Родительское собрание с элементами технологии деятельностного метода «Роль родителей в развитии и воспитании ребенка»

0
0
Материал опубликован 14 August 2021

Родительское собрание с элементами технологии деятельностного метода на тему:

«Роль родителей в развитии и воспитании ребенка».


«У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать.
Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души…»
(Э. Базен, французский писатель)

Форма проведения: собрание-практикум.

Цель собрания: работа над ситуациями на тему семейного воспитания

Задачи:

1. Поговорить с родителями о их роли в жизни ребенка.

2. Дать полезные советы родителям о том, как общаться с ребенком.

Оборудование:

Памятки для родителей, презентация к родительскому собранию.

Подготовительная работа:

1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме собрания;

2. Подготовка сценария собрания, презентации;

3. Составление памяток для родителей;

4. Подготовка кабинета, расстановка парт для работы в группах.

Перед родительским собранием родители, заходя в класс, вытягивают листочки с номером группы и рассаживаются по группам.

Ход собрания.

Мотивация к учебной деятельности. (5 минут)

Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, какие мы родители, поработаем над ситуациями на тему семейного воспитания, которые необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, и они не вызывали у него негативных эмоций.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния "улицы", выражают сомнение в психическом здоровье детей.

По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же, как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Задание на пробное действие). (5 минут)

А сейчас мы с вами узнаем, какие вы родители. Предлагаю вам выполнить тест “Какой ты родитель?”, в котором вы должны отметить наиболее часто употребляемые вами фразы. Попробуйте определить, какой вы родитель, по количеству положительных ответов.

Тест «Какой ты родитель?»

Сколько раз тебе повторять!

Посоветуй мне, пожалуйста!

Не знаю, что бы я без тебя делала!

И в кого это ты только уродился?

Какие мы замечательные друзья!

Ну на кого же ты похож?

Вот я в твое время…

Ты моя опора и помощник!

Ну что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?

Ах, какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок?

У всех дети, как дети, а ты…

Какой ты у меня сообразительный!

3. Выявление причины затруднения. (1 минута)

Как видите, результаты у всех получились разные. В чём причина затруднения?

Мы не знаем, сколько баллов соответствует тому или иному критерию наиболее часто употребляемых фраз.

4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 минуты)

Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение. Давайте ещё раз проговорим цель нашего собрания - работа над ситуациями на тему семейного воспитания. Для того чтобы достичь поставленной цели, я даю вам ключ к тесту. А затем мы поучимся применять на практике в группах фразы из теста «Какой ты родитель?»


Ключ теста

7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9 -10 баллов – вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11 -12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.

13 -14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

5. Реализация построенного проекта (5 – 7 минут)

Сейчас, уважаемые родители, мы поработаем в группах. Вам предлагаются ситуации на тему семейного воспитания, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, и она не вызывала у него негативных эмоций. При подготовке ответа используйте фразы из теста «Какой я родитель?»

Ситуации по группам:

1-я группа.

Ваш ребенок получил плохую оценку по предмету. Накануне он долго учил, а результат плачевный.

2-я группа.

Вы многократно повторяете своему ребенку: “Делай уроки!” ребенок не реагирует.

3-я группа.

Ваш ребенок ничего не рассказывает вам, и лишь от посторонних людей вы узнаете, что он ведет себя в школе плохо.

4-я группа.

Ваш ребенок дерется с другими детьми, в школе на него постоянно жалуются.

6. Первичное закрепление во внешней речи. (7 минут)

(От каждой группы выступает представитель, который кратко знакомят всех присутствующих с основными выходами из данных ситуаций.)


Для общения с детьми, я уверена, пригодятся мои полезные советы. Послушайте их внимательно.

Общайтесь друг с другом.
Каждому необходимо уметь разговаривать и слушать других. Это основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Если по каким-то причинам вы перестали общаться, возникают проблемы, нарастает непонимание, и, в итоге, Вы оказываетесь изолированными от своего ребенка. Отсутствие общения с Вами заставляет его обратиться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Помните об этом и будьте готовы к общению, развивайте его.
Выслушивайте друг друга.
Умение слушать - основной компонент эффективного общения, но делать это не всегда легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает: показывать свою внимательность, пытаться понять, что Вам говорит ваш ребенок, уделять внимание взглядам и чувствам вашего ребенка, не споря с ним, не настаивать, чтобы ребенок выслушивал ваши представления, о чем- либо, выслушивать его точку зрения.
Расскажите ему о своем опыте.
Очень часто ребенку трудно представить, что Вы были молоды! Напоминайте ему, что и перед вами стояли проблемы выбора и принятия решения, хотя не следует пересказывать длинные истории вашего детства, начинающиеся словами: " Когда я был в твоем возрасте...". Объясните ребенку, что в детстве вы тоже были не подарок и тоже делали ошибки. Может стоит подчеркнуть, что очень помогает совместное обсуждение тех вопросов и проблем, которые в данный момент стоят перед ним. Вспомните пословицу " Одна голова хорошо, а две лучше.". Пусть ваш ребенок знает, что Вы хотели бы поделиться своими проблемами и заботами с ним, а не ожидаете от него обратного. Покажите ему, что вы тоже человек и ничто человеческое вам не чуждо.
Ставьте себя на его место.
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы не плохо показать, что Вы осознаете, насколько ему трудно. Совсем необязательно давать ему " правильные" ответы на возникающие вопросы или надоедать пересказом историй из собственного прошлого. Надо просто дать ему понять, что Вам близки его проблемы. Попытайтесь посмотреть на мир его глазами.
Будьте рядом.
Вы не можете всегда быть рядом со своим ребенком. Вам нежно работать и иметь возможность отдыхать. И ребенок должен это понимать. Но он также должен иметь возможность отдыхать. И ребенок должен это понимать. Но он также должен знать, что двери всегда открыты, если ему необходимо с Вами поговорить. Установите определенное время, когда можно собраться вместе и обсудить любые проблемы и заботы. Или договоритесь, когда ему это действительно необходимо. Несмотря на то, что вы не можете быть рядом постоянно, ребенок хочет чувствовать, что вам всегда интересно, что с ним происходит.
Действуйте твердо, но последовательно.
Быть твердым - это не значит быть агрессивным. Это значит быть уверенным, что ваши взгляды и чувства известны, и Вы хотите, чтобы ваш ребенок их уважал. Будьте последовательны! Не меняйте своих решений, не угрожайте тем, что Вы никогда не сделаете.
Проводите время вместе.
Очень важно не только общаться со своим ребенком, но и проводить вместе время. Но гораздо разумнее регулярно планировать вашу совместную деятельность. Это не обязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, просто посмотреть вместе телевизор. Поддерживайте его интересы, и Вы сделаете очень важный вклад в разумное поведение вашего ребенка.
Дружите с их друзьями.
Друзья могут оказывать огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Убедитесь, что вы знаете и встречаетесь с друзьями с друзьями своего ребенка. Приглашайте их к себе домой, найдите место, где ваш ребенок и его друзья могли бы встречаться. В этом случае Вы всегда можете отслеживать, чем они занимаются.
Помните, что Ваш ребенок уникален.
У любого ребенка есть сильные стороны, и любой ребенок хочет чувствовать себя значимым и востребованным. Иногда трудно отыскать сильные стороны его личности, но поверьте они есть. Вы можете помочь своему ребенку развить их и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и Вы осознаете и радуетесь его достижениям, повышается уровень самооценки ребенка.
Подавайте пример.
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Пристрастие к любому из них может вызвать проблемы, например, алкогольную зависимость. Конечно, употребление любого из вышеуказанных законно, но то, как вы их употребляете, является примером для вашего отношения к наркотическим веществам

7. Включение в систему знаний. (3 минуты)

Когда вы можете применить свои знания, которые получили сегодня? (При общении с ребенком).

8. Рефлексия деятельности. (5 – 7 минут)

Удалось ли нам достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать? (Отвечают родители). Как вы думаете, пригодится Вам в дальнейшем то, о чём мы сегодня с вами говорили?

А теперь поработаем с «Лесенкой успеха». С помощью этой лесенки мы оценим свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования способности к адекватной самооценке.

Если вы не разобрались с критериями наиболее часто употребляемых фраз, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?

Кто из вас может рассказать, почему?

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?

Кто из вас может рассказать, почему?

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?

Кто из вас может рассказать, почему?

Если Вы, уважаемые родители, оценили свою работу на собрании по-разному, это тоже хорошо. Кто-то для себя нашел ответ на очень важный вопрос, а кто-то зафиксировал затруднение, вопрос, что является первым шагам к его успешному разрешению.

9. Подведение итогов собрания. (2 минуты)

Заканчивая наше собрание, хочется сказать, чтобы вы, уважаемые родители, всегда помнили, только добрый пример отца и матери могут дать добрые всходы. Сотрудничество в семейном воспитании принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом. Пусть эти родительские истины помогут вам в воспитании ваших детей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.