Родительское собрание на тему «Какой ваш ребёнок?»
Нам всем, конечно, понятно, что для того чтобы достичь успехов в образовании дошкольников, нужно их знать, при чем со всех сторон. Знаем ли мы своих дошколят? Мы думаем, что знаем хорошо. Более того, думается, что нередко родители, а более того родители родителей формируют завышенную самооценку своим детям или внукам. Наиболее типичные мнения родителей и других взрослых: «Мой ребенок такой умный, сегодня такое умное слово сказал», «А мой наизусть выучил длинное стихотворение», «А моя читает уже сказки – не знаю, что будет дальше» и т.д. Все это объясняется тем, что действительно очень трудно подойти к объективной оценки своего чада. На вопрос о том, знаете ли вы действительно своего ребенка очень хорошо, нам поможет небольшой опросник А.Фромма, ведущего специалиста США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии.
Легко ли рассмешить вашего ребенка?
Как часто он капризничает? Реже одного - двух раз в неделю?
Ложится ли спать спокойно, не выводя из терпения всех домашних?
Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает при этом?
Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно играет?
Часто ли он выходит из себя?
Всегда ли нужно присматривать за ним?
Не писиется ли он по ночам?
Нет ли у него привычек сосать большой палец, часто хныкать или много фантазировать?
Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно вы покидаете его навсегда?
Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре с вашей стороны?
Нет ли у него каких-нибудь незначительных страхов?
Если вы можете дать положительный ответ на каждый из этих вопросов, значит, вы прекрасно воспитали вашего ребенка и можете быть спокойны – он отлично адаптирован к жизни. Однако на самом деле немногие родители могут так ответить на все вопросы, ибо мы растим обыкновенных людей, а не богов.
Если родители отвечают положительно на 7-8 вопросов из 12 – значит, воспитание идет успешно. Если же преобладают отрицательные ответы – задумайтесь, ведь возможно причина ваших беспокойств в вас самих. Ведь «семья – это самое главное педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словом» (П.Ф. Каптерев).
В связи с этим, я предлагаю остановиться на некоторых вопросах более подробно, предложить некоторые пути преодоления той или иной проблемы.
Ложится ли спать спокойно, не выводя из терпения всех домашних? – этот вопрос вызывает ряд трудностей у родителей и детей. Многое в данном случае зависит от нас с вами. Нам очень важно действовать по правилам:
Укладывать ребенка в одно и то же время.
Создавать условия для постепенного перехода от игры ко сну («Кукла Настя уже хочет спать. . .»).
Создавать традиции, которые станут любимыми для детей (взаимно говорить спокойной ночи, спеть колыбельную, рассказать хорошую сказку или стишок).
Исключать помехи организации детского сна (излишний шум, темноту, конфликты взрослых).
Продумывать каждодневно для ребенка «радость завтрашнего бытия» - «завтра опять в детском саду ты встретишься с друзьями» и т.д.
И тогда, если ребенок достаточно двигался, играл, обязательно гулял на свежем воздухе не менее одного часа – он засыпает.
Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает при этом? – этот вопрос стоит на повестке дня каждый день. Если ребенок активно развивается, играет, радуется – значит, он будет есть, но тогда, когда проголодается. Конечно, родителям хочется, чтобы ребенок поел тогда, когда ему приготовили, может быть вместе со всеми.
Советую соблюдать некоторые правила:
Прием пищи организовывать в одно и то же время.
Достаточно погулять и подвигаться на свежем воздухе.
За 30-40 минут до еды предложить ребенку яблоко, грушу или сырую морковку.
Учитывать любимые блюда детей.
Оформлять и называть интересно блюда для малышей (веселый суп, красный бутерброд с маслом. . .).
Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно играет? – очень важный вопрос для родителей. Не все взрослые знают, что они во многих моментах никогда не заменят детях их сверстников. Естественное состояние детей – они всей душой тянутся к сверстникам. Первые подружки и первые друзья помогут детям под умелым руководством взрослых наладить общение – очень важный момент в жизни детей. Если ребенок не ищет друзей, замыкается в играх дома один (в 4 года и более) – значит, уже произошли какие-то нарушения в гармонии его с самим собой и окружающим миром. Лучше избежать подобных ошибок, придерживаясь следующих правил:
Создавать обстановку для знакомств детей со сверстниками.
Устанавливать постоянные дружеские контакты ребенка с друзьями.
Не менять часто круг друзей (а значит, по возможности, не менять в том числе образовательные учреждения: детский сад, школу. . .
Всегда ли нужно присматривать за ним? Постепенно, после 3-х лет необходимо оставлять ребенка одного, но не в квартире, а в комнате, обязательно находясь рядом. Так ребенок приучается к самостоятельности, учится самостоятельно играть, рассматривать иллюстрации. . .
Не писиется ли он по ночам? До 3-х лет – это норма, а далее – повод для беспокойства.
Не ругать детей за это ни при каких обстоятельствах.
2. Напоминать ребенку о необходимости сходить в туалет.
Периодически ночью поднимать его в туалет.
Создавать доброжелательную обстановку в семье и во взаимоотношениях с ребенком.
Нет ли у него привычек сосать большой палец, часто хныкать или много фантазировать? Сосет палец – значит, нервничает и разряжается таким образом. Плаксивый и хныкающий ребенок явно живет не в согласии с самим собой и окружающим миром. Не различает реальности и фантазии.
Поможет бороться со всеми отрицательными моментами прежде всего доброжелательная обстановка в семье, игры и игрушки, общение со сверстниками.
Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно вы покидаете его навсегда?
Что делать, если ваш ребенок не хочет оставаться один?
Терпеливо разъяснить ребенку, по какой причине необходимо оставить его.
Не обманывать малыша.
Обратить внимание на подобные положительные примеры из жизни ребенка.
Похвалить, приласкать, поощрить чем-либо по возвращению.
Нет ли у него каких-нибудь незначительных страхов? Понятно, что страх – плохой спутник жизни. Но особенно плохо, когда он находится в душе ребенка. Ребенок-дошкольник нередко боится темноты, боится дотронуться до живой птички, боится «бабаев», Что же делать?
Прежде всего соприкасаться часто и активно со всеми теми объектами, которых опасается дошкольник.
Рассказывать сказку или просто беседовать, а потом и помолчать, прислушаться, обнявшись в темноте и тишине.
Завести попугая. . .
Поговорить о «бабаях». . .
Наличие интересов, склонностей, способностей, одаренности ребенка проявляется уже в 3,4,5,6 лет. Различают две категории способностей: общая и конкретная. Так, человек бывает способен во многом, а бывает явная расположенность и способность к одной какой-либо отрасли: умеет, любит, стремится. Вовремя заметить интересы, поддержать, направить в нужное русло – вот очень важное дело для родителей. А если нет явно выраженных интересов? Тогда рекомендуют проводить так называемую «пробу сил», неназойливо предлагать детям действовать: рисовать, вышивать, читать, собирать открытки по темам и многое другое. И постепенно может проявиться какой-либо устойчивый интерес – как предвестник способностей.
Надо знать малыша, чтобы уметь развивать и воспитывать, т.е. давать ему соответствующее образование.
Алчинова Екатерина Леонидовна