12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Самольянова Ольга Владимировна370
Россия, Мордовия респ., Саранск

Родительское собрание на тему:

«Влияние социальной игры на психологическое здоровье детей».

Собрание проводилось в актовом зале школы № 32 в 18-00 в апреле 2017 года.

Цель:

Объединить усилия семьи и школы в формировании у младших    школьников ответственного отношения к личной безопасности.

Проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.

Форма: круглый стол.

Задачи:

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;

Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.

Дать представление родителям о безопасности детей в социальных сетях.

Помочь родителям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения.

-Повысить эффективность межличностных отношений в семье.

Участники:

Администрация школы, классные руководители 1-9 классов, родители, школьный врач, школьный психолог.


 

Ход собрания:


 

1.Разминка.

Закройте глаза, представьте своего ребёнка, его улыбку.

Продолжите фразу: « Мой ребёнок лучший, потому что…»


 

2.Вступление.

Сегодня мы собрались все вместе, одной дружной семьёй. Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких и просто общение.

Семья и семейные отношения являются для человека в течение всей жизни более важными, чем все другие. В семье ребёнок наиболее открыт, но и более уязвим. Следовательно, на семью ложится большая ответственность за атмосферу в доме, микроклимат.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности и защищённости. У ребёнка в этих условиях преобладает жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям. Всё это свидетельствует о том, что ребёнок растёт психологически здоровым.

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье - всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье» и др.            

Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

«Сейчас я вам предлагаю в течение 2 минут подумать и ответить на вопрос «Что значит здоровье лично для меня?» Затем каждый из вас выскажется по кругу. Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т.д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено». Мозговой штурм «Что такое здоровье?» («ромашка»)


 

Каждый родитель говорит по кругу одно определение здоровья. Ведущий на доске или ватмане фиксирует все определения. Если родителей не очень много, можно попросить высказать свои определения по второму кругу.

Всё, что вы сказали верно, здоровье - понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Важным в определениях здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность управлять им.

Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела).

3. Выступление педиатра «Психосоматические заболевания детей» (Килейникова О.В.)

4. Выступление представителя отдела ПДН и МВД (Рассказ о социальных играх «Синий кит», «Беги или умри» и т.п.). Просмотр видеоролика.

5. Выступление представителя Общества православной молодежи (Зеткина О.В.) с целью вовлечения молодых людей в творчество, поисковые отряды, театр и т.п.

6. Дискуссия.

Психологи считают, что эмоциональная сфера крайне важна в развитии ребёнка. Эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.

-Что значит «психологически здоровый ребёнок»?

-Как справляться со стрессом?

-Что значит эмоциональное благополучие?

-Надо ли детей обучать пониманию эмоций?

-Надо ли называть своё чувство словом, рассказывать ребёнку о причинах его проявления.

-Какие бывают эмоции? Стоит ли их проявлять?

-Что оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребёнка?

Сравним наше мнение и факторы, предложенные психологами:

Ускорение темпа жизни.

Дефицит времени родителей.

Нет условий для снятия напряжения и расслабления.

Невротизация родителей.

Неумение решать внутриличностные конфликты.

Неудовлетворённость условиями жизни.

Дисгармония семейных отношений, семейного воспитания.

Нарушения в детско-родительских отношениях.

Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы взаимодействия. Важны родительские установки – эмоциональное отношение к ребёнку, поведение с ним.

Они могут оказывать негативное и позитивное влияние на ребёнка.

7. Заместитель директора по УВР Мулянова Л.П. («Психологический климат семьи»)

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.


 

8. Упражнение «Родительские установки».

На экране негативные установки, иногда даваемые ребёнку родителями.

-Предположите, какие последствия могут вызвать следующие негативные установки. (на слайде примеры установок).

Негативные последствия:

Снижение самооценки, чувство вины, конфликтность, отчуждение, внутренняя озлобленность, повышение эмоционального напряжения, тревожности, неуверенности, снижение мотивации, агрессия.

Попробуйте изменить негативную установку на позитивную.

Сравните с предложенными на экране.

«Негативные родительские установки»
( третья графа заполняется родителями; здесь представлены примерные ответы)

Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты.

Радость ты моя!

Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего папочки!

Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.

Папа у нас замечательный! Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.

Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.

Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно - постарайся не поступать так больше.

Займись чем-нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.

Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!

Агрессия, капризы, истерики.

Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.


 

9. Психолог школы Шкунова Е.В. «Типы семейного воспитания»

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль.

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):

авторитетный (принимающий, демократический);

авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

либеральный (бесконтрольный, попустительский);

индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.


 

Вывод по выступлению психолога (Заготовка – 4 круга – большой и маленький двух цветов- и на магнитной доске строим схемы, соответствующий стилям отношений в семье)

10.Практикум (работа в парах) «Обыгрывание проблемных ситуаций»

6 групп

 Найдите выход из проблемных ситуаций, используя позитивные установки:

Ребёнок шалил за столом, несмотря на предупреждение, и пролил молоко.

Вы разговариваете, а ребёнок вас постоянно перебивает.

Вы торопитесь на работу, а ребёнок отказывается одеваться.

В очереди в поликлинике малыш устал и расшалился.

Уже поздно, пора ложиться спать, а ребенок никак не хочет убирать свои игрушки.

Время обеда, ваш ребенок играет и еще не ел. Вы накрываете на стол, а Ваш сын отказывается присоединиться ко всем: «Мам, ну я не хочу. Я еще не доиграл в игру».

 

Для эмоциональной подпитки важен длительный контакт с ребёнком. Чем чаще родители смотрят на ребёнка, стараясь выразить свою любовь, тем более он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный фон. Если наш взгляд постоянно выражает доброжелательность, ребёнок научится так же смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребёнок приучается к такой же реакции. Физический контакт – замечательная возможность для общения. Достаточно прикоснуться к руке ребёнка, обнять его за плечи, погладить по голове. Всё это укрепляет эмоциональное равновесие ребёнка.


 

Раздать памятки

Принципы общения с ребенком
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития, а сравнивайте его поступки и достижения с ранее приобретенными.
• Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.
• Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что Вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.
• Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций.
• Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности Вашему ребенку. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
• Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.
• Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, проигрывая с ним различные ситуации, Вы строите доверительные отношения, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он в свою очередь, начинает лучше понимать Вас.
• Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение ребенка;
• Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.


 


 


 


 


 


 

11. Заключение.

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С. И, Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности. Много опасностей кроется внутри семьи. Просим Следить за тем, с кем ребенок общается в сети интернет, уделять максимальное внимсание общению со своим чадом.

Итак, именно эффективное общение в семье помогает установить эмоциональный контакт с ребёнком, правильно построить детско-родительские отношения с учётом возрастных и психологических особенностей детей, обрести в семье эмоциональное благополучие и душевное равновесие. И пусть тот опыт, который вы сегодня приобрели, поможет вам наладить общение с детьми.


 

12. Рефлексия.

-Насколько полезна и значима для вас информация?

-Что нового вы узнали для себя?

«Дом» (На ватмане изображение дома). Каждый родитель при выходе из зала выбирает смайлик (грустный, веселый, нейтральный), который показывает, с каким настроением родитель сейчас вернется домой. Подводим общий итог.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Агамирзова Регина Рустамовна, 28.05.17 в 05:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Полноценный материал для родительского собрания!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.