12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Вид ресурса

Родительское собрание

Название 

Правила безопасного поведения школьников в сети Интернет

Учитель

Россиева А.В.

Цель и задачи собрания

Цель – просвещение родителей учащихся по теме безопасное времяпровождение детей в сети интернет.

Задачи:

  • Расширить знания родителей об опасностях интернета и способах защиты от них;
  • Подвести к пониманию необходимости контроля за нахождением ребенка в виртуальной реальности.
  • Стимулировать чувство ответственности за воспитание ребенка.
  • Способствовать формированию сплоченного родительского коллектива.
  • Способствовать обеспечению единства воспитательных воздействий школы и семьи на воспитанников.

Актуальность

Всеобщая информатизация и доступный высокоскоростной Интернет открывают нам неограниченные возможности для саморазвития и общения. Но помимо плюсов всемирная паутина таит в себе и некоторые опасности, о которых необходимо помнить взрослым и детям.

Вид используемых средств ИКТ и Приложения 

  • Презентация ПРИЛОЖЕНИЕ 1:


презентация к собранию
PPTX / 587.87 Кб


  • Тест «Безопасность в сети» для детей ПРИЛОЖЕНИЕ 3


тест для детей
DOCX / 15.14 Кб


  • Диагностика зависимости ПРИЛОЖЕНИЕ 5


диагностика зависимости
PPTX / 227.37 Кб

  • Тест на определение интернет зависимости у детей (раздаточный материал) ПРИЛОЖЕНИЕ 6

/data/files/h1582138848.docx (тест на зависимость для родителей)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение 

Проектор с экраном, ПК с колонками, выход в Интернет

Использованные источники

Фильм

Генератор QR-кодов 

Безопасность в сети интернет (тест). Фейламазова С. А. 

Кибер-буллинг

Россия — лидер по кибербуллингу. Это серьезная проблема?

«Лаборатория Касперского» опубликовала статистику травли детей в интернете. Аргументы и факты

Статистика мошенничества

Треть россиян стали жертвами интернет-мошенников. Рамблер.

Статистика: современный интернет в цифрах. ДЕНИС ЧЕРКАШИН. 

Влияние компьютера на ребенка: мнения о пользе и вреде устройства.

Картинки для презентации:

  1. Рыболовная сеть
  2. Статистика интернет-зависимости у российских подростков

План собрания

  1. Предварительная работа;
  2. Родительское собрание;
  3. Анализ результата.
  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
    1. Оформление стенда рисунками учащихся по теме «Как я представляю себе всемирную сеть интернет».
    2. Проведение у учащихся теста (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) на знание правил поведения в сети Интернет, составление по результатам теста обобщенной статистики (сколько детей справились, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение и т.д.)
    3. Организация собрания: приглашение родителей.


  1. ХОД СОБРАНИЯ:
    1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Благодарю Вас за то, что нашли сегодня время и пришли в школу, чтобы поговорить о наших детях.

    1. Метафора (эмоциональный настрой).

- Что Вы видите на слайде? (Слайд 2) (Рыболовная сеть)

- Зачем она нужна? (Чтобы ловить рыбу)

- Кто ею пользуется? Что с ее помощью ловят? (Рыбак ловит рыбу)

- Как Вы думаете, как связана эта картинка с темой сегодняшнего собрания? (Интернет тоже называют сетью)

- А кто и кого может поймать сетью Интернет? Как Вы думаете во всемирной сети Вы и Ваши дети – рыбки или рыбаки? Какие рыбки чаще попадают в сеть: большие или маленькие? (Родители рассуждают)

- Эти вопросы носят риторический характер. Только от нас зависит, попадемся ли мы в сети к мошенникам, вирусам и прочим опасностям или же нет.

    1. Формулирование цель задач собрания.
  1. - Итак, тема собрания - Правила безопасного поведения школьников в сети интернет. Сформулируем цель собрания (слайд 3обеспечение безопасности ребенка в сети интернет). Для достижения цели в этом «бою» мы должны узнать, какие опасности подстерегают детей в мировой паутине, научиться себя защищать от этих опасностей, научить правилам безопасности детей, контролировать выполнение данных правил детьми. Две последних задачи, Вы, конечно же, будете выполнять после собрания.

d. Мозговой штурм

- Итак, во всемирной паутине нас могут поджидать опасности. Какие? Давайте назовем все возможные опасности и запишем их на доску (Будет лучше, если записывать будет не учитель, а один или двое родителей: заражение вирусами, могут развести на деньги, навязывают ненужные товары, маньяк может вычислить, сексуальные домогательства и т.д.)

- Если мы будем обсуждать все эти проблемы, то не закончим до утра. Давайте сократим список до тех опасностей, которые касаются наших детей, и попробуем их объединить в группы (слайд 4). Работа учителя на данном этапе сводится к сужению круга опасностей до 3: разглашение личной информации, угроза здоровью ребенка (физическая и психологическая), нежелательное содержание некоторых сайтов.

    1. Работа по теме.
        1. Рассказ учителя:

Совместно с Вами мы выделили три главные проблемы, связанные с виртуальной жизнью наших детей (слайд 4)

На слайде график (слайд 5). Процент регулярно использующих интернет детей не просто растет, он растет огромными темпами. Причем, большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны. По данным 2018 года 56% детей постоянно находятся в Сети.

Как это влияет на наших детей?

  • Здоровье ребенка (слайд 6).

Когда мы говорим о здоровье ребенка, которое он теряет, просиживая час за часом за компьютером, мы имеем в виду не только физическую слабость, испорченную осанку, плохое зрение. Немаловажную роль играет давление виртуальной реальности на психику ребенка.

ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью. Самым опасным является подростковый период. Усугубляет положение нехватка родительского внимания и общения со сверстниками, неуверенность в себе, проблемы с учебой.

Зависимость может быть игровой. Существует зависимость «зависания» в соцсетях.  К чему может привести постоянное нахождение подростка в  сети Вы можете увидеть на слайде (слайд 7).

По результатам социологических исследований (слайд 8):

88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.

Эта бесконтрольность делает наших детей беззащитными от буллинга, мошенничества, недетского контента.

Слайд 9

Сильное психологическое давление, порой с суицидальными последствиями, оказывает на подростка кибербуллинг.

Каждый третий ребенок в России сталкивался травлей в интернете или слышал об этом. 

В три раза больше детей знают об этом явлении или сталкивались с ним, чем взрослых. Такая разница могла образоваться из-за того, что дети не посвящают родителей в свою сетевую жизнь. 

 Очень большую угрозу для психики и жизни ребенка несет в себе вероятность вступления его в социальную группу людей, манипулирующих сознанием детей.


  • Мошенничество.

Слайд 10. Мировая паутина стала хорошей мишенью для аферистов. Нет конкретной цифры, но специалисты утверждают, что среди пользователей интернета огромное число интернет – пользователей ищет себе в сети себе новых жертв, а не друзей. Всемирная паутина позволяет злоумышленникам скрывать свое истинное лицо. В сети среди таких людей есть и мошенники, и психически нездоровые люди. Они разрабатывают разные схемы обмана людей.

Слайд 11.

Статистика интернет мошенничества выделяет самые распространенные из них:

Люди получают электронные письма о выигрыше ценных призов. Однако для получения выигрыша нужно перевести некую сумму на электронный счет.

Часто встречается онлайн-мошенничество в сфере продаж. Например, интернет-магазин предлагает продукцию по очень низкой цене. При заказе требуется предоплата на виртуальный кошелек.

Треть россиян признались в том, что хотя бы один раз в жизни становились жертвами интернет— и мобильных мошенников.

Кибер-мошенники — хорошие психологи:  программы по списывания денег с карт, мобильных телефонов за счет платных смс рассчитаны на небольшие суммы. Преступники получают выгоду за счет массовости.

Намного страшнее стать мишенью психически ненормального человека или навести на след своей семьи преступника, тут существует опасность и физического насилия, и психологической травмы. По статистике более половины российских школьников в возрасте от 7 до 18 лет получают в соцсетях предложения дружбы от незнакомцев, в 34% случаев это взрослые. При этом, каждый шестой школьник не побоялся встретиться с незнакомцами, с которыми познакомился в соцсетях.

  • Недетский контент.

Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным контентом, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.

         Правда есть по версии проекта Kaspersky Safe Kids эти данные более оптимистичны.

 Эта компания собирает анонимную статистику, в том числе по поисковым запросам, 1 место занимает запрос видеоконтента (17,25% от всех запросов). Причем ищут дети в первую очередь мультики, видеоблоги и трансляции компьютерных игр на YouTube. 2 место - трудности перевода  (13,59% от всех запросов). 3 место – социальные сети, онлайн-общение, обмен фотографиями (9,88%). Дети активно осваивают соцсети и постоянно гуглят самые популярные из них, например «ВКонтакте», Facebook, Instagram и Tumblr. Разумеется, головная боль родителей — интерес детей к компьютерным играм и «взрослому контенту» — никуда не делась. Но в  данном рейтинге эти два увлечения заняли только четвертую (9,09%) и пятую (8,59%) строчку, и их популярность падает. Ну и напоследок — приятный сюрприз для родителей. На шестом месте (4,86%) в списке самых популярных поисковых запросов оказалась учеба. Правда, российских школьников интересуют в первую очередь готовые домашние задания и решения для ОГЭ и ЕГЭ, но и это лучше, чем ничего. К тому же, в ряды шпаргалок и подсказок затесался «электронный дневник» — его тоже ищут часто.

        1. Поиск решения проблемы.

- Проблемы обрисованы и есть один самый простой способ уберечься самим и уберечь ребенка от всех этих опасностей. Какой? (Предлагают)

- Самый простой способ – не заходить в интернет: убрать из дома компьютер, отключить Wi-fi. Вас устроит такое решение проблемы? (Нет. Называют положительные моменты интернета: доступ к информации, магазины, общение, навигация и пр.)

- Что делать? (Соблюдать правила, которые не позволят опасностям добраться до нас и наших детей)

        1. Тест «Безопасность в сети интернет» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Знаете ли Вы правила пребывания в сети?

- Давайте вместе с Вами пройдем тест для детей и ответим на выше заданный вопрос объективно.

(Коллективно проходят тест)

- Итак, Вы о правилах безопасности знаете (если тест был пройден успешно), но знают ли о них Ваши дети? Учитель кратко рассказывает о результатах прохождения теста детьми (Слайд 13).

- Максимальный балл по тесту среди детей никто не набрал, но средний балл составил 13 баллов из 17 возможных. Это не отлично, но и не плохо. Радует, что среди ответов преобладает обращение за помощью к родителям. Это говорит о Вашей с детьми контактности и доверии. Анализ тестов детей показал, что 1) 60% детей не умеют создавать надежные пароли, не знают о хакерах, не видят второго решения проблемы, если есть не один выход из данной в задании ситуации. 50% детей могут занести в домашний компьютер вирус, поэтому установите антивирус, если он еще не установлен. Как видите, пробелы в знаниях детей не критичны. Но у меня возник вопрос: можем ли мы быть уверены, что дети так хорошо уходят от опасности не только в теории?

        1. Формулирование правил безопасности родителями. Работа в трех группах.

- Объединитесь в 3 группы и сформулируйте кратко самые важные правила безопасности для ребенка (каждое правило родители пишут на отдельном листе, затем представители от групп их озвучивают и вешают на доску туда, где записана опасность, которую решает данное правило).

    1. Закрепление
        1. Учитель дополняет правила, сформулированные родителями, свои рассказом.
  1. Здоровье (слайд 14). Для сохранения и укрепления здоровья, как бы банально это не звучало. Необходимо соблюдать режим дня, гигиену, сохранять двигательную активность. Напомню, что по мнению ВОЗ зависимость – болезнь. Проверить наличие зависимости и определить ее степень, конечно, сможет только врач-специалист, но Вы и сами можете провести элементарную диагностику, честно ответив на вопросы тестов. (Учитель раздает родителям распечатанный тест ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

С зависимостью, если она не приняла еще форму болезни, можно справиться через поиск новых увлечений и хобби

Связь между наличием хобби и интернет-зависимостью:

  • среди независимых и слабозависимых пользователей имеют хобби 100%;
  • среди абсолютно зависимых пользователей – только 28,6% (причем, для них хобби и проведение времени в Интернете тождественны).

Имеется также прямая связь между отсутствием распорядка дня и интернет-зависимостью:

  • 100% независимых всегда планируют время;
  • среди слабозависимых таких 40%;
  • среднезависимых – 30%;
  • сильнозависимых – 3%;
  • у абсолютно зависимых это значение равно нулю.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. Если нет других средств поделиться своими мыслями, эмоциями и энергией, они обращаются к компьютеру.

Чтобы ребенок не пострадал от кибербулленга старайтесь поддерживать с ним доверительные отношения. Объясните ребенку, что есть ситуации, в которых обратиться за помощью к взрослым людям не стыдно, это нормально и правильно.

  1. Распространение личной информации (слайд 15). Важно понимать, какая информация является личной: адрес, пароли, номера банковских карт родителй, прятка для ключа и пр.

По совету представителей поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», родителям стоит чаще мониторить страницы детей в соцсетях и знать, кого они добавляют в друзья. 

  1. Недетский контент. Как обезопасить ребенка от той информации, которая, на Ваш взгляд, может повлиять на ребенка негативно? (Слайд 16)

Подробнее о программах и других возможностях ограничения доступа в интернет можно ознакомиться на сайте. Ссылка на слайде.

        1. Мотивационный компонент.

- Бывает, что родители смотрят на посиделки ребенка в сети сквозь пальцы. Эти родители знают о подводных камнях интернета, но относятся к ним недостаточно серьезно, позволяя ребенку бесконтрольно проводить время в интернете. Я знаю, что Вы не относитесь к этим равнодушным родителям, но покажу Вам фильм, который, возможно, позволить посмотреть на проблемы, обсуждаемые сегодня, с другой точки зрения.

(Просмотр фильма - ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

- Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Для чего авторы фильма его сняли? Какую мысль хотели донести? (Родители делятся впечатлениями)

    1. Рефлексия.

- Одно из хобби, которое может помочь ребенку от компьютера - это сочинительство стихов. Попробуйте написать стихотворение-Буриме на заданные рифмы (слайд 17): Интернет – нет, опасно – прекрасно или ежечастно – ужасно, интернет – нет. (Например: Я выхожу в интернет, Опасностей в нем как будто и нет. Называть код карты опасно, Но для мошенников это прекрасно. ИЛИ Мой ребенок сидит в сети ежечастно, Для здоровья это просто ужасно. Я говорю: Не ходи в Интернет, А он отвечает: НЕТ! )

    1. Итог.

- Напомните, пожалуйста, тему собрания (слайд 18).

- Мне бы хотелось узнать, с пользой ли Вы провели это время. Продолжите любое предложение со слайда (делятся впечатлениями) (слайд 19).

    1. Заключительное слово учителя.

- Наша встреча подошла к концу и я хочу еще раз поблагодарить Вас за активное участие в жизни класса, за то, что находите время для встреч со мной, за неравнодушие к жизни и воспитанию своих детей. Спасибо за внимание. До свидания.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: При желании у родителей можно провести тест на определение у них интернет-зависимости  ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Антропова Мария Александровна, 20.02.20 в 07:41 1Ответить Пожаловаться
Интересная разработка, возьму в избранное. Спасибо, Антонина Владимировна!
Россиева Антонина Владимировна, 20.02.20 в 07:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за положительный отзыв)
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 20.02.20 в 18:52 1Ответить Пожаловаться
Антонина Владимировна, спасибо за прекрасную, актуальную разработку собрания. Мы тоже зависимые от сети....
Россиева Антонина Владимировна, 20.02.20 в 18:55 1Ответить Пожаловаться
Есть такой грешок, Татьяна Григорьевна) Спасибо за комментарий, очень приятно)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.