Родительское собрание «Как стать родителями читающего ребенка»
Родительское собрание
«Как стать родителями читающего ребенка»
Задачи:
1.Показать значение чтения и его роль в успеваемости
школьника.
2.Обсудить проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей.
3.Дать практические советы по развитию интереса к чтению.
Подготовительная работа:
1.Приглашения для родителей (дети изготовляют сами).
2.Анкетирование детей и родителей.
3.Подбор книг для выставки.
4.Анализ прочитанных книг и читательских интересов учащихся.
6.Подготовить памятки для детей и рекомендации для родителей.
Оформление доски.
Тема собрания.
Эпиграф: «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге»
Ричард Бах
Ход собрания:
I. Вступительное слово.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы вместе обсудим проблему, которая остро стоит в наш компьютерный век. Это проблема чтения. Тема нашего собрания «Как стать родителями читающего ребенка».
Своеобразным эпиграфом к нашему собранию я предлагаю сделать просмотр видеоролика.
"Просмотр социального ролика"II. Беседа.
Как вы считаете, о чем этот сюжет? (Ответы родителей)
Почему этот сюжет мы взяли для обсуждения проблемы семейного чтения?
- (Ответы родителей)
Действительно, семья, отношения в семье, общие интересы и забота друг о друге, поддержка- это самые главные составляющие жизни человека. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос умным, любознательным и подготовленным к жизни в обществе.
И роль книги, роль семейного чтения играет огромную роль в развитии личности и интеллекта.
Практические задания.
Ситуация 1 Ребенок медленно и невнятно читает. Мама говорит с возмущением : « Сколько я тебя учила, разве так читают?» Смотри, как надо! А ребенок втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению.
– Как вы оцениваете поведение матери?
Какие рекомендации можно дать?
Коллективное обсуждение ситуации.
Ситуация 2 Мать рассказывает, что укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждет этой минуты.
- Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?
- Чем руководствуется мама, читая такому большому ребенку вслух?
- Что дает такая традиция?
Коллективное обсуждение ситуации.
III . Результаты анкетирования. В феврале 2022 года проведен опрос обучающихся 2 классов по теме «Книги в нашем доме»
Ваши дети так ответили на вопросы анкеты.
IV. 1. Ежегодно в школе проходит акция «Подари книгу школе». В октябре – ноябре учениками были подарены школьной библиотеке новые книги. Школе подарено 52 книги.
Много мероприятий проведено в обучающимися 2 классов за текущий учебный год. Интересно прошел конкурс чтецов «Загляните в мамины глаза…»
В последнее воскресенье ноября в нашей стране празднуется День матери. Этот праздник установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года.
25 и 29 ноября в нашей школе прошел конкурс чтецов, посвященный Дню матери, «Загляните в мамины глаза…». В конкурсе приняли участие 69 обучающихся 1-4 классов. Ребята наизусть читали разные стихи о маме, но все эти произведения объединило общее настроение: мама - это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. В исполнении детей стихи звучали нежно, проникновенно и искренне.
Победители и призеры конкурса, занявшие 1,2 и 3 места, награждены Грамотами; участники конкурса получили Сертификаты за активное участие в конкурсе чтецов «Загляните в мамины глаза…».
Педагоги-библиотекари выражают благодарность учителям начальных классов и педагогам, подготовившим детей для участия в конкурсе.
V. Вернемся к теме нашего разговора. Так как же стать родителями читающего ребенка?
Учёные предлагают следующие рекомендации:
1.Не надо заставлять подолгу читать, особенно на первых порах. Лучше читать понемногу, но чаще (5-7 минут и пересказ). Эффективность такой тренировки выше, чем читать 1-1,5 часа.
2.Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
3.Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения (8-10 строчек, отдых).
4.Чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще замерять скорость, сравнивать его с предыдущим.
-Оказывается, совсем не сложно КАЖДОМУ добиться хороших результатов. Нужно только помочь.
VI. «Круглый стол». Обсуждение вопросов.
-Считаете ли нужным создавать домашнюю библиотеку?
-Какие детские книги должны быть в домашней библиотеке?
-Как часто вы дарите детям книги?
-Задаёт ли ребёнок вопросы, связанные с прочитанными произведениями?
-Употребляет ли ребёнок какие-то фразы, строки из стихов в своей речи?
-Перейдём к вопросу «Что же читать детям младшего школьного возраста?»
Особое место занимают сказки. Как говорил К.Чуковский: «Сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб». Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь.
Для развития логического мышления можно использовать сказки Дж. Родари, В.Сутеева, Д.Хармса, Л.Толстого.
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Можно прочесть до того места, где требуется делать выбор и попросить ребёнка нарисовать или предположить, как поступит герой. Дочитайте до конца и сопоставьте ответ с тем, как поступил герой.
Развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети остро чувствуют ритм и музыку стихов. После чтения можно нарисовать картинку.
Чтобы ребёнок полюбил чтение, важно создать собственную домашнюю библиотеку.
Первый подход – рабочая библиотека: словари, энциклопедии,
научно – популярная литература, журналы.
Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми.
Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы.
Детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов, Б. Заходер.
Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - нужны книги энциклопедического характера: «Я познаю мир»
«Всё обо всём»
«Моя первая энциклопедия» и т.д.
VII . слайды 23-24. Обсуждение.
Анализ- 5 причин семейного чтения-чтение и комментарий каждой причины.
Лесенка «Как стать родителями читающего ребенка». Поднимаемся по лесенке, от простого к сложному, от единичного к системному.
VIII Родителям раздаются Буклеты «Как стать родителями читающего ребенка»
IX. Итог собрания. Решение собрания. Слайды 25 -26
Игра «Корзина желаний».
-Подводя итоги нашего собрания, я прошу вас написать на листочке свои впечатления, выводы, поделиться идеями по нашей теме и положить в мою корзину. Всем спасибо за сотрудничество.
Буклет
PUB / 753.5 Кб
социальный ролик
MP4 / 23.6 Мб
Список литературы:
1.Александрова Е. Как подружиться с собственным ребенком / Е. Александрова // Библиотечка «Первого сентября». – 2008. - N 17. – С. 3-32. – (Воспитание. Образование. Педагогика.). Рекомендации для родителей.
2.Белоногая В. Вместе читаем, играем, созидаем! : Опыт взаимодействия с ребенком в процессе обучения чтению / В. Белоногая // Семейное чтение. – 2009. - N 1. – С. 21-23. Поиск оптимальной методики обучения чтению.
3.Кашкаров А. Как привить ребенку любовь к чтению / А. Кашкаров // Семейное чтение. – 2009. -N 1. – С. 12-15. Для родителей детей от 2 до 12 лет.
4.Трофимова М. Как хорошо уметь читать / М. Трофимова // Здоровье школьника. – 2009. - N 10. – С. 12-16. Почему наши дети мало читают.
5. Штейн А.В. Ранее развитие. Как приучить ребенка читать.- М.: Айрис-пресс, 2006
http://education4children.ru/kak-privit-rebyonku-lubov-chteniu.html
http://en.calameo.com/books/0034903704ddc362b4d01
http://psyfactor.org/lib/makhovskaya32.htm
Читательский интерес //Домашний Очаг. – 2010. - № 7. – С. 66 – 69.
http://www.forfamilies.ru/de/kak-priuchit-rebenka-k-chteniyu/
Кияйкина Наталья Федоровна
Ухтинская Елена Геннадьевна