Родительское собрание нетрадиционной формы «Психологические олимпийские игры»
Родительское собрание нетрадиционной формы
«Психологические олимпийские игры»
(для родителей детей старшей группы)
Подготовила – Черепанова Ася Владимировна, педагог-психолог МБДОУ детского сада № 14 города Кирово- Чепецка Кировской области.
Цель – психологическое просвещение родителей в вопросах развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Способствовать психологическому просвещению родителей в вопросах развития познавательных процессов у детей 5-6 летнего возраста.
Содействовать развитию навыков взаимодействия с детьми в процессе развивающих занятий.
Способствовать сплочению родительского коллектива.
Материал: заготовки лист формата А5, ручки, наборы для игр («разрезные картинки», бланки «корректурной пробы» 4-5 лет, картинки для запоминания, картинка для игры «На что это похоже?»), бланк результатов для судьи.
Организация пространства: 3 большие стола (3 команды) родителей.
Предварительная работа: дети изготавливают подарки для родителей!
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители!
Ваши дети успешно прошли стартовую диагностику, результаты которой перед вами (выданы результаты родителям, индивидуально).
Они, как настоящие олимпийцы, прошли испытания и получили «золото» (высокий уровень), «серебро» (средний уровень) и «бронзу» (низкий уровень) за выполненные задания. Чтобы понять, с какими трудностями могли столкнуться дети в этом непростом испытании, вы станете сейчас участниками олимпийских игр «по познавательным видам спорта»!
Основные диагностируемые показатели познавательной сферы – уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения. Именно эти психологические процессы активно развиваются у детей в старшем возрасте и закладывают основу готовности к успешному обучению в школе, в будущем.
Представляю вам Судью сегодняшних соревнований – воспитатель вашей группы (Ф.И.О.), которому выдается бланк результатов.
Родители делятся, по случайному признаку, на 3 команды. Придумайте названия (вписать в протокол).
Итак, Олимпийские психологические игры объявляются открытыми (аудиозапись «фанфары»)!!!
дисциплина – «Внимание»
Особенности внимания в данном возрасте.
У детей старшей группы возрастает устойчивость внимания, появляется способность к распределению и переключаемости. Наблюдается переход к произвольному вниманию (запоминаю, делаю, думаю, обращаю внимание на то, что не нравиться, но НАДО запомнить, о чем НАДО подумать, на что НАДО обратить внимание). Подключаются волевые процессы, как новообразование возраста!
Какие упражнения и игры можно использовать
- Корректурные пробы,
- Лабиринт,
- «Найди такое же»,
- «Чем похожи, чем отличаются предметы».
Приступим к разминке! Выйдите из-за столов, встаньте так, чтобы не мешать друг другу при выполнении движений.
Упражнение «Сосулька-сугроб-снежинка» (адаптированное)
(цель – развитие внимания, произвольности)
Давайте поиграем, когда я буду говорить слова, вы выполняете соответствующие каждому слову движения.
«СУГРОБ» - развести руки в стороны,
«СОСУЛЬКА» - имитируем таяние сосульки (по левой ладошке ударяем пальцем правой руки),
«СНЕЖИНКА» - кружиться на месте.
Упражнение «Канон» (адаптированное)
(цель – активация внимания)
Все участники встают в круг. По очереди выполняют движения.
На счет 1,2…. Один – хлопок в ладоши, два – приседает…
На счет 1,2,3… Один – хлопок в ладоши, два – приседает, три – подпрыгивает…
На счет 1,2,3,4… Один – хлопок в ладоши, два - приседает, три – подпрыгнуть вверх, четыре – грозит пальцем и произносит «Ай-ай-ай».
Каждый новый счет начинаем в другую сторону.
Разминку закончили, а сейчас зачет (сдает 1 человек из команды). Выберите спортсмена, который будет защищать честь вашей команды и сдавать зачет по данной дисциплине.
Упражнение «Корректурная проба» (детский вариант, возраст – 4-5 лет).
Инструкция: «Перед вами лист бумаги. Ваша задача быстрее всех выполнить правильно задание (зачеркнуть елочку, обвести в кружок флаг и подчеркнуть звезду).
Бланки проверяет судья, после чего данные вносятся в протокол соревнований.
2 дисциплина – «Память»
Особенности памяти.
Формируется произвольная память. Ребенок способен при помощи усилий запоминать 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти 5-6 слов.
Что делаем, как тренируем память:
- Учим стихи, песни, пословицы и поговорки.
- Читаем и пересказываем рассказы детских писателей (о природе и животных, там много деталей, описаний),
- Произвольно запоминаем картинки и слова (8-10 предметов предъявляем, должны вспомнить не меньше 5 слов или картинок ), важно, что ребенок может вспомнить через 30 минут – 1 час.
- Даем детям поручения по дому, инструкция с 2-3 действиями (сходи…, принеси…, такого цвета).
Приступим к разминке! Закройте глаза и вспомните: во что одета судья наших игр? Какого цвета одежда и обувь? Какие украшения?
Молодцы! Приступаем к зачету! Выберите спортсмена, который будет защищать честь вашей команды и сдавать зачет по данной дисциплине.
Упражнение «10 картинок»
(цель - развитие произвольной зрительной памяти)
На столе лежат 10 картинок. Взрослым на запоминание дается 1 минута! Запишите на листке бумаги предметы, изображение которых в картинках вы помните. А теперь переверните листок бумаги и ответьте на вопросы:
Какого цвета одежда на картинках?
Что находилось в левом нижнем углу?
Какого цвета транспорт представлен на картинке?
Правильные слова и ответы на вопросы суммируются, данные вносятся в протокол соревнований.
3 дисциплина «Мышление»
Особенности развития мышления.
Продолжает развиваться образное мышление (способность в уме совершать преобразование объекта). Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематические представления, представление о цикличности изменений).
Совершенствуется способность к обобщению, являясь основой словесно – логического мышления. Дети способны рассуждать, давать адекватные объяснения причин разных явлений, если данное явление не выходит за пределы их наглядного опыта.
Какие упражнения и игры можно использовать для тренировки мышления дома:
- «Разрезные картинки» (5-6 частей простой вариант разреза, 4-5 сложный разрез),
- «Сюжетные картинки» (3-4 части),
- Классификация и обобщение предметов,
- «Нелепицы»,
- «Лишнее» (с опорой на картинки),
- «Простые невербальные аналогии»,
Приступим к разминке!
Игра «Я знаю 5…»
(цель – развитие логического мышление, закрепление обобщающих понятий, классификации предметов, переключение внимания)
По цепочке произносите цифру и нужное слово в продолжение…
Например, ведущий начинает: «Я знаю 5 фруктов… Участники по цепочке продолжают - яблоко 1, груша 2, банан 3, апельсин 4, ананас 5».
Понятия: фрукты, овощи, одежда, мебель, овощи, транспорт, посуда.
Молодцы! Приступаем к зачету! Выберите спортсмена, который будет защищать честь вашей команды и сдавать зачет по данной дисциплине.
Игра «Разрезные картинки» (5-6 частей)
Кто первый собрал, тот приносит 3 балла своей команде, далее по убыванию. Данные вносятся в протокол соревнований.
4 дисциплина – «Воображение»
Особенности развития процесса в данном возрасте.
Расцвет фантазии. Особенно ярко воображение проявляется в игре. Проявляется в оригинальных историях, сюжетах игры, рисунках и другой продуктивной деятельности.
Тренируем и развиваем воображение с помощью упражнений:
- «На что это похоже?»,
- «Давай сочиним сказку!»,
- «А если бы ….?»
Сразу приступаем к зачету! Выберите спортсмена, который будет защищать честь вашей команды и сдавать зачет по данной дисциплине.
Упражнение «На что это похоже?»
(цель – развитие уровня воображения, оригинальности и гибкости мышления).
Как можно больше вариантов записать на листок бумаги.
Количество ответов подсчитывается, и вноситься в протокол.
Подведение итогов соревнований.
Слово предоставляется Судье, Ф.И.О, для оглашения результатов и вручения победителям подарков (заранее выполняется детьми, под руководством воспитателя группы).
На этом психологические олимпийские игры объявляются закрытыми! (звучит звукозапись «фанфары»)
Всем спасибо за активное участие!
Источники:
Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс - диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений, 5 изд, М., 2016 год.
«Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 5-6 лет», под редакцией Н.Ю Куражевой, С- Пб, 2016 год.