Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА №1 ИМ. В. ВОЛОШИНОЙ
Родительское собрание
«Безопасность детей в сети Интернет»
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Алымова Елена Петровна
Г. НАРО-ФОМИНСК
Цель: оказание помощи родителям в безопасной работе детей в Интернете.
Задачи:
познакомить родителей с угрозами, с которыми дети могут столкнуться в Интернете;
познакомить родителей с видами компьютерных игр;
расширить знания родителей о причинах, признаках, последствиях интернет-зависимости;
познакомить родителей с советами специалистов по общению детей с интернетом;
научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с детьми.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оборудование:
компьютер мультимедийный проектор.
электронная презентация «Безопасность детей в сети Интернет».
Участники:
родители обучающихся.
Ход родительского собрания.
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада встрече с вами.
Предлагаю вам вспомнить свое детство. Я вам буду задавать вопросы. А ваши ответы записывать на доске.
Что вы делали в свое свободное время?
В какие игры вы играли?
Звучит песня «Детство». Родители называют игры, педагог записывает их на доске, затем зачитывают названия игр.
Педагог: Накануне родительского собрания я провела с ребятами беседу, в какие игры они играют сейчас.
Педагог открывает вторую сторону доски, где написаны игры детей.
Педагог: Судя по ответам, игры вашего детства были немного иными, чем игры ваших детей «Догонялки», «Казаки-разбойники», «Прятки», и т.д.,
А игры ваших детей связаны с компьютером. Ведь современные дети легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернет отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства. Все большее количество детей получает возможность пользоваться Интернетом. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но, как и реальный мир – сеть может быть опасна: в ней появились своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления.
Сегодня 9 февраля во всем мире отмечается День Безопасного Интернета, в том числе и у нас в России. Тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Безопасность детей в сети Интернет». В последнее время все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей во всемирной паутине. У меня в руках модель компьютера. Вам сейчас по очереди надо будет, передавая ее из рук в руки, высказать свою точку зрения и аргументы по вопросам, которые я вам буду задавать.
Вопросы.
Для каких целей используется компьютер в вашей семье?
Какие угрозы могут ждать вашего ребенка в сети Интернет?
Назовите ситуации из вашей жизни, связанные с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
Интернет общение в жизни ребенка - это хорошо или плохо?
Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете?
Нужно ли ограничивать общение детей в сети?
Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношению к общению в Интернете?
Какую пользу извлекает ваш ребенок при использовании сети Интернет?
Педагог задает вопросы, родители отвечают на них. Первый вопрос – модель компьютера передают по часовой стрелке, второй компьютерная модель - передают против часовой стрелки и т.д.
Педагог: Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что как и наш реальный мир, всемирная паутина так, же может быть весьма и весьма опасна. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Интернет угрозы». У вас на столах мышки зеленого и красного цвета.
Я буду зачитывать ситуации связанные с угрозами в интернете. Если ситуация опасна для ребенка, вам надо поднять красную мышку. Если ситуация безопасная для вашего ребенка поднимайте зеленую.
Ваш ребенок играет в онлайн – игры.
Вашему ребенку предлагают поучаствовать в онлайн- опросе.
Вашего ребенка приглашают погулять.
Ваш ребенок заходит в интернет из мест общего пользования, а также при использовании прокси-серверов.
Ваш ребенок смотрит фильмы в интернете.
У вашего ребенка просят пароль от его сайта.
Вашему ребенку присылаю угрожающие комментарии или неприличные изображения через социальные сети.
Ваш ребенок получает письма от незнакомых людей.
Ваш ребенок просматривает различные сайты.
Ваш ребенок получил письмо от незнакомого человека.
Ваш ребенок обменивается видео, музыкой и другими файлами с друзьями.
Ваш ребенок читает книгу в интернете.
Педагог зачитает ситуации, родители отвечают с помощью сигнальных мышек. Педагог подводит итоги игры.
Педагог: Многие исследователи сети Интернет говорят о существовании 6 основных угроз, которые подстерегают ваших детей в сети.
Проникновение в частную жизнь.
Виртуальные хулиганы.
Злоупотребление обменом файлами.
Виртуальные хищники.
Спам.
Игромания.
Проникновение в частную жизнь.
Некоторые организации пользуются формой опроса или регистрацией для сбора личных сведений. Заполняя всевозможные онлайн-формы. Ваш ребенок может предоставить конфиденциальные сведения о себе или вашей семье.
Вам надо рассказать ребенку, чтобы он не оставлял неизвестным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес без вашего разрешения. Предупредите ребенка, чтобы он был осторожен при выходе в интернет из мест общего пользования (интернет-кафе, онлайн-библиотека и т.п.), а также при использовании прокси-серверов. Объясните, что пароли с большей вероятностью могут быть украдены.
Виртуальные хулиганы.
В Интернете, как и в жизни: одни люди приятны, другие - нет. Вашего ребенка, могут обзывать, или запугивать, начиная с присвоения прозвищ и заканчивая физическими угрозами. Дети в ответ могут отсылать угрожающие комментарии или неприличные изображения через социальные сети, Viber, WatsApp или блоги.
Поэтому вам надо объяснить своему ребенку, чтобы он не реагировал на угрожающие сообщения и комментарии или на сообщения с какими-нибудь предложениями. Чтобы он игнорировал их, всегда рассказывать вам, если такие сообщения приходят.
Злоупотребление обменом файлами.
Расскажите ребенку, что обмениваться видео, музыкой и другими файлами рискованно. Что можно случайно загрузить ненужные материалы, компьютерные вирусы или программы-шпионы. Некоторые программы для обмена файлами дают доступ к компьютеру в любое время, пока он в сети. Ваш ребенок должен знать, что компьютерный вирус - вид программного обеспечения, который приносит вред. Он способен создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространяться по разнообразным каналам связи преследуя цель нарушить работы программно-аппаратных комплексов, удаления файлов, приведения в негодность структур размещения данных, блокирования работы пользователей или же приведения в негодность аппаратных комплексов компьютера. Расскажите ребенку, чтобы он не открывал прикрепленные к электронному письму файлы, которые прислал незнакомый человек. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить информацию, хранящуюся на компьютере или, ещё хуже, программное обеспечение самого компьютера. Объясните ребенку, что не надо устанавливать лишние ненужные службы Windows, которые не используете, например, службу доступа к файлам и принтерам и т. п. Это не даст возможности хакерам доступа к вашему компьютеру.
Вам надо обязательно установить антивирусное и антишпионское ПО, которое поможет избежать вредоносные атаки компьютер. Ведь дети очень любопытные и они не всегда могут слушать ваши советы.
Виртуальные хищники
Расскажите своему ребенку, что часто для сближения с людьми Интернет используют виртуальные хищники, цель которых - изолировать детей и убедить их встретиться лично. О людях в сети известно только то, что они сами сообщают о себе. Виртуальные хищники используют анонимность для обмана детей, притворяясь другим ребенком или кем-то еще, чтобы заслужить их доверие. Обязательно объясните своему ребенку, чтобы он не ходил на о встречу с интернет-знакомыми. Расскажите, что они не всегда являются теми, за кого себя выдают.
Спам. Дети очень любопытные открывают нежелательные письма и подвергают компьютер опасности. Ребенок должен знать, что спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь при получении большего количества писем тратит свое личное время и расходует оплаченный интернет-трафик. Также ненужная почта может содержать самозапускающиеся вложения (прикрепленные файлы) и вредные для компьютера программы.
Объясните ребенку, что не надо посещать не проверенные сайты, так как неизвестные сайты могут увеличить ваш счет за Интернет, потратив интернет-трафик. Нельзя посещайть сайты сомнительной тематики. Некоторые веб-сайты являются основным источником троянских вирусов пользователям интернета, при помощи использования уязвимостей в Internet Explorer и др. подобных программах. Научите ребенка следить за траффиком - его непонятное возрастание может быть свидетельством активности вредоносной программы. Приучите ребенка отключать соединение с интернетом тогда, когда он не использует интернет.
Игромания.
Еще одной проблемой является игромания. Проблемой игромании в России врачи занимаются последние семь - восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти-шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди детей в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра - это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. К выбору детской компьютерной игры или программы нужно относиться очень внимательно, психологи утверждают, что не все компьютерные игры благоприятно влияют на психику ребенка. Специалисты разделяют компьютерные игры следующие виды:
Обучающие и развивающие игры.
Игры - приключения.
Игры - стратегии.
Игры - убей всех.
Давайте более подробно поговорим про все эти виды игр.
Обучающие и развивающие игры очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Обучающие и развивающие игры очень познавательны: дети учатся цифры, буквы, получают знания об окружающем мире. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.
Игры – приключения очень красочны и эмоциональны, они сделаны на основе мультипликационных фильмов. Но психологи рекомендуют, следит за тем, чтобы ребенок не увлекался такими играми. Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм, коре головного мозга, вызывая судороги.
Игры – стратегии формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.
В играх - убей всех, присутствуют сцены убийства, герои имеют несколько жизней. Увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности. Данные игры провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей.
Очень важно защитить ребенка от интернет - зависимости для этого вам нужно выполнять ряд простых правил.
Как можно больше общаться с ребенком.
Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.
Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
Видео интервью с детьми.
А сейчас я предлагаю посмотреть, что дети думают о том, какую пользу и какой вред приносит общение с Интернетом. Прошу Ваше внимание на экран.
Вопросы, заданные детям:
Считаете ли вы, что Интернет представляет угрозу?
Сколько времени проводите за компьютером?
Кто из вас в отсутствии родителей имеет доступ в Интернет?
Каким сайтам и компьютерным играм отдаете предпочтение?
Кто из вас зарегистрирован в социальных сетях?
Сколько у вас там друзей?
Со всеми ли вы знакомы лично?
Что становится для вас решающим, добавить или не добавить в состав друзей незнакомого человека?
Кто лично встречался с теми, кто входит в перечень ваших друзей на личной страничке сети?
В основном дети не считают, что Интернет представляет угрозу. За компьютером с выходом в сеть Интернет проводят от 1 до 3 часов. Многие имеют личные странички на сайте «В контакте», ведут переписку с друзьями, знакомыми, играют в сетевые игры.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня, как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети - дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша с вами задача распознать интернет-зависимость ребенка на ранней стадии и установить пределы на пользование Интернетом. А также определиться с интересами ребенка, найти общие дела, которые отвлекут вашего сына или дочь от виртуального общения, дав понять, что маме и папе не безразлично, чем интересуется их ребенок, чему отдает предпочтения.
Если вам нужна более подробная консультация специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи «Дети-онлайн». Позвоните по телефону 8−800−25−000−15 (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9−00 до 18−00 мск). Или направьте ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com
Подробнее о Линии помощи вы можете узнать на сайте http://detionline.com.
Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от нашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно.
Завершая наше родительское собрание, я раздаю вам памятки «Безопасность детей в сети Интернет». Оградить ребенка от всех опасностей в интернете невозможно, но максимально снизить риск можно. Главный мой совет Вам – будьте внимательны к своим детям!
Список используемой литературы.
Акции детского портала Tvidi.Ru."Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/
Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
Интернет источники.
http://www.rgdb.ru - Российская государственная детская библиотека.
http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html- Безопасность детей в Интернете.
http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета.
http://www.detionline.ru/ - Ребенок в сети. Ребенок играет?
http://schule11.forum2x2.ru/t4-topic - Дети в сети Интернет.