12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Санникова Лидия Сергеевна21
5

Родительское собрание "Родительский авторитет...Что это такое?"

Родительское собрание:

«Родительский авторитет… Что это такое?»

Цель: позволить родителям почувствовать себя в роли современных учеников.

Задачи:

Уточнить современные цели воспитания, требования к результатам обучения.

Познакомить родителей с технологией деятельностного метода.

Сформировать представление об истинном родительском авторитете.

Мотивировать родителей к активному участию в жизни класса и школы.

Примерный план проведения собрания в ТДМ:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Задание на пробное действие)

3. Выявление причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

8. Включение в систему знаний.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

10.Подведение итогов первого собрания.

Практическая значимость: предложенные материалы учитель может использовать для организации и проведения родительского собрания, независимо от класса обучения.

Подготовительная работа:

1.Оформить класс, чтобы родители смогли увидеть и почувствовать атмосферу класса, где будут учиться их дети.

2. Специально к родительскому собранию на доске прикрепить высказывания по теме собрания: «Жизнь родителей в детях» (пословица);

«К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь» (пословица) и другие.

3. Оформить выставку литературы для родителей.

4. Подготовить для демонстрации родителям наглядное пособие «Учусь учиться, или Приключения Смайлика».

5. Продумать, как лучше поставить столы в классе, чтобы организовать групповую работу с родителями. (Можно на столы заранее расставить таблички с фамилией и именем ребенка, тогда родители будут садиться на определенные места.)

6. Подготовить бумагу, маркеры и другие необходимые канцелярские принадлежности.

7. Подготовить анкету для обратной связи.

8. Составить список интересующих вопросов.

9. Оформить презентацию к собранию.


Ход собрания

1. Мотивация к учебной деятельности(5 – 7 минут)

Приветствие. Вступительное слово учителя.

Собрание будет проходить в форме мастер-класса, что позволит вам почувствовать себя в роли современных учеников. Вы познакомитесь со структурой урока в технологии деятельностного метода. По ходу собрания я буду называть каждый этап собрания (такие же этапы образуют структуру уроков, построенных в технологии деятельностного метода). У вас будет возможность поучаствовать в каждом этапе и понять, что делают ученики на данном этапе и почему.

Цели собрания:

Уточнить современные цели воспитания, требования к результатам обучения.

Познакомить родителей с новым методом обучения.

Сформировать представление об истинном родительском авторитете.

Мотивировать родителей к активному участию в жизни класса и школы.

Урок в технологии деятельностного метода всегда начинается с этапа мотивации. На данном этапе дети настраиваются на урок, готовятся к включению в учебную деятельность. Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам поучаствовать в данном этапе.

Предлагаю вам закончить пословицы, записанные на доске или на экране:

Родители трудолюбивы и … (дети не ленивы);

При солнышке тепло, … (при матери добро);

Не тот отец-мать, кто родил, а тот … 9 кто вспоил, вскормил да добру научил);

Коли есть отец и мать, так и… (ребенку благодать);

Какова матка, таковы и …(детки);

Родители трудолюбивы, и (дети не ленивы);

Яблоко то яблони… (недалеко падает);

Не тот отец и мать, кто родил, а … (тот, кто вспоил, вскормил и добру научил).

(Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах (тогда заранее подготовить на каждую группу карточку с незаконченными пословицами). После озвучивания пословиц учитель делает вывод о важности родителей в деле воспитания детей во все времена, напоминает об изменениях в образовательной политике государства, о ФГОС, о ключевых изменениях в требованиях к результатам образования.)

-Однажды один очень крупный учёный медик сказал своим студентам: «Когда вы даёте больному аспирин, то это просто аспирин, когда я даю, то это сильнейшее исцеляющее средство. Почему, как вы думаете?

(Это лекарство и плюс авторитет учёного)

- Родители должны всегда помнить, что в их авторитете залог успешного воспитания детей.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Задание на пробное действие) (5 минут)

На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют понятия и способы действия, которые им пригодятся для открытия нового знания. Еще одной важной задачей этапа является фиксация своего индивидуального затруднения. Ведь если у ученика нет своего, личного затруднения – ему и учиться нечему. Для того чтобы каждый из учеников смог сам зафиксировать индивидуальное затруднение, предлагаю вам выполнить пробное действие.

Чтобы понять, в чем заключается пробное действие нашего собрания я предлагаю вам проиграть этот этап.

Авторитет… Задумывались ли вы над значением этого слова? Как вы понимаете, что значит «авторитет?» (Варианты ответов родителей.)

Чтобы в семье был лад, чтобы дети почитали своих родителей, доверяли свои самые сокровенные тайны, заботились о них в старости, нужно, чтобы в семье царило уважение. Значит, чтобы добиться уважения у детей, нужно чем обладать»? (Авторитетом.)

Учитель обращает внимание на тему собрания, записанную на доске «Родительский авторитет… А что это такое?»

На какой вопрос нам надо найти сегодня ответ? (Родительский авторитет… Что это такое?)

Задание на пробное действие:

А сейчас я вам предложу необычное задание: поднимите руку те, кто точно знает, что такое родительский авторитет.

Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться? (Родители называют варианты ответов.)

У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?

Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!

На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (На вопрос «Что такое родительский авторитет?»)

3. Выявление причины затруднения (2 минуты)

Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать. Вы заметили, что во время каждого урока в технологии деятельностного метода дети узнают, как надо относиться к затруднению.

Давайте подумаем вместе, вы знаете точный, согласованный ответ на вопрос «Что такое родительский авторитет?» (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос «Что такое родительский авторитет?».)

Таким образом, на данном этапе дети под руководством учителя определяют причину затруднения (что они пока не знают), что позволит перейти к следующему этапу.

4. Построение проекта выхода из затруднения (3 – 4 минуты)

Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение. Если мы не знаем ответа на вопрос «Что такое родительский авторитет?», что нам надо узнать? (Нам надо узнать ответ на вопрос «Что такое родительский авторитет?»)

Вы сформулировали цель нашего сегодняшнего собрания. (Учитель фиксирует цель на доске.)

Как узнать правильный ответ на вопрос, чтобы достичь цели? Какие варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей).

Учитель может предложить свои варианты: прочитать в специальной книге, попросить рассказать учителя или кого-либо из взрослых, узнать самому, а потом проверить в учебнике (по эталону). По желанию, можно прочитать высказывание Конфуция: «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете».

Наши школьники сами будут открывать новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сами найти ответ на вопрос «Что такое родительский авторитет?».

5. Реализация построенного проекта (5 – 7 минут)

На этапе реализации проекта чаще всего организуется групповая работа. Учащиеся с помощью учителя открывают новое знание и фиксируют его в речи и знаковой в форме эталона.

В книге М.С. Панича «Взрослые и дети» есть короткий рассказ. «Пока я жива, - говорит мать одного из школьников, - я своему ребёнку ни в чём отказывать не буду! На то я и мать!» В другом рассказе мать заявляет: «Я свою дочь ничего не заставляю делать. Придёт время, потрудится ...» Через некоторое время мать приходит в школу жаловаться на свою дочь: «Я ей: «Доченька. Доченька, а она мне: «Отстань, надоела» …Ах, ты, неблагодарная! Кто тебя кормит, одевает? Кто за тебя всё в доме прибирает?» А она мне: «Ты и обязана кормить и одевать, ты – мать.»

Как вы думаете, почему последовала такая реакция дочери? (Ответы родителей)

Вспомните случаи из жизни, когда вам казалось, что дети «не ценят вас. (Ответы родителей).

Как вы думаете, когда если только начинаешь чему- учить своего ребёнка, сразу всё получается? (Может и не получиться)

Если у вас что-то не получилось, у вас возникло затруднение, надо остановиться и подумать. Над чем будете думать? (Что я не знаю.)

Если родители задают вопрос: «Что я не умею?» учитель уточняет, что для того, чтобы уметь, надо сначала узнать, как правильно действовать.

Что вам показало пробное действие? (Что мы не знаем ответ, на вопрос: «Что такое родительский авторитет?»).

Вы определили, что вы не знаете. Это и есть первый шаг учебной деятельности.

Когда сам что-то делаешь и не получается, сначала надо понять, что я не знаю.

А когда сам человек понял, что он не знает, что он будет делать дальше? (Узнавать.)

Кто будет узнавать? (Сам этот же человек.)

Найдите ответ на наш вопрос у выдающегося педагога и писателя А.С. Макаренко?

(«Настоящий родительский авторитет – это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знаний жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер. А.С. Макаренко)

(Выражение фиксируется на доске)


6. Первичное закрепление во внешней речи (5 – 7 минут)

Для вас я подготовила специальные задания для этого этапа нашего собрания. На столах лежат карточки с описанием ситуаций. Я предлагаю в группах прочитать, обсудить данные ситуации и сделать вывод, воспитываются ли дети в этих ситуациях, или они находятся вне зоны родительского авторитета.


При подготовке к родительскому собранию учитель может подобрать и предложить для обсуждения свои ситуации.

1 ситуация: «…Петя, иди сюда, зовёт мать». (Петя в это время играет с отцом в шахматы) Игра продолжается. «Петя, иди сюда!»- повышает голос мать. Петя, буквально кожей чувствует сложившуюся ситуацию, но продолжает играть. Когда мать в третий раз зовёт сына, отец добродушно ворчит: «Да ладно тебе, сейчас доиграем»

2 ситуация: Сидит отец во дворе и играет в домино. Подбегает сын-подросток: «Отец, мама зовёт обедать.» «Слушай. Колька, скажи-ка ты ей, что меня здесь нет.»

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 – 7 минут)

А для вас я подготовила для этого этапа нашего собрания специальное задание. Ответьте на вопросы, опираясь на высказывание А.С. Макаренко:

1.Что такое родительский авторитет?

2.Принято считать, что дети должны уважать своих родителей, а вы как считаете?

3.Уверены ли вы, что ваши дети уважают вас, что вы являетесь для них авторитетом?

4. Насколько вы отвечаете требованиям, которые ребёнок вправе предъявить к высокому званию Отец и Мать?

5.Зависит ли родительский авторитет от возраста ребёнка?

6.Устарела ли классификация ложных авторитетов А.С. Макаренко?

(А.С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка:

авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;

авторитет чванства — возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;

авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к непререкаемому авторитету;

авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенка;

авторитет любви — стремление повседневной повсеместно демонстрировать свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним;

авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка;

авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.)

Вы сами узнали ответ на вопрос, что такое родительский авторитет: («Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.» А.С. Макаренко)

8. Включение в систему знаний (5 минут)

На данном этапе уточняются особенности нового знания, где его можно применить, его роль и место в системе уже изученных знаний.

В детских домах кормят не хуже. Чем в семьях. И одеты там ребята хорошо, и ухожены. Но они тоскуют, мечтают о встрече порой даже с несуществующими или по-человечески очень скверными (и дети это знают) родителями не из-за еды и одежды. Почему, как вы думаете?

9. Рефлексия деятельности на уроке (5 минут)

На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят поставленную цель и результат. Удалось ли им достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать.

Предлагаю вам проиграть диалог, который проводит учитель на данном уроке:

-Вспомните, что же вы узнали на собрании? (Мы узнали, что такое родительский авторитет.)

- Родительский авторитет…А что это такое? (Ответы родителей.)

- Кто сам справился с предложенными заданиями? Молодцы!

- А кто понял, что такое настоящий родительский авторитет? Отлично!

- Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

- А теперь поработаем с «Лесенкой успеха».

Лесенка успеха будет изображена в конце каждого урока. С помощью этой лесенки дети будут оценивать свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся способности к адекватной самооценке.

Если вы не поняли, что такое авторитет, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?

Кто из вас может рассказать почему?

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?

Кто из вас может рассказать почему?

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?

Кто из вас может рассказать почему?

(Если родители оценят свою работу на собрании по-разному, это тоже хорошо. Кто-то для себя нашел ответ на очень важный вопрос, а кто-то зафиксировал затруднение, вопрос, что является первым шагам к его успешному разрешению.)

10.Подведение итогов первого собрания (2 – 3 минуты)

Предлагаю Вам высказать свое мнение по поводу собрания и заполнить анкету обратной связи.

Подтверждением вывода собрания могут быть слова: «Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое.» Г.А. Медынский


Желаю Вам удачи и творческих успехов!

Мы вместе, значит, у нас все получится!



Источники информации:


Наглядное пособие «Учусь учиться или приключения Смайлика» Л.Г. Петерсон – М, Ювента, 2016.

А.С.Макаренко «Книга для родителей» - М, Просвещение, 1992г.

М.С Панич «Взрослые и дети» - Лениздат, 1961г.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.