Урок «Родной край сквозь призму истории»
Тема: « Родной край сквозь призму истории.»
Цель: Повысить интерес к истории малой родины, воспитывать чувство патриотизма. Открыть мир исторического прошлого и настоящего родного
края.
2. Воспитывать у учащихся познавательный интерес к происходящим событиям в родном поселке.
3. Учить гордиться своей малой родиной.
4. Развить активность учащихся, уважение к окружающим людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты:
Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах
Метапредметные результаты:
Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками.
Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с историческим прошлым нашего края.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность к истории Новоайдара..
3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Оборудование:карта Новоайдара, лента времени, картинкис изображением краевидов поселка, презентация,фото.
Вид урока: : урок-экскурсия; урок проходит в г.Луганске на базе исторического парка»Россия-моя история».
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний.
Беседа с обучающимися:
- Вспомните, что вы знаете об историческом прошлом нашего поселка?
- Кого из писателей нашего края вы знаете?
- Какие стихотворения их вы читали?
III.Изучение нового материала.
Слайд 1
«...Мой край премудрый и простой.
Какая сказочная тайна
Твой затуманенный простор...»
Так звучат слова о нашем родном Новоайдаре из уст нашего земляка-поэта Ивана Приблудного.
Ребята, а сейчас я предлагаю нам сегодня всем открыть страницы нашего журнала «Родной край сквозь призму веков».
Первая страница – Историческая.
Учитель: Прошлое нашего края исследуют историки, археологи-краеведы. Историки изучают документы, книги, карты, предметы старины. Археологи – ведут раскопки стоянок поселений и захоронений древних людей. Археологи установили, что люди в наших краях появились 150 тыс. лет назад в Ледниковую эпоху. Сегодня мы откроем страницы древней истории заселения нашего края.
Экскурсовод рассказывает об историческом прошлом нашего края.
Учитель: ребята,а я вас познакомлю с историей возникновения нашего поселка. Поселение возникло во второй половине XVII века.
В 1687 году на речке Айдар возникло укрепление, построенное казаками-переселенцами с Дона, которые звали себя «новодонцами». По московской ревизии от 1703 года в «скаске» новоайдарцев сказано, что городку 20 лет (то есть 1683 год) и в нём, кроме всех прочих, проживает 70 донских казаков, состоящих на службе. В некоторых документах городок ещё назывался «Верхний Айдар». При нападении на Шульгинский городок в 1707 году, где останавливался и был убит князь Юрий Долгоруков, участвовали и донцы Нового Айдара — полковниками при Кондратие Булавине были новоайдарские казаки Иван Лоскут (соратник Степана Разина) и Григорий Банников. За столь активное участие в помощи Булавину городок был отнят у донских казаков и вся местность была передана слобожанам, которые переименовали Новый Айдар в слободу.
Ученик1 :В 1778 или 1779 году Новоайдарская слобода стала уездным городом Азовской губернии и получила современное название Новоайдар.
На европейских картах конца XVIII века Новоайдар присутствует под именем Nowoi Aidar.
После создания Украинской, а затем Днепровской укреплённых линий военное значение Новоайдара было потеряно. В дальнейшем слобода Ново-Айдарская являлась центром Ново-Айдарсковолости Старобельского уезда Харьковской губернии Российской империи.
В ходе гражданской войны в декабре 1917 года в селении был создан Совет рабочих и крестьянских депутатов и установлена Советская власть. 7 марта 1923 года село стало центром Новоайдарского района Старобельского округа.
20 декабря 1931 года здесь началось издание районной газеты.
В ходе Великой Отечественной войны 12 июля 1942 селение было оккупировано немецкими войсками. Утром 21 января 1943 года танковые части генерала П. П. Полубоярова освободили Новоайдар от гитлеровцев. Одна из улиц Новоайдара носит имя Полубоярова. Свыше 10 тысяч новоайдарцев было мобилизовано в ряды Советской Армии. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. из района погибло 6448 человек.
Ученик 2 :В 1957 году Новоайдар получил статус посёлка городского типа, здесь начинают строить двухэтажные жилые дома и объекты социальной и культурной сферы.
В 1962 году в связи с укрупнением сельских районов Новоайдарский район был ликвидирован, но в 1965 году восстановлен.
В 1973 году здесь действовали пищекомбинат, молокозавод, комбикормовый завод, птицефабрика и лесомелиоративная станция.
В 1981 году население составляло 6,5 тыс. человек, здесь действовали пищевкусовая фабрика, цех Северодонецкого молокозавода, элеватор, участок Ворошиловградской фабрики хозтоваров, птицефабрика, лесомелиоративная станция, межколхозная строительная организация, райсельхозтехника, райсельхозхимия, комбинат бытового обслуживания, три общеобразовательных школы, музыкальная школа, спортивная школа, больница, Дворец культуры, кинотеатр и две библиотеки.
В январе 1989 года численность населения составляла 8367 человек.
В июле 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации находившегося здесь совхоза «Авангард».
По состоянию на 1 января 2013 года численность населения составляла 8555 человек.
Слайд 2.Краевиды поселка.
Дети, а знаете ли вы что-то еще об нашем Новоайдаре?(Учащиеся рассказывают притчу об истории названия поселка.)
Дети, что из увиденного больше всего подходит к нашему краю.
А сейчас мы с вами перейдем ко второй странице нашего журнала «Литературной». Наш поселок богат писателями, которые воспевали красоты этого края. И так продолжаем листать страницы.
2 страница. Литературная. (Слайд 3),
Учитель: Писатель, который первый начал писать о нашем крае- Иван Приблудный (настоящее имя - Яков Овчаренко) родился 1(14) декабря 1905 года в крестьянской семье из села Безгиново Старобельского уезда Харьковской губернии (ныне Новоайдарский район ЛНР). Детство мальчика не было окрашено родительской заботой - в семь лет он потерял мать, а отец много работал, и ему не хватало времени заниматься сыном.
1ученик рассказывает: Учился Яша в земской школе и уже во втором классе проявил поэтический дар, пробуя писать стихи. Первой, кто заметил талантливого мальчика, увлеченного литературой, стала простая сельская учительница Варвара Курячева. Она научила Якова любить и понимать настоящую поэзию. Парень мечтал учиться дальше, но началось неспокойное время, которое рушило все планы, - в стране разгоралась гражданская война.
В 14 лет, забросив холщовую сумку за плечо, будущий поэт отправился на поиски лучшей доли. Нанимался пасти овец, а позже в Кадиевке (ныне - Стаханов) прибился к труппе бродячих цирковых артистов, выступал с ними. В своих скитаниях в декабре 1920 года Яков встретил один из отрядов 17-й кавалерийской дивизии Червонного казачества под командованием Григория Котовского, его приняли ездовым тачанки. Горячий парень рвался в бой, его, учитывая юный возраст, старались не допускать к участию в крупных боевых операциях. В отряде Яков получил от бойцов прозвище «Приблудный», ставшее впоследствии его поэтическим псевдонимом. Для сослуживцев юный поэт впервые публично прочитал свои стихи и получил одобрение.
2 ученик :1921 год. Пришел приказ уволить из армии всех несовершеннолетних, тогда начальник Иван Крылов направляет юношу с рекомендательным письмом к своему другу, секретарю Краснопресненского райкома партии Москвы Григорию Беленькому. А тот определил Якова в интернат для одаренных детей в Серебряном Бору. Правда, проучился там юноша недолго - подался в Каменец-Подольский, где недавно проходил с дивизией Котовского. Там он вступил в комсомол. Но интерес к литературе не угасал.
Узнав, что в Москве открылся литературный институт, Яков Овчаренко приехал в столицу, где передал подборку своих стихов его ректору Валерию Брюсову. Тому стихи понравились, и несмотря на отсутствие систематического образования, юноша был принят на первый курс Высшего литературно-художественного института. Вместе с Яковом учились будущие известные литераторы - Михаил Светлов, Яков Шведов, Артем Веселый, Джек Алтаузен, Василий Наседкин. Одновременно с учебой парень окунулся в литературную жизнь столицы, которая в то время была своеобразной. Яков Овчаренко печатался в прессе под псевдонимом Иван Приблудный, но ни с кем из коллег по перу особенно не сближался. Его кумиром был Сергей Есенин. Парень мечтал об одном: любыми путями познакомиться с легендарным поэтом.
Слайд 4
3 ученик: 3 августа 1923 года Есенин вернулся в Москву из-за границы. Василий Наседкин знакомит Ивана Приблудного с ним. На одном из вечеров Пртиблудный продекламировал стихотворение, посвященное малой родине:
«...Мой край премудрый и простой.
Какая сказочная тайна
Твой затуманенный простор...»
Стихотворение молодого поэта всем понравилось, на что обратил внимание его кумир. Через год именно это произведение откроет первую книгу Приблудного - поэтический сборник «Тополь на камне». А с Есениным они с тех пор часто выступали вместе.
В августе 1924 года Есенин привез Приблудного в свое родное село Константиново. Сестра поэта Александра Есенина вспоминала: «Нашим гостем на этот раз был молодой, лет двадцати, коренастый, широкоплечий, с черными глазами и густыми черными волосами поэт Иван Приблудный. Он был бесшабашный, озорной, находчивый весельчак, умеющий и посмеяться, и пошутить, и спеть. Но лучше всего он читал стихи... Живя у нас в деревне, он исходил все окрестности, пропадая целыми днями. Ночами он тоже где-то бродил. В это время стояли чудесные лунные ночи». Что ж, сельская закваска давала о себе знать. А рязанская природа напоминала Ивану родные места - не зря он вскоре сошелся с группой новокрестьянских поэтов. Впрочем, любил Приблудный и городскую суматошную суету, которой тоже посвятил целый ряд стихотворений.
4 ученик: Свое отношение к молодому другу Есенин как-то выразил в беседе с литературным и театральным критиком Виктором Мануйловым: «Приблудный - замечательная стерва и талантливый поэт, очень хороший, верь мне, я все насквозь и наперед знаю». Поначалу стихи молодого литератора были во многом подражательны, однако постепенно в них стала проявляться его индивидуальность и своеобразная поэтическая стилистика - иронический лиризм. Есенина и Приблудного сближали самобытность, искренняя задушевная интонация в передаче чувств, поэтизация природы. Общим было и исповедуемое обоими поэтами трепетное отношение ко всему живому в мире.
В начале 1926 года, оставив университет, Иван Приблудный возвратился в Москву. Но после смерти Есенина жизнь у поэта не задалась - ни творческая, ни личная. В том же году женился на Наталье Милоновой. Однако не смог устроить семейный быт, содержать жену и даже самого себя. К 1929 году супруги развелись.
5 ученик : Иван Приблудный при жизни успел выпустить два сборника: в 1926 году - «Тополь на камне», и в 1931-м - «С добрым утром». Если первый был встречен благосклонно, то на втором критики отыгрались - как раз открылась кампания «борьбы с есенинщи- ной». Жил Приблудный трудно, гостил по очереди у приятелей, а случалось, ночевал в подъездах и на улице. В издательствах поэт все чаще получал от ворот поворот. Хотя иногда его все-таки печатали: то в «Октябре», то в «Мурзилке».
В мае 1931 года Иван Приблудный был арестован и после трехмесячной отсидки как социально вредный элемент выслан в Астрахань. В 1935-м он вернулся в Москву, где бывшая жена прописала его из милости. Подавал заявление для вступления в Союз писателей, но ему отказали. Неожиданной удачей стала публикация 27 января 1936 года в «Известиях», которые тогда возглавлял Николай Бухарин, стихотворения «Письмо в Донбасс». Это открыло перед поэтом двери и некоторых других редакций. Но в 1937 году Ивана Приблудного вновь арестовали по ложному обвинению в участии в антисоветской террористической организации. За «недоносительство» была арестована и пригово рена к 8 годам колымских лагерей и его жена. 13 августа 1937 года в Бутырской тюрьме 32-летний Приблудный был расстрелян. В 1956 году поэт был посмертно реабилитирован.
Благодаря усилиям Бишарева в 1985 и 1986 годах в Донецке и Москве переизданы книги стихов Ивана Приблудного, а в 1989-м открыт памятник поэту в Новоайдаре. Памятник и мемориальная доска установлены также на родине поэта - в селе Безгиново.(Слайд5)
Давайте послушаем стихи Ивана Приблудного.
Учитель: А вот я хочу вам предложить послушать историю еще одного поэта, моего земляка, мама которого была няней у меня в детском саду .(Слайд6)
Подройко Андрей Васильевич
Родился 2 апреля 1955 года в селе Алексеевка. В 1970году окончил Алексеевскую восьмилетнего школу. Окончил училише, получил профессию тракториста. Работал трактористом в колхозе имени Кирова в селе Алексеевка. В мае 1973 года призван был в армию. Окончив шестимесячные курсы в городе Саратове, для прохождения дальнейшей службы был направлен в ГСВГ.
После демобилизации пошел на службу в органы Внутренних дел, где проработал с 1975 года по 2000 год. За время службы прошел путь от рядового милиционера до полковника милиции.
В 1985 году окончил Донецкую специальную школу милиции.
В 1990 году окончил Киевскую высшую школу МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского.
С мая по декабрь 1986 года принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС.
С 2007 Андрей Васильевич начинает заниматься литературным творчеством, сбором материалов по истории родного края.
В настояшее время Андрей Васильевич является директором Новоайдарского краеведческого музея. Он автор многих книг:
«Моих мыслей золотые ручейки»
«У порога Сталинградского фронта»
«Фронтовые судьбы победителей»
«История Новоайдарского района. Земля воинов и созидателей »
«Плацдарм Светличное»
«Северский рубеж»;
соавтор книг:
«Хлеб и кровь» с Я.Э. Майстренко.
«Великая Отечественная война. Боевое прошлое Кременщины» В. Черевань.
«Солдаты войны» с Т.М.Лямзенко
Ученики читают стихи А.В. Подройко
Новоайдарщина - край лесов и лугов,
Новоайдарщина – наш край родной,
Места нам святые, родные и близкие,
Что дают нам душевный покой
2. Где течёт наш Айдар,
Что название дал
Нашей прекрасной земле.
Где раздолье полей,
Где поёт соловей,
И цветёт ароматный шалфей.
3. Где лесная краса,
Где грибные места,
И поляны полны воронца.
Где крутые яра,
Где крутая гора
И крутые реки берега.
4. Где ставки и озёра,
Где было Дикое поле,
Где хазары покоряли просторы,
И Батый своим войском ходил.
Где заливные луга,
Где холмы из песка,
И ручей в Глухой балке звенит
5. Где жаворонка небесная трель,
Где в зелени нежной апрель,
Чем встречаем мы весну и капель.
Где у калитки родной
Мы прикоснёмся щекой
К той берёзки, что у дома стоит.
6. Где отчий наш дом,
Что хранит о былом,
О детстве, о школе, любви,
Откуда в юность ушли
По своему в жизни пути,
Память в сердцах сохранив
О Новоайдарской земле,
О родной стороне,
Где историю о себе мы храним.
А.В.Подройко «Труженикам Новоайдарщины посвящается!»
1.Памятник вечный себе вы поставили,
Вы ударным трудом свою землю прославили!
Родной край, где родились, профессионально росли,
Производства, на которых трудились и в вечность ушли.
2.Историю района вы своей жизнью писали,
Трудом и талантами его прославляли,
Вы отдавали району, земле свои знания и силы,
И земля вас одарила богатыми нивами.
3.Налитыми колосьями золотой пшеницы
Она за ваш труд благодарила сторицей.
Она вас хранила от бед и невзгод,
Вы только в достатке начали жить, не зная забот.
4. Была лишь забота с зарею подняться,
Успеть на полях да на фермах работе отдаться.
Потомки, умножайте отцов и матерей достижения.
История наша живет продолжением!
IV. Проверка знаний, полученных на уроке.
Никто не станет спорить, что родной край –это то место, где ты родился и вырос. Об истории родного края многое мы узнали на этом уроке. А из творчества наших поэтов мы смогли еще больше узнать о родной земле с её неброской, но такой милой сердцу природой.В книгах Ивана Приблудного и А.В.Подройко тема Родины раскрывается просто и ясно, им дорого все то, что дорого любому человеку-труженику: запах хлеба, безбрежность лесов и полей, история родной земли, память о подвигах героев-земляков, будни простых людей.
Вопросы для беседы:
1. Что интересного узнали из истории нашего поселка?
2. Кого из знаменитых людей, прославивших наш край, вы запомнили?
3. Достигнуты ли нами цели урока?
V. Рефлексия.
Мы живём вдалеке от больших городов, в глубинке. Край наш красив, богат и интересен. Он богат замечательными людьми, которыми нужно гордиться. Нужно знать и любить свою малую родину, беречь ее историю, хранить память о ее замечательных людях.
Ребята, дополните фразу:
«Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…»
«На уроке я запомнил…»
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение «Мир поэзии родного края».
Карта Новоайдара
Книги А.В. Подройко
Ирина Владимировна Казарцева