Родительское собрание «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание.
1 класс.
Готов ли ваш ребенок к школе?
Будущему 1-класснику необходимо знать
(современные требования)
Цель: познакомить родителей учащихся с понятием «школьной готовности», возможными трудностями в период начала обучения в школе, помочь подготовиться семье к обучению ребёнка в первом классе
Форма проведения:
Презентация.(Готов ли ваш ребенок к школе?Будущему 1-класснику необходимо)
(Родительское собрание проводится во время подготовки детей к школе).
Ваш ребёнок идёт в 1 класс.
Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребёнке желание учиться.
Готовность ребенка к обучению в школе — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка".
Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.
Поэтому, прошу ответить на предложенные вопросы предельно честно.
Опросник для родителей.
1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легко возбудимый, раздражительный); характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).
2. Работоспособность во время занятий (работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).
3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).
4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать).
5. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит один или два звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается; при пересказе текста употребляет распространенные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная; правильно ли понимает смысл картинки или рассказа).
6. Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас, сведений и знаний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, места работы, времена года, домашних и диких животных, доступны ли элементарные обобщения).
Психологическая готовность ребенка к школе - означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе. Психологическая готовность к школе включает в себя:
функциональную готовность
интеллектуальную готовность
волевую готовность
мотивационную готовность
социально-психологическую готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития— наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляется на "запихивание" в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел,
как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду,
цифры 0,1,2,3,4,5,6.7,8,9, знаки +, -,=, >,<,
название текущего месяца, последовательность дней недели,
уметь называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов,
составлять и решать задачи в одно действие на сложение вычитание,
пользоваться арифметическими знаками действий,
измерять длину предметов с помощью условной меры,
составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера,
делить круг, квадрат на 2 и 4 части, ориентироваться на листе . клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
- составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки,
- различать гласные и согласные звуки,
- находить слова с определенным звуком,
- определять место звука в слове,
- определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»,
- составлять предложения из 3-4 слов,
- членить простые предложения на слова,
- членить слова на слоги (части) с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков,
- различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение.
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире:
Своё имя, отчество и фамилию.
Свой возраст (желательно дату рождения).
Свой домашний адрес.
Свой город (село) и его главные достопримечательности.
Страну, в которой живёт.
Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
Домашних животных и их детёнышей.
Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.
Транспорт наземный, водный, воздушный.
Различать одежду, обувь, и головные уборы; зимующих и . перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды;
уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности.
Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Умение выделить учебную задачу означает понимание (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условности учебного общения.
К 6,5 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия.
Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, в высказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.
Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
Как подготовить ребёнка к школе ?
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье: забота, понимание, внимание.
Разумная требовательность и дозированная самостоятельность, правильно организованная система поощрений и наказаний – вот ведущие принципы воспитательного подхода.
Способствовать расширению кругозора, нравственному воспитанию. Ребёнок должен понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», знать нормы и правила поведения.
Развитие речи ребёнка, обогащение его словарного запаса.
Включение ребёнка в разнообразные сюжетно-ролевые игры.
Игры-головоломки, ребусы.
Развитие моторики и координации движений, глазомера ( рисование, лепка, выкладывание мозаики, аппликация, вырезание, вышивание, плетение, игры с мячом, танцы).
Развитие фонематического слуха.
Обучение работе по образцу (конструирование).
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления.
Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.
Пересказ прочитанных или прослушанных сказок, рассказов.
Заучивание наизусть пословиц, стихов, считалок, скороговорок.
Отгадывание загадок.
Составление рассказа по картине, серии картинок.
Памятка родителям №1
Играйте со мной.
Для меня игра – это жизнь, в ней я научусь всему.
Прощайте меня.
Я – еще ребенок, иногда не могу управлять своими эмоциями и поведением.
Будьте внимательны ко мне.
У меня тоже могут быть свои проблемы – помогите мне их решить.
Не пугайте меня «школой».
Ваши тревоги и опасения могут передаться и мне.
Никогда не обижайте меня.
Я буду вынужден защищаться и могу стать злым, агрессивным драчуном.
Успокойте меня.
Мне так хочется посидеть у вас на коленях и послушать волшебную сказку.
Общайтесь со мной.
Когда я перестану задавать вам вопросы, я буду искать информацию где-то на стороне.
Просто любите меня.
Я вас так сильно люблю – ответьте мне любовью.
Памятка родителям №2
Играйте вместе с ребенком в разные игры – сюжетно-ролевые «Лесная школа», «Урок», «Сложи портфель», подвижные, игры с правилами – лото, домино, шашки и т.д.
Привлекайте школьников (братьев, сестер, знакомых) к общению с будущим первоклассником. Пусть они расскажут о школе, покажут свой портфель, пригласят будущего первоклассника в школу, например, на праздник.
Начинайте уже сейчас приобретать вместе с ребенком или подарите ему необходимые для учебы принадлежности и вещи. Пусть он начинает собирать портфель и даже пользуется этими предметами для самостоятельных занятий по подготовке к школе.
Вспомните себя школьником и расскажите об этом ребенку, останавливаясь на положительных примерах из своей школьной жизни.
Докажите ребенку на примерах из жизни ваших родственников, знакомых, что именно успешная учеба в школе помогла им достичь своей цели.
Сами будьте уверены, что
ВСЕ У ВАС И У ВАШЕГО РЕБЕНКА БУДЕТ ХОРОШО!
Памятка родителям №3
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.
Своё имя, отчество и фамилию.
Свой возраст (желательно дату рождения).
Свой домашний адрес.
Свой город (село) и его главные достопримечательности.
Страну, в которой живёт.
Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
Домашних животных и их детёнышей.
Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.
Транспорт наземный, водный, воздушный.
Различать одежду, обувь, и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
Различать гласные и согласные звуки.
Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполняя счётные операции в пределах 10.
Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).
Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.