12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья Игоревна37
Россия, Красноярский край, Железногорск

МБДОУ №72 "Дельфиненок"

компенсирующей и оздоровительной направленности
 

Родительское собрание

Тема : "Роль современной семьи в жизни ребенка. "


 

Составила

воспитатель Куркова Наталья Игоревна

г.Железногорск 2017г

Родительское собрание

Тема : "Роль современной семьи в жизни ребенка. "

Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей.

А.С. Макаренко

Повестка

1.Вступительное слово воспитателя Курковой Н.И.

2. Игра для родителей "Одно слово".

3.Просмотр видеороликов "Семья глазами детей".

4.Бабушки и дедушки в жизни ребенка.

5.Составление коллажа родителями "Современная семья".

6. Выступление "Роль современной семьи в жизни ребенка" воспитатель Куркова Н.И.

7. Практическое задание «Фамильная символика».

8.Подведение итога встречи.

9. Вручение родителям памятки "Родительские истины".


 

Ход собрания

Сбор родителей (10-15мин ) оформляется музыкой.

Родители рассаживаются на стулья, расставленные кругом.

Педагог: Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня мы собрались, для того, чтоб поговорить на тему: какова же роль современной семьи в жизни ребенка. Для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, необхо­димо знать его во всех отношениях. Можем ли мы в полной мере знать ребенка, если не знаем его семью, особенности семейного воспитания? Нет, поскольку развитие ребенка раннего возраста обусловлено отно­шениями внутри семьи — с родителями, бабушками и дедушками, бра­тьями и сестрами. Семья для ребенка -это место его рождения и основная среда обитания. В семье есть близкие люди которые понимают и принимают его таким, каков он есть.

Предлагаю, каждому из Вас назвать одним словом, что для каждого есть семья. Игра для родителей. "Одно слово" Педагог предлагает назвать одним словом, что для каждого значит семья. (Семья-равенство, любовь, взаимоуважение и т.д.) После ответа, родитель берет себе из коробки по одной резинке. Резинки двух цветов(желтая и красная). Родители одевают резинку на руку.

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья – это группа людей, которые живут вместе.

Семья – это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Если открыть словарь, то там можно прочитать, что: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью…».

Предлагаю Вашему вниманию посмотреть видеоролики , что такое семья в понимании ваших детей.

Показ видеороликов с записью ответов каждого ребенка на вопрос "Что такое семья?" :)))

Вот, уважаемые родители сколько разных ответов детей.

Связи «родитель — ребенок» имеют важнейшее значение для осо­знания факторов, определяющих развитие ребенка. Отношение роди­телей к ребенку, друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют сле­ды в его пробуждающемся сознании.

Позиции других членов семьи — старших братьев и сестер, бабушек и дедушек — также важны для создания благоприятной ситуации раз­вития малыша. Старшее поколение выступает в роли связующего зве­на между прошлым и настоящим семьи, передает традиции и прове­ренные ценности, окружает внуков безусловной любовью. Для бабушек и дедушек появление внуков означает новый этап жизненно­го пути. Лишь некоторые из них отказываются помогать семье в уходе за ребенком («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал»). Таким образом, конфликт всегда вертится вокруг одного и того же: молодые родители требовательны к детям, бабушки и дедушки — лас­ковы, терпимы и во всем «потакают». Почему?Восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями отлича­ется главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказыва­ется «добрее», чем у их взрослых детей. Бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка, поскольку с внуками они в сущности в третий раз открывают окружающий мир: в начале жиз­ни они сами «входили в него», потом вводили своих детей, наконец, внуков.

Отношения между взрослыми поколениями складываются не все­гда гладко, что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии по­нять, почему самые близкие для них люди не ладят, а иногда и вражду­ют.

Мир и хорошие отношения в семье — живительная почва для развития личности ребенка.


 

Педагог предлагает родителям разделиться на две команды (по цвету резинок)

Задание : Составить коллаж современной семьи.

Материал : 2 мольберта, ватман, ножницы, клей, разные журналы.

Отличие современной семьи от семей наших бабушек и дедушек.

1.Двойные стандарты ушли в прошлое. Теперь то, что разрешено мужчине, разрешено и женщине. Это основное отличие современной семьи от семей наших бабушек и дедушек.

2. Оба супруга стали терпимее к добрачному сексуальному опыту своей половинки. Если раньше девушка стеснялась того, что не девственницей выходит замуж, то теперь это норма.

3. Роли обоих супругов стали равными: мужчина активно участвует в воспитании детей и в ведении домашнего хозяйства, женщина чаще занимается собственным бизнесом и построением карьеры. Жена запросто может зарабатывать намного больше мужа. Мужчины не стесняются вести домашнее хозяйство, сидеть дома с детьми и даже уходить в отпуск по уходу за ребенком.

4. Исчезло былое значение некоторых символов семьи. Например, ношение свадебных колец уже не считается обязательным. Многие покупают кольца только для проведения свадебной церемонии и не более. Многие другие свадебные атрибуты (венчание, например) стали считаться излишними. Другой пример: раньше считалось, что супруги должны спать в одной кровати. В современных семьях нередко супруги спят в разных комнатах, находя это более удобным.

5. Законодательство в вопросах брака и развода стало более либеральным, что стало предпосылкой и причиной более терпимого отношения к разводу. Супруги уже не бояться потерять свою семью. В детских учреждениях уже не дразнят детей из неполных семей, так как многие дети психологически привыкли к одному родителю.

С какими проблемами столкнулась современная семья?

Современная жизнь переворачивает многое в социальной реальности вокруг нас. Технологическая революция, автоматизирующая нашу жизнь, делая ее удобной, а самые далекие уголки мира доступными для нас, вместе с тем и сильно меняет социальную жизнь. Понятие детства во многом основывается на возможности контролировать информацию, которую получает ребенок. В наше время - в эпоху телевидения и Интернета - контроль становится абсолютно невозможным.

Одной из таких проблем является то, что дети лишены внимания одного из своих родителей. Это связано с тем, что молодые люди, которые вступали в брак не осознавали всей ответственности, которая на них ляжет. Они не были готовы пожертвовать своими интересами ради интересов семьи.

Важным аспектом в размывании границы между взрослым миром и миром детей сыграло телевидение. Так, если раньше информация черпалась из книг, то теперь она все больше перемещается на экран. Буквы стали заменяться образами, что несет в себе целый ряд кардинальных особенностей восприятия. Так, буквы абстрактны, что приводит к тому, что человек сам совершает некоторую активность по созданию образа на основе прочитанной информации. Иначе дело обстоит с визуальными образами. В телевидении образ уже закончен, сотворен, он просто поглощается зрителем, роль которого здесь абсолютно пассивна. Таким образом, запускается процесс инфантилизации взрослого человека, собственное развитие которого, наличие своих идей и мнений не является необходимым атрибутом зрелости.

В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию.

В каждой современной семье свой стиль воспитания .Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребёнка.

Можно выделить группы семей по стилю взаимодействия в между ребенком и родителями: «благоприятные» и «неблагоприятные», и составить их характеристики.

Благоприятные стили взаимодействия в семье включают в себя подгруппы:

1) Понимающие - родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, принимают и понимают ребенка таким, какой он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защитить его в различных ситуациях. 2) Покровительствующие - родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако, в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной. 3) Безразличные - родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

К неблагоприятным стилям взаимодействия в семье относятся следующие подгруппы:

1) Подавляющие - родители отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количество запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер. 2) Тревожные - родители этой подгруппы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью. В реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью. 3) Отстраненные - родительская позиция крайне ригидная, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и привязанности к нему. 4) Отвергающие - родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изсенения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом представления о ребенке достаточно адекватны.

Из данной классификации мы видим, что качество детско-родительских взаимоотношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости.

По мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Чеш­ский психолог 3. Матейчик, исследовавший проблемы психического здоровья детей, писал: «Горячая и прочная привязанность членов семьи — это живительная почва, на которой расцветает личность ребен­ка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные. Отно­шения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономер­ный этап за другим, причем у каждого своя специфическая задача, осо­бенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ре­бенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными»

Семья счастлива, ес­ли родители предъявляют к ребенку требования и ожидания, исходя из его возможностей и особенностей. В таких условиях ребенок растет здоровым, хорошо адаптируется к новым жизненным условиям. На­против, если родительские требования входят в конфликт со способ­ностями и свойствами ребенка, малыш испытывает чрезмерный стресс и вероятность отклонений в поведении возрастает. Решая важную за­дачу: найти приемлемую модель поведения в семье, принимать малы­ша таким, каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками, со­размерять родительские требования с его возможностями, родители избавляют себя от лишних трудностей и помогают ребенку хорошо ду­мать о самом себе.

Мы немного устали, и я предлагаю Вам практическое задание «Фамильная символика»

Комментарий. Этот метод способствует установлению в группе благоприятного психологического климата, что очень важно на встрече, когда некоторые родители могут испытывать психологичес­кий барьер.

Реквизит. Визитные карточки (сложенный пополам стандартный лист картона формата А-4), фломастеры.

Педагог предлагает каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или сим­вол, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании.

Визитные карточки должны быть достаточно большими. Рисунки делают фломастером, чтобы они были хорошо видны даже с большого расстояния.

После того, как каждый участник нарисует свой рисунок , он поясняет, какая связь существует между нарисованным им симво­лом и его фамилией.

Что же такое фамилия?

Фами́лия (лат. familia — семья) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье.

Хочется подвести итог нашей встрече:

Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая по- требность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Семья — это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи становится вашей системой ценностью, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Я очень хочу достучаться до всех молодых людей без исключения. Создание семьи — ответственный поступок, который потребует от Вас много затрат времени, сил, энергии, денег. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни.

Хочу, чтобы наши поступки были достойны уважения.

Спасибо за внимание!


 

Родителям раздается памятка "Родительские истины”.

Памятка "Родительские истины”

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих "да” и "нет”.


Используемая литература

Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2016 г. статья «Круглый стол, как форма взаимодействия с педагогами и родителями».

Журнал «Дошкольное воспитание» №7 , 2016 г. статья Семинар- практикум «Родительский практикум».

Е.С. Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А. Кудрявцева "Детский сад и семья".

Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания. – М. «Вако» 2007. Г

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.