12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лякутина Наталия Сергеевна63
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Цель: осуществление преемственности семьи и детского сада в период адаптация детей к дошкольному учреждению.

Задачи:

Познакомить родителей с режимом работы дошкольного учреждения.

Индивидуальными особенностями поведения детей в период адаптации.

Провести анкетирование родителей.

Поступление малыша в детский сад сродни ощущению, которое испытывает космонавт при первом полете в космос.

Оформляя ребёнка в ясли, детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребёнка с незнакомыми людьми.

На первом родительском собрании воспитатель объясняет родителям принцип работы дошкольного учреждения с учётом воспитательно - образовательной программы. В какое время приводить ребёнка, когда забирать из детского сада. В какое время дети кушают, играют, осуществляется непосредственно образовательная деятельность. Режимные моменты.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющая их развитие знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2-3 лет ребенок уже имеет свой индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период привыкания малыша к жизни в детском саду. Одни дети подвижны отдают предпочтение шумным играм, любят побегать, порезвиться; другие – медлительны, предпочитаю спокойные игры; трети – боязливы сторонятся сверстников и к воспитателю относятся на первых пора с опаской или, напротив, не отходят от него, видя в воспитателе своего защитника. Некоторое дети в два - три года могут самостоятельно одеться, аккуратно поесть, а другие и к трем годам не умеют одеваться, ожидают, чтобы их покормили. Именно условия жизни и воспитание определяют развитие ребенка и являются его движущими силами. Не следует вместе с тем забывать, что на поведение и развитие маленького ребенка накалывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребёнок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньше показатели и по росту и весу, развитию движений. Всё это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада.

Как правило, ослабленные дет труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребёнок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. На поведение детей накладывает отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность уравновешенности или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроение, общительностью.

Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро. Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать что-то новое, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре спокойно отдают игрушку, или берут протянутую другим ребенком, куклу.

А есть такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребёнок стареется уединится, отворачивается, чтобы только не видеть незнакомых людей. В период адаптации дети очень эмоциональны, ранимы, настроение часто меняется. Ребёнок может отказываться от еды, похода в туалет и от общения с взрослым.

Самое главное в этот трудном процессе, подсказать родителям, что и как нужно делать. Ни в коем случае, ребенка не пугать садом или воспитателями. Установить налаженный, доброжелательный контакт «детский сад-ребенок-семья». В центре этой цепочки, конечно-же ребенок. Взрослые должны понимать всю сложность ситуации, и стремится облегчить этот непростой, но быстро проходящий период взросления ребенка.

Для того чтобы максимально помочь ребёнку адаптироваться к жизни детского сада целесообразно провести анкетирование родителей.

Анкета для родителей детей поступающих в дошкольное учреждение

Фамилия, имя ребенка дата рождения.

Фамилия Имя Отчество дата рождения Мамы социальное положение

Фамилия Имя Отчество дата рождения Папы социальное положение

Ознакомлены ли Вы с условиями воспитания в детском учреждении

Знаете ли Вы как проходит процесс привыкания детей раннего возраста к детскому учреждению

а) из каких источников:

б) когда узнали:

6. Готовили ли ребенка к поступлению в детское учреждение:

в какой форме:

7. Кто в основном занимался воспитанием ребёнка:

вся семья

мама

бабушка

няня

8.Посещал ли ребёнок раньше дошкольное учреждение

9.По какой причине отдаете ребенка в дошкольное учреждение в данном возрасте:

10. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье

11. Есть ли у ребенка привычки:

а) засыпать на руках

б) засыпать при укачивании

в) сосать пальцы, соску

г) пить из бутылочки

12. Охотно ли вступает в общение:

а) с детьми (да, нет)

б) с детьми старшего возраста(да, нет)

в) с незнакомыми взрослыми (да, нет)

г) с родными (да, нет)

13. Как относится к режимным процессам(хорошо, спокойно, отрицательно, отдельные привычки):

а) укладыванию на сон

б) кормлению

в) умыванию

г) одеванию

д) туалету

14. Как Вы поощряете ребёнка:

Назовите

а) за хорошее поведение

б) за послушание

15. Как Вы наказываете ребенка, если он не слушается

16. Как проходит привыкание Вашего ребенка к дошкольному учреждению:

а) длительно, тяжело (много плачет, оказывается от еды, не спит)

б) быстро, легко

в) без особых осложнений

г) есть случаи заболеваний

17. Изменилось ли поведение ребёнка дома:

Да Нет

а) в лучшую сторону

б) в худшую

18Ваши предложения и пожелания по организации приема в дошкольное учреждение.

Вывод:

Опираясь на полученные знания родителей и анкетирование можно с уверенностью предположить, что первый шаг к успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению уже сделан. Преемственность детского сада и семьи играет большую роль в развитии гармоничной личности ребенка.

Литература:

Дёмина, Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: учебно-методическое пособие, 2009

Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья. Методика работы с родителям: пособие для педагогов и родителей, 2007

Загик, Л.В. Воспитателю о работе с семьёй: пособие для воспитателя детского сада, 1989

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.