12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнюшенко Ирина Дмитриевна231
Россия, Ставропольский край
Материал размещён в группе «Классные руководители»
2

Родительское собрание «Права ребёнка - обязанности родителей»

Родительское собрание

«Права ребёнка - обязанности родителей»

Цель собрания:

Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.

Задачи:

1. Познакомить родителей с нормативными документами по вопросам защиты прав ребенка.

2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение с точки зрения соблюдения прав ребёнка.

3. Закрепить в сознании родителей мысль о том, что право и обязанность воспитания детей законодательно принадлежат им.

4.Убедить родителей в том, что одной из их основных обязанностей является соблюдение прав ребёнка.

 

Участники: родители, классный руководитель, социальный педагог, педагог – психолог.

 

Форма проведения: практикум

 

Оборудование:

1.Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации;

2. На доске: плакат с детскими рисунками: «Счастливый день в моей семье»;

3.Раздаточный материал:

- подписанные конверты, в которых находятся анкеты, заполненные детьми;

- подписанные конверты, в которых находятся пустые анкеты для родителей;

- буклеты.

4.Аудиозапись инструментальной музыки.

Подготовительный этап:

1.Анкетирование учащихся.

2.Изготовление буклетов.

3. Рисуночная методика «Самый счастливый день в моей семье» для выявления взаимоотношений в семье, в том числе и эмоциональных.

4.Составление памяток и рекомендаций для родителей.

 

Ход собрания


 

Детству следует оказывать

величайшее уважение.

Ювенал

1.Вступительное слово классного руководителя

(Слайд № 1 с темой собрания и эпиграфом «Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал)

 

Здравствуйте, уважаемые родители!

Древнегреческий историк Фукидид, живший за 450 лет до нашей эры, сказал: «Право – это искусство добра и справедливости». Как часто задумываемся мы над такими понятиями, как «право», «добро», «справедливость»? Насколько они присутствуют в нашей жизни? Давайте посмотрим небольшой видеосюжет.

 

2 Показ видеоролика «Мальчишка» (слайд №2)

 

3. Выступление классного руководителя: (слайд №3)

Федор Михайлович Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Сейчас эти слова очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютной истиной.

Неслучайно наша сегодняшняя встреча началась с просмотра видеосюжета. Глядя на эти жуткие кадры, мы понимаем, насколько бывают беззащитны дети в мире взрослых. Дети, которых мы увидели на экране, лишены всего: дома, заботы, любви и ласки, возможности учиться. А ведь наверняка у многих из них есть родители, которые забыли о главной своей обязанности: обеспечить своего ребёнка правом на счастливое детство и достойное будущее.

Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу  в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на того, «кто под руку попадется», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. «Каждый ребенок обладает правами», -  сказано в Конвенции Организации Объединённых Наций. Сегодня мы поговорим об этих правах.

(Слайд № 4 с темой собрания и эпиграфом «Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал)

Итак, тема нашего сегодняшнего собрания: «Права ребёнка - обязанности родителей». Мы поговорим о правах детей в семье и о ваших обязанностях по защите этих прав. На нашем собрании присутствуют: социальный педагог школы Светлана Ивановна Лях, педагог – психолог Валентина Сергеевна Выблова, к которым вы сможете обратиться после собрания за индивидуальными консультациями.

Правовому воспитанию в системе общего образования отведена значительная роль. Фразы «Вы не имеете на это права» или «Почему вы нарушаете мои права?» в последнее время прочно вошли в речь наших детей. Значит, они знают свои права, им в этом помогают уроки обществознания, классные часы и другие мероприятия, проводимые в школе. А ведь если я спрошу у вас, уважаемые родители: «Знаете ли вы, какими правами наделены ваши дети и в каких документах закреплены эти права?»- немногие из вас скажут с уверенностью «Знаю». А ведь эти знания вам жизненно необходимы. Поэтому каждый родитель должен изучить документы, декларирующие права детей.

(Слайд № 5 Международные документы)

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959г.)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.)

Первым международным документом является Декларация прав ребенка. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка.

На основе Декларации прав ребенка была разработана Международная Конвенция о правах ребенка, ратифицированная нашей страной в сентябре 1990 года. Она состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

на воспитание;

на развитие;

на защиту;

на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция ООН о правах ребенка также дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19) и меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

(Слайд № 6 Документы РФ)

Законодательство о правах ребенка в Российской Федерации

Конституция РФ(1993г.)

Семейный кодекс РФ(1995г.)

Гражданский кодекс РФ(2006г.)

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.)

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Государство регламентирует и защищает права детей, а обеспечить соблюдение этих прав – прямая обязанность родителей. Вы дали ребёнку право на жизнь, значит, ваша обязанность обеспечить ему достойное будущее.

(Слайд № 7) Давайте вернёмся к сюжету, который мы просмотрели в начале собрания. Самое главное, чего лишены эти дети - это родительское внимание. Мы видим, что ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей приводит к тому, что дети становятся беспризорными, начинают курить, пить, употреблять наркотики. Согласитесь, такой образ жизни рано или поздно приведёт к совершению правонарушений, преступлений и даже к самому страшному - к нравственной гибели.

 

III. Практическая часть.

1. Введение в ситуации.

Наши дети живут в нормальных семьях, в нормальных условиях, где, как нам кажется, нет и не может быть никакого нарушения их прав. Так ли это? Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций, которые случаются или возможны даже в благополучных семьях. Вам будут представлены 3 видеосюжета: 1-ый – для вас, уважаемые родители первой группы, 2-ой – для родителей второй группы и 3-ий для третьей группы. После этого вам будет дано время для обсуждения, в ходе которого вы должны ответить на вопросы:

1.Какие права ребёнка нарушены родителями в данной ситуации?

2.Как должны были поступить родители?

2. Показ видеосюжетов

(Слайд №8 – видеосюжеты)

3.Обсуждение ситуаций (во время обсуждения слайд № 9 с правами)

Классный руководитель:

Итак, в процессе обсуждения вы должны ответить на вопросы:

1.Какие права ребёнка нарушены родителями в данной ситуации?

2.Как должны были поступить родители?

Внимание на экран.

 

4.Выступления родителей.

1.(слайд № 10 при обсуждении 1 ситуации)

Конвенция Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Конвенция Статья 24. Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

 

2.(слайд № 11 при обсуждении 2 ситуации)

Конвенция

Статья 19. Ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

 

3.(слайд № 12 при обсуждении 3 ситуации)

Конвенция

Статья 12 - обеспечить ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность обоих родителей.

Семейный кодекс, статья 55 - ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

 

5. Работа с анкетами.

Классный руководитель: (слайд №13)

Принцип 2 Декларации прав ребенка гласит: "Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства".

- Созданы ли в вашей семье такие условия?

Готовясь к этому собранию, я провела в классе анкетирование. Конверты с вопросами анкеты лежат перед вами. Возьмите, пожалуйста конверт №1. Поставьте себя на место своих детей и постарайтесь ответить на вопросы так, как, по вашему мнению, ответили ваши дети. У вас на это 1,5 минуты (приложение 1, приложение 2) (Щелчок для музыки)

(Слайд № 14) В конвертах №2 находятся анкеты ваших детей. Сравните, пожалуйста, ваши ответы с их ответами и посчитайте количество несовпавших вариантов. Уважаемые родители, я обращаю ваше внимание на то, что вы должны посчитать количество несовпавших ответов.

 

Итог анкетирования.

Если ваш результат от 15 до 11:

Вам следует серьёзно задуматься о методах воспитания. Вероятно, вы подавляете ребёнка своим авторитетом, лишаете его возможности мыслить и действовать самостоятельно. Попробуйте изменить тактику, дайте своему ребёнку больше прав.

 

 

Если ваш результат от 10 до 6:

Ваши методы воспитания нельзя назвать идеальными. Вы умело манипулируете своим ребёнком, сохраняете ему только те права, которые устраивают вас. Эта хрупкая тактика может лишить вас доверия со стороны ребёнка.

Если ваш результат от 5 до 0:

Вы замечательный родитель, у вас есть полное взаимопонимание с вашим ребёнком. Все его права соблюдаются, а это значит, что он вырастет физически, умственно, нравственно, духовно развитым человеком.

Эти анкеты оставьте у себя, дома вы можете обсудить их вместе с вашими детьми. Ещё я хочу вам предложить буклеты, в которых вы найдёте перечень документов по правам ребёнка, рекомендации о том, как вести себя, чтобы не нарушать права детей. Но самое главное – вы должны любить своих детей. Окружённые вашей любовью и заботой, они чаще будут чувствовать себя такими счастливыми, какими предстали в своих рисунках.

 

IV. Заключение.

Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.


( На экране слайды с фотографиями детей класса)

Слайд № 15

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились!

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,

Совладать с нею нету мочи,

Слайд № 16

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка-

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите.

Это счастье - короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти,

И покинут очаг родной

Повзрослевшие ваши дети.

Перелистывая альбом

Слайд № 17

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом,

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех!

Берегите, пожалуйста, детство!!! (Слайд № 18)

 

Классный руководитель:

Уважаемые родители, на этом наше собрание закончено. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли сегодня в школу. Ещё раз хочу напомнить, что дети как и взрослые имеют свои права, а ваша родительская обязанность – обеспечить и защитить эти права. До новых встреч!

 

 

Приложение 1

 

 

Анкета

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________

 

 

п/п

Утверждения

да

нет

иногда

1

Мои родители поддерживают меня во всём.

 

 

 

2

Родители советуются по каким-либо вопросам.

 

 

 

3

Я рассказываю маме и папе о своих школьных проблемах.

 

 

 

4

У меня дома бывают мои друзья.

 

 

 

 

5

Родители запрещают мне общаться с некоторыми ребятами.

 

 

 

6

Бывает, что родители повышают на меня голос.

 

 

 

7

Моя семья радуется моим успехам.

 

 

 

 

8

Я могу свободно высказывать собственное мнение по любому вопросу.

 

 

 

9

Родители наказывают меня за проступки.

 

 

 

10

Если я поступаю неправильно, родители объясняют мне мою ошибку.

 

 

 

11

Родители убеждают меня посещать спортивные секции, кружки.

 

 

 

12

В нашей семье ведутся разговоры «по душам».

 

 

 

13

По вечерам мы часто вместе смотрим телевизор.

 

 

 

14

Родители запрещают мне слушать мою любимую музыку.

 

 

 

15

В нашей семье распределены домашние обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Анкета

 

Фамилия, имя, отчество родителя ______________________________________

______________________________________________________________________

 

 

п/п

Утверждения

да

нет

иногда

1

Мои родители поддерживают меня во всём.

 

 

 

2

Родители советуются по каким-либо вопросам.

 

 

 

3

Я рассказываю маме и папе о своих школьных проблемах.

 

 

 

4

У меня дома бывают мои друзья.

 

 

 

 

5

Родители запрещают мне общаться с некоторыми ребятами.

 

 

 

6

Бывает, что родители повышают на меня голос.

 

 

 

7

Моя семья радуется моим успехам.

 

 

 

 

8

Я могу свободно высказывать собственное мнение по любому вопросу.

 

 

 

9

Родители наказывают меня за проступки.

 

 

 

10

Если я поступаю неправильно, родители объясняют мне мою ошибку.

 

 

 

11

Родители убеждают меня посещать спортивные секции, кружки.

 

 

 

12

В нашей семье ведутся разговоры «по душам».

 

 

 

13

По вечерам мы часто вместе смотрим телевизор.

 

 

 

14

Родители запрещают мне слушать мою любимую музыку.

 

 

 

15

В нашей семье распределены домашние обязанности.

 

 

 

 

 

 

Нормативные основы защиты прав детства

 

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959г.)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.)

Законодательство о правах ребенка в Российской Федерации

Конституция РФ(1993г.)

Семейный кодекс РФ(1995г.)

Гражданский кодекс РФ(2006г.)

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.)

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.

 

t1583342033aa.jpg

 

Родителям необходимо:

 

1.Чаще задавать себе вопрос: "Как я должен поступать, чтобы не нарушать права своего ребенка?"

 

2.Помнить, что поведение родителей является образцом для детей. Если сами родители часто нарушают права своего ребенка, то он не замечает подобных нарушений со стороны окружающих, принимая свое бесправное положение как должное.

 

3.Уметь вовремя устраниться, предоставив ребенку право выбора.

 

4. Защищать позицию ребенка, когда кем-либо ущемляется его достоинство.

 

5.Объединяться со своими детьми для преодоления определенных трудностей, подчеркивая их право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией собственной жизни.

 

6.Чаще создавать дома ситуации для разговора "по душам", чтобы ребенок мог спокойно рассказать родителям о своих проблемах.

 

7.Учить ребенка цивилизованным способам защиты своих прав.

 

8.Учить быть ответственными перед другими людьми.

 

9.Повышать уровень правовой культуры.

 

Американский учёный А.Фромм подчёркивает, что ребёнок полностью зависит от своих родителей и утверждает: «самое полезное, что мы можем ему дать -это убеждение того, что мы любим его и всегда готовы ему помочь». Для создания атмосферы любви и взаимопонимания в семье он советует родителям соблюдать следующие правила:

Меньше ругать - больше хвалить

Меньше наказывать - больше любить

Меньше требований – больше последовательности

Меньше жалоб - больше жизнелюбия

Меньше угроз - больше радости.

 

Мы - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что нас объединяет: это наши дети, мальчишки и девчонки, которые могут стать нашим горем или нашей радостью. Мы всегда должны думать о том, как и что нужно сделать, чтобы наш ребёнок стал нашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!»

 

 

t1583342033ab.jpg

t1583342033ac.jpg

 

«Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе - воспитать человека лучше, чем ты сам».

В.А.Сухомлинский

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка хвалят, он растет благодарным.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка поддерживают, он начинает ценить себя.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенок растет в честности, он становится справедливым.

Если ребенок растет в понимании и любви, он учится находить любовь в этом мире.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с.Дивное Ставропольского края Апанасенковского района

 

t1583342033ad.jpg

Родительское собрание

«Права ребёнка - обязанности родителей»

 

 

Детству следует оказывать

величайшее уважение.

Ювенал

 

2010-2011


 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.