мнениями: (слайд 8)
- Теперь попытаемся ответить на вопросы, которые были озвучены в начале собрания:
- Есть ли обязанности у подростков дома? Какие?
- Когда и как они их выполняют?
(Обмен родителей своим опытом.)
5. Заключительный этап родительского собрания.
Домашние обязанности также способствуют формированию у подростка трудолюбия, вежливости и честности. Когда вы даете поручение, ожидая, что он выполнит его в срок, он понимает, как важны пунктуальность и соблюдение сроков. Когда вы поощряете его за выполненную работу, он понимает необходимость работать.
Рассмотрим список- памятку домашних обязанностей для подростков: (слайд 9-11)
- Мыть посуду вручную, а также можно научить пользоваться посудомоечной машиной. Расскажите, как делать это безопасно и эффективно;
- Выносить мусор, потому что они уже достаточно сильны, чтобы переносить тяжелые вещи;
- Кормить домашних животных, выгуливать их, купать и ухаживать за ними;
- Пылесосить квартиру, кроме того, это не нужно делать каждый день;
- Мытье полов, требует силы и выносливости;
- Приготовление простых блюд – важный навык для подростков, они должны уметь сделать бутерброд, приготовить кашу, пожарить яичницу и т.д
- Чистить ванну или душевую кабину – непростая задача, которая требует больших усилий. Объясните подростку, что при этом нужно быть осторожным, использовать резиновые перчатки и чистящее средство. Хотя это поручение обычно не вызывает у подростков особого интереса, ванну необходимо уметь чистить в любом случае. Поэтому следует научить этому.
- Мыть холодильник. Подростки могут сортировать и правильно раскладывать продукты в холодильнике – так они узнают о правилах хранения продуктов. Однако сначала им необходимо ваше руководство;
- Дети в возрасте 13–15 лет могут выполнять работу во дворе и саду: ухаживать за газоном, собирать опавшие листья, поливать растения и т.д.;
- Если вы ездите вместе с ребенком на машине, вы можете поручить ему уход за ней. Например, он может регулярно мыть машину;
- Зимой можно поручить откидывать снег от крыльца дома.
6. Подведение итогов
Очень важно объяснить ребенку с детства, что его посильная помощь освободит родителям время для других, более интересных совместных занятий — прогулок, походов в парк, игр или просмотров фильмов. Ребенок должен понимать, что его работа нужна и важна, — это, во-первых, создаст ощущение собственной важности и взрослости, во-вторых, приучит к ответственности.
Всему вышесказанному противоречит распространенная в последние годы тенденция давать подросткам деньги за то, что они выполняют обязанности по дому. Карманные деньги должны быть у подростка вне связи с выполнением той или иной работы. А работу по дому нужно выполнять не за деньги, а за совесть — именно это означает являться полноправным членом семьи. К. Ушинский говорил, что свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Олеся Чиркова