Родительское собрание на тему «Дети в Интернете»

0
0
Материал опубликован 30 October 2018 в группе

Родительское собрание на тему: «Дети в интернете».

Выполнено учителем начальных классов

МБОУ г. Кургана «СОШ № 43» Ивановой Л. И.

Цель:

сформировать и расширить компетентности родителей в пользовании Интернетом для обеспечения безопасного поведения детей и подростков.

Задачи:

познакомить родителей с источниками опасности, которые таит в себе всемирная паутина;

показать родителям приемы контроля за деятельностью работы детей и подростков в сети Интернет.

Ожидаемые результаты:

Совместные усилия педагогов и родителей создадут безопасную среду для доступа детей к сети Интернет.

Методические рекомендации помогут родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье.

Ход мероприятия:

1.Объединение родителей по группам (по 4-5 человек)

Учитель предлагает родителям сделать выбор: «Добрый день! Предлагаю сегодня вам, уважаемые родители, для плодотворной работы нашего родительского собрания сесть по группам за тот стол, на котором табличка отражает интерес вашего частого обращения в Интернет.

На столах расположены таблички с надписями:

работа,

новости,

фильмы,

игры,

музыка.

2. Блиц-опрос родителей « Значение интернета в вашей жизни».

- Я думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы будем с вами говорить об Интернете, и не столько я, сколько все вместе, надеюсь, будем обсуждать, положительное и отрицательное влияние его на нашу жизнь и жизнь наших детей. Вы уже выразили свои предпочтения при выходе в Сети. Вопросы для каждой группы:

- Прошу высказать свое мнение о значении интернета в вашей жизни? (Что внес, изменил, улучшил?)

- Что для вас предпочтительнее – Интернет или телевизор? Почему? - Появились ли у вас в семье проблемы с ребенком, в связи с появлением в его жизни интернета? Какие?

-Как вы считаете, есть ли риски у детей при выходе во всемирную паутину? Какие это риски, как вы думаете? Известны ли вам способы безопасности для детей при выходе в Интернет? Продолжите фразу: «Чрезмерное увлечение интернетом может привести к …».

3.Тест:  «Определение зависимости детей от компьютерных игр».

Предлагаю вам определить с помощью теста, имеют ли ваши дети зависимость от компьютерных игр.

3. Вступительное слово учителя.

В связи с появлением в нашей жизни Интернета, появились проблемы в воспитании детей. Проблема обеспечения безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся информационно-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве — важная задача для их родителей и педагогов.

4. Сообщение учителя на тему: «Какие риски несет Интернет» (с использованием презентации).

Наше родительское собрание сегодня посвящено как раз этой насущной проблеме - «Основам безопасности в сети Интернет». В связи с этим, вы должны, уважаемые родители, осознавать, что основная доля ответственности за безопасность детей в Интернете лежит на вас, потому что только вы можете полностью контролировать своих детей, поэтому я считаю, вам необходимы некоторые теоретические и практические знания по данной проблеме. Я предлагаю рассмотреть сегодня на родительском собрании следующие вопросы:

Классификация онлайн- рисков .

Как защитить ребенка от онлайн- рисков.

Сегодняшние школьники легко осваивают любые устройства и технологии, предназначенные для общения и передачи информации. Однако насколько они готовы к тому, чтобы правильно ориентироваться в пространстве интернета, насколько способны противостоять тем рискам и угрозам, с которыми неизбежно сталкивается практически любой пользователь сети? И что необходимо делать государству, обществу, системе образования, родителям для того, чтобы защитить юных пользователей и помочь им освоиться в интернете? В рамках исследовательского проекта Еврокомиссии EU Kids Online II, посвященного изучению вопросов безопасности интернета для детей и подростков, были получены ответы на эти вопросы и подготовлены соответствующие рекомендации. Всего в исследовании приняли участие 25 стран Евросоюза, а также Россия и Австралия. Результаты исследования доступны на сайте http://detionline.com/ Как оказалось, родители — далеко не единственные люди, способные помочь ребенку ориентироваться в пространстве сети. Учителя также играют жизненно важную роль, а для многих детей большую помощь оказывают их сверстники. Согласно данным исследования, 63% европейских детей школьного возраста получали советы по безопасному поведению в интернете от родителей, 58% — от учителей и 44% — от сверстников. Роль учителей и сверстников не сводится к консультированию по безопасному поведению в сети. 58% юных европейцев говорят, что их учителя помогают им, когда они затрудняются сделать какую-либо работу или что-то найти в интернете. Преподаватели также объясняли, почему одни сайты могут считаться хорошими и качественными, а другие нет. В половине случаев учителя обсуждали со своими учениками, что они делают в интернете или давали некоторые советы по тактике взаимоотношений с онлайн- собеседниками. О том, что делать, если их что- то беспокоит в интернете, говорили со своими школьными наставниками менее 40% детей и подростков. 62% учителей устанавливают правила, описывающие, что дети могут делать в интернете и чего им следует избегать. При этом младшие школьники (9-10 лет) реже других возрастных групп отмечают, что учителя помогают им ориентироваться в пространстве интернета. Это следует учесть, поскольку дети младшего возраста теперь используют интернет достаточно активно. Среди 9-16-летних европейцев 64% утверждают, что, когда в онлайне у них что-то не ладится, им помогают школьные друзья.

Возможно, эти советы не столь ценны, но все, же важно иметь в виду, что, если ребенка что-то беспокоит в сети, он скорее расскажет об этом другу, чем кому-то еще. Поэтому поддержка сверстников способна стать одним из факторов интернет-безопасности. В случаях, когда детей что-то беспокоило в интернете, 36% обращались за помощью к родителям, 28% — к друзьям и 24% — к учителям. В идеале каждый ребенок должен иметь по крайней мере одного человека, к кому он мог бы обратиться. Однако все же есть некоторая часть детей, которым некому помочь в таких ситуациях. Любопытно и отрадно отметить, что дети, обладающие высокой цифровой грамотностью, чаще отмечают, что им помогают в пользовании интернетом учителя или школьные друзья. Причем, чем младше дети, тем сильнее эта взаимосвязь. Возможно, это можно объяснить тем, что дети с более высоким уровнем компьютерной грамотности способны эффективнее пользоваться помощью других — учителей и товарищей.

Классификация рисков в сети Интернет:

1.Контентные риски. Как их избежать.

2. Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет.

3. Электронные риски.

4. Потребительские риски.

Контентные риски.

Контент - это наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса - текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д. (например: контент интернет-сайта); мобильный контент - мультимедийное наполнение, адаптированное для использования в мобильных устройствах

(телефоны, смартфоны, коммуникаторы и т.д.) - текст, графика, музыка, рингтоны, видео, игры, дополнительное программное обеспечение.

Информация нежелательного характера, которая несет в себе контентные риски, - это различные информационные ресурсы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. К противозаконной, неэтичной и вредоносной информации относится:

- информация о насилии, жестокости и агрессии,

- информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам,

- пропаганда суицида,

- пропаганда азартных игр,

- пропаганда и распространение наркотических веществ, отравляющих веществ,

- пропаганда анорексии (отказ от приема пищи) и булимии (чрезмерное потребление пищи),

- пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений,

- эротика и порнография,

- нецензурная лексика и т.д.

В сети Интернет такую информацию можно встретить практически везде: в социальных сетях, блогах, торрентах, персональных сайтах, видеохостингах и др. Не являются исключением и мобильные сервисы. Распространение противозаконной информации преследуется по закону, например, распространение наркотических веществ через Интернет, порнографических материалов с участием несовершеннолетних, призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям. Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение противозаконной информации. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции. Неэтичный, противоречащий принятым в обществе нормам морали и социальным нормам, контент не запрещен к распространению, но может содержать информацию, способную оскорбить пользователей и оказать вредоносное воздействие. Подобная информация не попадает под действие уголовного кодекса, но может оказать негативное влияние на психику человека, особенно ребенка. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети: изображения сексуального характера, порнография, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления, и др. Неэтичная и вредоносная информация может быть направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей.

Вредоносный контент может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных, например, просмотр тех или иных видеоматериалов через сеть интернет приводит к заражению компьютера вирусами. Такие действия могут преследоваться по закону в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ (ст. 272,273,274).

Что надо знать о проблемах недостоверной информации в Интернете? В Интернете есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной, ни достоверной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность, актуальность и полноту информационных материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. В Интернете не существует служб редакторов и корректоров (такие службы функционируют только в электронных средствах массовой информации), никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность и полноту. Поэтому нельзя использовать Интернет как единственный источник информации, необходимо проверять информацию по другим источникам, особенно если эта информация касается жизненно важных моментов в жизни человека, например, здоровья, обучения, нормативно-правовых актов и т.п.

Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями Интернет-пользователей. Интернет - это не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среда для общения. В интернете существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения – социальные сети, блоги, чаты, форумы, гостевые книги, списки рассылки и пр. Примерами коммуникационных рисков могут быть: знакомства в сети и встречи с Интернет-знакомыми, интернет-хулиганство: преследование, запугивание и оскорбления (кибербуллинг), незаконные контакты, и др.

Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг) – это явления не только виртуальной, но и реальной жизни. Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Кибербуллинг, преследование с использованием цифровых технологий, сильнее всего действует на детей и подростков. В отличие от реальной травли, для кибер-буллинга не нужно быть здоровяком, достаточно компьютера, времени и желания кого-то терроризировать. Распространение кибербуллинга, во многом, отражает проблемы морали в обществе, где к человеку не относятся, как к ценности, личности и игнорируют его проблемы и переживания, отвечают цинизмом. По данным, полученным в исследовании «Дети России онлайн», в среднем по РФ 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн.

Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики, на которых над кем-то издеваются или даже избивают уже давно стали привычной частью Рунета – каждый десятый ребенок 9-16 лет становился жертвой кибербуллинга. Нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Анонимность и приватность в сети - давно иллюзия. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека. "То, что попало в интернет, останется там навсегда, - напоминает Касперский (один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО «Лаборатория Касперского»). - Завтра наши дети могут сильно пожалеть о своем поведении и оставленных следах в соцсетях. Это может негативно отразиться на их карьере, социальном статусе и вообще представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. Не говоря о том, что опубликованная информация может задеть и нас, родителей". Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации.

Электронные риски

Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением персональной информации и/или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Подобные программы чаще всего снижают скорость обмена данными с Интернетом, а также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры,

рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Существуют определенные признаки, по которым, с высокой степенью вероятности, можно утверждать, что компьютер заражен вирусами:

- медленная реакция на действия пользователя, особенно при запуске программ,

- искажение содержимого файлов и каталогов или их полное исчезновение, - частые сбои и зависания компьютера,

- самопроизвольное появление на экране сообщений или изображений, - несанкционированный запуск программ,

- зависание или странное поведение интернет-браузера,

- невозможность перегрузки компьютера (операционная система не загружается).

Однако нужно помнить, что ничто не может дать стопроцентной гарантии защиты вашего компьютера. Поэтому в любом случае Вы и Ваши дети должны быть крайне внимательны, когда получаете сообщения по электронной почте от неизвестного адресата с вложением, когда скачиваете файлы из Интернета, пользуетесь чужими носителями информации или открываете файлы, скопированные с чужого компьютера.

Потребительские риски

Потребительские риски - злоупотребление в Интернете правами потребителя, включают в себя:

- хищение персональной информации с целью кибермошенничества,

- потеря денежных средств без приобретения товара или услуги,

-риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию,

- азартные игры на деньги.

Вы можете самостоятельно научиться распознавать мошеннические сообщения, познакомившись с их некоторыми отличительными признаками. Фишинговые сообщения могут содержать:

- сведения, вызывающие тревогу, или угрозы, например, закрытия ваших банковских счетов;

- обещания большой денежной выгоды с минимальными усилиями или вовсе без них;

- сведения о сделках, которые слишком хороши, для того, чтобы быть правдой;

- запросы о пожертвованиях от лица благотворительных организаций после сообщений в новостях о стихийных бедствиях;

- грамматические и орфографические ошибки.

Потребительский риск заключается в потере денежных средств без приобретения товара или услуги, или приобретения товара низкого качества, контрафактной и фальсифицированной продукции.

Азартные игры на деньги.

Множество детей обожают искать развлечения (например, игры) в Интернете. Иногда при поиске нового игрового сайта они могут попасть на карточный сервер. Большинство игр и развлечений для несовершеннолетних вполне законны, однако, им нельзя играть в азартные игры на деньги. В чем состоит отличие между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми. Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков.

Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

Существует еще одна опасность- зависимость от компьютерных игр.

Ученые выяснили, что 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры.

Что же такое эта «компьютерная игровая зависимость» и в чем она проявляется? Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре – в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму. Особенно тяжелые формы игровой зависимости предполагают также крупные денежные траты на игру, злоупотребление кофе и энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании от игры, пренебрежение питанием и сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек не может контролировать себя в плане времяпровождения за игрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями – ибо они пока еще не «виртуальны». Любое время, проведенное вне игры, является для такого человека мучением.

Вот сколько рисков несет всемирная паутина. Потому встает насущный вопрос: « Как защитить наших детей от онлайн- рисков?»

5. Обсуждение родителями в группах и выработка мер защиты детей от онлайн- рисков.

- Предлагаю, уважаемые родители, обсудить эту проблему в группах и предложить свои меры защиты детей от онлайн- рисков, а потом высказаться каждой группе и обобщить нашу с вами совместную работу по данной теме.

6. Обобщение учителем выступлений родителей по теме: « Защита детей от онлайн- рисков».

- Я очень рада, что сегодня никого не оставила равнодушным тема нашего родительского собрания, все группы были достаточно активны. Мы вместе с вами обсудили наши действия по безопасности наших детей при выходе в Интернет и сейчас необходимо их только обобщить.

Итак,

*Доверие - самая надежная защита.

Развивайте доверительные отношения. Важно, чтобы ребенок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему, в этом случае он сможет вам довериться.

*Установление правил пользования интернетом для всех электронных устройств.

Необходимо прийти к соглашению с детьми по следующим вопросам:

- Что разрешить делать в сети?

-Где можно пользоваться мобильными устройствами?

- Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?

* Регулярный разговор об Интернете.

Регулярно разговаривайте об Интернете. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Посмотрите вместе фильм об интернет -угрозах и обсудите его. Точная и достоверная информация – лучшее средство от онлайн- рисков.

*Осведомленность родителей о жизни ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.

Искренне интересуйтесь жизнью ребенка, о его интересах, его друзьях, удачах, успехах и огорчениях, проблемах, активностью в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети, где он

« обитает».

*Рассказ о нормах онлайн- этикета.

Как в реальной жизни, так и в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребенок должен понять, что анонимность в Сети – иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.

*Необходимость защиты персональной информации.

Объясните ребенку, что любая информация, которую он выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.

*Информация о помощи.

Расскажите ребенку о том, что если он столкнулся с проблемой в интернете, он может обратиться за помощью к вам, к администрации сайта, в службу техподдержки, ко взрослому, которому доверяет или позвонить на горячую линию по телефону Линии помощи «Дети Онлайн» (8-800-25-000-15).

*Положительный пример.

Станьте для ребенка примером ответственного онлайн - пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей. Покажите детям примеры популярных страниц, посвященных творчеству, здоровому образу жизни, изучению истории родного края или другому любому увлечению пользователя.

*Принцип « доверяй», но «проверяй».

Напоминайте чаще о том, что не всегда информация из Интернета достоверна, нельзя доверять всему, что вы узнали в Сети. Объясните о правиле трех источников: прежде, чем проверить какой-либо факт, проверьте еще, как минимум, два источника. Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять ее к сведению, но распространять не стоит.

*Защита для всех устройств.

Защитите надежными паролями вход в компьютер и мобильные устройства. Научите ребенка пользоваться этой функцией. Объясните ему, что пароль нужно держать в секрете даже от самых близких друзей. Для каждого устройства нужен свой пароль, который нужно регулярно менять.

*Антивирусная защита для всех устройств.

Обязательно установите программу комплексной защиты компьютера, включающую в себя антивирус, антишпион, сетевой экран и онлайн – сканер.

*Регулярное обновление операционной системы и ПО.

Всегда используйте лицензионное программное обеспечение. Устанавливайте приложения для ПК и мобильного телефона только с надежных ресурсов.

*Изучение и установление наиболее подходящих технических средств контентной фильтрации.

Существуют приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов, ограничить время доступа к Интернету, отслеживать действия пользователя в Сети, блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля часто содержатся в антивирусных программах.

Но каким бы не был родительский контроль, креативность и сотрудничество, основанные на взаимном доверии - это лучшее средство защиты детей от онлайн – угроз.

7. Информационный блок «Безопасное использование сети Интернет в соответствии с возрастом детей». (Выступление подготовленных родителей.)

Дети до 7 лет

Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета. Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере. На этом этапе вы можете установить первые внутренние правила использования компьютера. Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем. Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого. Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета. Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.

Дети 7–9 лет

Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Вы вместе с детьми должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете. Вы можете поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям. В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей. Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации. Если компьютер установлен в комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится естественным для повседневной жизни. Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации. Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы родители по-прежнему активно участвовали в использовании Интернета ребенком.

Дети 10–12 лет

Дети в этом возрасте уже могут знать, как использовать Интернет в различных целях. Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации. Ребенку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или несоответствующими его потребностям. Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации. Если ребенок уже заинтересовался общением в чатах, вам следует обсудить с детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных обсуждениях. Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на необходимости безопасного и осторожного использования. Систему безопасности информации также необходимо обновлять.

IV. Рефлексия.

Родители приклеивают на доску по группам заранее приготовленные стикеры разного цвета:

-желтый - не интересна тема родительского собрания;

- зеленый - было познавательно;

- красный - было интересно, познавательно, полезно

V. Подведение итогов родительского собрания.

Учитель подводит итоги родительского собрания, раздает памятки.

Приложение

Приложение 1

Памятка

«Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков»:

1). Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более 2 часов в сутки на игры.

2). Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается ребенок. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

3). Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.

4). Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.

5). Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

6). Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

7). Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Приложение 2

Памятка «Советы родителям по защите безопасности детей в интернете».

Убедите своих детей делиться с вами впечатлениями от работы в Интернете. Путешествуйте в Интернете вместе с детьми.

Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у них психологический дискомфорт, пусть дети рассказывают вам об этом.

Депрессивные молодежные течения

Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.

Наркотики

Интернет пестрит новостями о “пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления “зелья”.

Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты.

Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, “убивает” коммуникативные навыки, которые мы невольно приобретаем с самого раннего детства.

Секты

Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам “проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.

Экстремизм, национализм, фашизм

Все широкие возможности Интернета используются представителями экстремистских течений для того, чтобы заманить в свои ряды новичков.

3. Если ваши дети общаются в чатах, пользуются программами мгновенной передачи сообщений, играют в сетевые игры или занимаются в Интернете чем-то другим, что требует указания идентификационного имени пользователя, помогите им выбрать это имя и убедитесь в том, что оно не содержит никакой личной информации.

4. Запретите своим детям сообщать другим пользователям Интернета адрес, номер телефона и другую личную информацию, в том числе номер школы и любимые места для игр.

5. Объясните детям, что нравственные принципы в Интернете и реальной жизни одинаковы.

6. Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что при переходе в виртуальный мир нормы поведения нисколько не изменяются.

7. Добейтесь от детей уважения к собственности других пользователей Интернета. Расскажите детям, что незаконное копирование продуктов труда других людей, в том числе музыки, видеоигр и других программ, почти не отличается от воровства в магазине.

8. Убедите детей в том, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Скажите, что интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают.

9. Объясните детям, что верить всему, что они видят или читают в Интернете, нельзя. Скажите им, что при наличии сомнений в правдивости какой-то информации им следует обратиться за советом к вам.

10. Контролируйте действия своих детей в Интернете с помощью специализированного программного обеспечения. Средства родительского контроля помогают блокировать вредные материалы, следить за тем, какие веб-узлы посещают ваши дети, и узнавать, что они там делают.

Самое главное – это доверие между родителями и ребенком, готовность взрослых к диалогу, обсуждению непростых вопросов, да и просто разговорам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Например, игра «Wild Web Wood» (http://www.wildwebwoods.org/) создана на основе справочника Совета Европы «Интернет-грамотность», переведена на русский

9

язык и будет интересна детям младшего и среднего школьного возраста. Компания МТС предлагает on-line урок по теме «Полезный и безопасный Интернет» (http://www.detionline.com/mts/about) .

Приложение 3

Приложение 4

Определение компьютерной зависимости учащихся

В.В. Сатари, 
психолог высшей квалификационной категории, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Фили», г. Москва

Тест 
«Определение зависимости от компьютерных игр»

Уважаемые родители! Внимательно читайте утверждения и тщательно обдумывайте ответ. При этом обязательно старайтесь ответить «да» или «нет». Помните, что от правильности вашего ответа зависят результаты тестирования!

Утверждение

Ответ

«да»

Ответ

«нет»

Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру

 

 

Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями

 

 

Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми

 

 

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном

 

 

Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка

 

 

После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли

 

 

В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером

 

 

При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы

 

 

После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула

 

 

Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее

 

 

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием

 

 

Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени

 

 

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной

 

 

Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры

 

 

После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз

 

 

Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть

 

 

Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка

 

 

Благодарим за участие в опросе и искренние ответы!

Анализ исследования

За каждый ответ «да» начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение ребенком компьютерными играми может перерасти в зависимость, а значит, нужно обратиться за консультацией в психологическую службу для получения своевременной квалифицированной психологической помощи.

Литература:

1. Е.Н. Беспалова «Основы безопасности в сети Интернет» Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова

2.МТС и Фонд развития Интернет. Образовательно - выставочный проект

« Дети в интернете».

Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н.И. Баскакова,/ Под общей ред. Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, проректора по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2011. – 191 с.

Презентация Владимира Шляпникова, канд. психол. наук, директора по социальным проектам. Как поговорить с ребёнком об Интернете? 23oct.riw15-next2--shliapnikov

5.http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu. htm

6.http://www.onlandia.org.ua/ru-RU/

7.http://www.nachalka.com/taxonomy/term/335

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.