12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кислая Валентина Вячеславовна70
Россия, Луганская Народная Респ., Новоайдар

Тема: « Родной край сквозь призму истории.»

Цель: Повысить интерес к истории малой родины, воспитывать чувство патриотизма. Открыть мир исторического прошлого и настоящего родного

края.

2. Воспитывать у учащихся познавательный интерес к происходящим событиям в родном поселке.

3. Учить гордиться своей малой родиной.

4. Развить активность учащихся, уважение к окружающим людям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные результаты:

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Метапредметные результаты:

Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками.

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

 Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историческим прошлым нашего края.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность к истории Новоайдара..

3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, толерантное отношение к людям разных национальностей.

Оборудование:карта Новоайдара, лента времени, картинкис изображением краевидов поселка, презентация,фото.

Вид урока: : урок-экскурсия; урок проходит в г.Луганске на базе исторического парка»Россия-моя история».

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

Беседа с обучающимися:

- Вспомните, что вы знаете об историческом прошлом нашего поселка?

- Кого из писателей нашего края вы знаете?

- Какие стихотворения их вы читали?

III.Изучение нового материала.

Слайд 1

«...Мой край премудрый и простой.

Какая сказочная тайна

Твой затуманенный простор...»

Так звучат слова о нашем родном Новоайдаре из уст нашего земляка-поэта Ивана Приблудного.

Ребята, а сейчас я предлагаю нам сегодня всем открыть страницы нашего журнала «Родной край сквозь призму веков».

Первая страница – Историческая.

Учитель: Прошлое нашего края исследуют историки, археологи-краеведы. Историки изучают документы, книги, карты, предметы старины. Археологи – ведут раскопки стоянок поселений и захоронений древних людей. Археологи установили, что люди в наших краях появились 150 тыс. лет назад в Ледниковую эпоху. Сегодня мы откроем страницы древней истории заселения нашего края.

Экскурсовод рассказывает об историческом прошлом нашего края.

Учитель: ребята,а я вас познакомлю с историей возникновения нашего поселка. Поселение возникло во второй половине XVII века.

В 1687 году на речке Айдар возникло укрепление, построенное казаками-переселенцами с Дона, которые звали себя «новодонцами». По московской ревизии от 1703 года в «скаске» новоайдарцев сказано, что городку 20 лет (то есть 1683 год) и в нём, кроме всех прочих, проживает 70 донских казаков, состоящих на службе. В некоторых документах городок ещё назывался «Верхний Айдар». При нападении на Шульгинский городок в 1707 году, где останавливался и был убит князь Юрий Долгоруков, участвовали и донцы Нового Айдара — полковниками при Кондратие Булавине были новоайдарские казаки Иван Лоскут (соратник Степана Разина) и Григорий Банников. За столь активное участие в помощи Булавину городок был отнят у донских казаков и вся местность была передана слобожанам, которые переименовали Новый Айдар в слободу.

Ученик1 :В 1778 или 1779 году Новоайдарская слобода стала уездным городом Азовской губернии и получила современное название Новоайдар.

На европейских картах конца XVIII века Новоайдар присутствует под именем Nowoi Aidar.

После создания Украинской, а затем Днепровской укреплённых линий военное значение Новоайдара было потеряно. В дальнейшем слобода Ново-Айдарская являлась центром Ново-Айдарсковолости Старобельского уезда Харьковской губернии Российской империи.

В ходе гражданской войны в декабре 1917 года в селении был создан Совет рабочих и крестьянских депутатов и установлена Советская власть. 7 марта 1923 года село стало центром Новоайдарского района Старобельского округа.

20 декабря 1931 года здесь началось издание районной газеты.

В ходе Великой Отечественной войны 12 июля 1942 селение было оккупировано немецкими войсками. Утром 21 января 1943 года танковые части генерала П. П. Полубоярова освободили Новоайдар от гитлеровцев. Одна из улиц Новоайдара носит имя Полубоярова. Свыше 10 тысяч новоайдарцев было мобилизовано в ряды Советской Армии. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. из района погибло 6448 человек.

Ученик 2 :В 1957 году Новоайдар получил статус посёлка городского типа, здесь начинают строить двухэтажные жилые дома и объекты социальной и культурной сферы.

В 1962 году в связи с укрупнением сельских районов Новоайдарский район был ликвидирован, но в 1965 году восстановлен.

В 1973 году здесь действовали пищекомбинат, молокозавод, комбикормовый завод, птицефабрика и лесомелиоративная станция.

В 1981 году население составляло 6,5 тыс. человек, здесь действовали пищевкусовая фабрика, цех Северодонецкого молокозавода, элеватор, участок Ворошиловградской фабрики хозтоваров, птицефабрика, лесомелиоративная станция, межколхозная строительная организация, райсельхозтехника, райсельхозхимия, комбинат бытового обслуживания, три общеобразовательных школы, музыкальная школа, спортивная школа, больница, Дворец культуры, кинотеатр и две библиотеки.

В январе 1989 года численность населения составляла 8367 человек.

В июле 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации находившегося здесь совхоза «Авангард».

По состоянию на 1 января 2013 года численность населения составляла 8555 человек.

Слайд 2.Краевиды поселка.

Дети, а знаете ли вы что-то еще об нашем Новоайдаре?(Учащиеся рассказывают притчу об истории названия поселка.)

Дети, что из увиденного больше всего подходит к нашему краю.

t1704983862ab.gif А сейчас мы с вами перейдем ко второй странице нашего журнала «Литературной». Наш поселок богат писателями, которые воспевали красоты этого края. И так продолжаем листать страницы.

2 страница. Литературная. (Слайд 3),

Учитель: Писатель, который первый начал писать о нашем крае- Иван Приблудный (настоящее имя - Яков Овчаренко) родил­ся 1(14) декабря 1905 года в кре­стьянской семье из села Безгиново Старобельского уезда Харьковской губернии (ныне Новоайдарский район ЛНР). Детство мальчика не было окрашено родительской забо­той - в семь лет он потерял мать, а отец много работал, и ему не хва­тало времени заниматься сыном.

1ученик рассказывает: Учился Яша в земской шко­ле и уже во втором классе проя­вил поэтический дар, пробуя пи­сать стихи. Первой, кто заметил талантливого мальчика, увлечен­ного литературой, стала простая сельская учительница Варвара Курячева. Она научила Якова лю­бить и понимать настоящую по­эзию. Парень мечтал учиться дальше, но началось неспокойное время, которое рушило все пла­ны, - в стране разгоралась граж­данская война.

В 14 лет, забросив холщовую сумку за плечо, будущий поэт от­правился на поиски лучшей доли. Нанимался пасти овец, а позже в Кадиевке (ныне - Стаханов) при­бился к труппе бродячих цирко­вых артистов, выступал с ними. В своих скитаниях в декабре 1920 года Яков встретил один из отря­дов 17-й кавалерийской дивизии Червонного казачества под коман­дованием Григория Котовского, его приняли ездовым тачанки. Горячий парень рвался в бой, его, учитывая юный возраст, старались не допускать к участию в круп­ных боевых операциях. В отряде Яков получил от бойцов прозвище «Приблудный», ставшее впослед­ствии его поэтическим псевдони­мом. Для сослуживцев юный поэт впервые публично прочитал свои стихи и получил одобрение.

2 ученик :1921 год. При­шел приказ уволить из армии всех несовершеннолетних, тогда на­чальник Иван Крылов напра­вляет юношу с рекомендательным письмом к своему другу, секре­тарю Краснопресненского райко­ма партии Москвы Григорию Бе­ленькому. А тот определил Якова в интернат для одаренных детей в Серебряном Бору. Правда, про­учился там юноша недолго - по­дался в Каменец-Подольский, где недавно проходил с дивизией Ко­товского. Там он вступил в ком­сомол. Но интерес к литературе не угасал.

Узнав, что в Москве открыл­ся литературный институт, Яков Овчаренко приехал в столицу, где передал подборку своих сти­хов его ректору Валерию Брюсову. Тому стихи понравились, и несмотря на отсутствие систе­матического образования, юно­ша был принят на первый курс Высшего литературно-художе­ственного института. Вместе с Яковом учились будущие из­вестные литераторы - Михаил Светлов, Яков Шведов, Артем Веселый, Джек Алтаузен, Васи­лий Наседкин. Одновременно с учебой па­рень окунулся в литературную жизнь столицы, которая в то вре­мя была своеобразной. Яков Овчаренко печатался в прессе под псевдонимом Иван Приблуд­ный, но ни с кем из коллег по перу особенно не сближался. Его кумиром был Сергей Есенин. Па­рень мечтал об одном: любыми путями познакомиться с леген­дарным поэтом.

Слайд 4

3 ученик: 3 августа 1923 года Есенин вернулся в Москву из-за границы. Василий Наседкин знакомит Ивана При­блудного с ним. На одном из вечеров Пртиблудный продекламировал сти­хотворение, посвященное малой родине:

«...Мой край премудрый и простой.

Какая сказочная тайна

Твой затуманенный простор...»

Стихотворение молодого по­эта всем понравилось, на что обра­тил внимание его кумир. Через год именно это произведение откроет первую книгу Приблудного - поэ­тический сборник «Тополь на кам­не». А с Есениным они с тех пор часто выступали вместе.

В августе 1924 года Есенин привез Приблудного в свое родное село Константиново. Сестра по­эта Александра Есенина вспоми­нала: «Нашим гостем на этот раз был молодой, лет двадцати, коре­настый, широкоплечий, с черны­ми глазами и густыми черными волосами поэт Иван Приблудный. Он был бесшабашный, озорной, находчивый весельчак, умеющий и посмеяться, и пошутить, и спеть. Но лучше всего он читал стихи... Живя у нас в деревне, он исходил все окрестности, пропадая целыми днями. Ночами он тоже где-то бро­дил. В это время стояли чудесные лунные ночи». Что ж, сельская за­кваска давала о себе знать. А ря­занская природа напоминала Ива­ну родные места - не зря он вскоре сошелся с группой новокрестьян­ских поэтов. Впрочем, любил При­блудный и городскую суматошную суету, которой тоже посвятил це­лый ряд стихотворений.

4 ученик: Свое отношение к молодо­му другу Есенин как-то выразил в беседе с литературным и теа­тральным критиком Виктором Ма­нуйловым: «Приблудный - замеча­тельная стерва и талантливый поэт, очень хороший, верь мне, я все на­сквозь и наперед знаю». Поначалу стихи молодого литератора были во многом подражательны, однако по­степенно в них стала проявляться его индивидуальность и своеобраз­ная поэтическая стилистика - иро­нический лиризм. Есенина и При­блудного сближали самобытность, искренняя задушевная интонация в передаче чувств, поэтизация при­роды. Общим было и исповедуе­мое обоими поэтами трепетное от­ношение ко всему живому в мире.

В начале 1926 года, оставив университет, Иван Приблудный возвратился в Москву. Но после смерти Есенина жизнь у поэта не задалась - ни творческая, ни лич­ная. В том же году женился на На­талье Милоновой. Однако не смог устроить семейный быт, содержать жену и даже самого себя. К 1929 году супруги развелись.

5 ученик : Иван Приблудный при жиз­ни успел выпустить два сборника: в 1926 году - «Тополь на камне», и в 1931-м - «С добрым утром». Если первый был встречен бла­госклонно, то на втором критики отыгрались - как раз открылась кампания «борьбы с есенинщи- ной». Жил Приблудный трудно, гостил по очереди у приятелей, а случалось, ночевал в подъездах и на улице. В издательствах поэт все чаще получал от ворот поворот. Хотя иногда его все-таки печатали: то в «Октябре», то в «Мурзилке».

В мае 1931 года Иван Приблуд­ный был арестован и после трех­месячной отсидки как социально вредный элемент выслан в Астра­хань. В 1935-м он вернулся в Мо­скву, где бывшая жена прописала его из милости. Подавал заявле­ние для вступления в Союз писа­телей, но ему отказали. Неожидан­ной удачей стала публикация 27 января 1936 года в «Известиях», которые тогда возглавлял Николай Бухарин, стихотворения «Письмо в Донбасс». Это открыло перед поэтом двери и некоторых дру­гих редакций. Но в 1937 году Ива­на Приблудного вновь арестовали по ложному обвинению в участии в антисоветской террористической организации. За «недоноситель­ство» была арестована и пригово рена к 8 годам колымских лагерей и его жена. 13 августа 1937 года в Бутырской тюрьме 32-летний Приблудный был расстрелян. В 1956 году поэт был посмерт­но реабилитирован.

Благодаря усили­ям Бишарева в 1985 и 1986 годах в Донецке и Москве переизданы книги стихов Ивана Приблудно­го, а в 1989-м открыт памятник поэту в Новоайдаре. Памятник и мемориальная доска установле­ны также на родине поэта - в селе Безгиново.(Слайд5)

Давайте послушаем стихи Ивана Приблудного.

Учитель: А вот я хочу вам предложить послушать историю еще одного поэта, моего земляка, мама которого была няней у меня в детском саду .(Слайд6)

    Подройко   Андрей Васильевич

Родился 2 апреля 1955 года в селе Алексеевка. В 1970году окончил Алексеевскую восьмилетнего школу. Окончил училише, получил профессию тракториста. Работал трактористом в колхозе имени Кирова в селе Алексеевка. В мае 1973 года призван был в армию. Окончив шестимесячные курсы в городе Саратове, для прохождения дальнейшей службы был направлен в ГСВГ.

  После демобилизации пошел на службу в органы Внутренних дел, где проработал с 1975 года по 2000 год. За время службы прошел путь от рядового милиционера до полковника милиции.

В 1985 году окончил Донецкую специальную школу милиции.

В 1990 году окончил Киевскую высшую школу МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского.

С мая по декабрь 1986 года принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС.

 С 2007 Андрей Васильевич начинает заниматься литературным творчеством, сбором материалов по истории родного края.

В настояшее время Андрей Васильевич является директором Новоайдарского краеведческого музея. Он автор многих книг:

 «Моих мыслей золотые ручейки»

«У порога Сталинградского фронта»

«Фронтовые судьбы победителей»

«История Новоайдарского района. Земля воинов и созидателей »

«Плацдарм Светличное»

«Северский рубеж»;

 соавтор книг:

«Хлеб и кровь» с Я.Э. Майстренко.

«Великая Отечественная война. Боевое прошлое Кременщины» В. Черевань.

«Солдаты войны» с Т.М.Лямзенко

Ученики читают стихи А.В. Подройко

Новоайдарщина - край лесов и лугов,

Новоайдарщина – наш край родной,

Места нам святые, родные и близкие,

Что дают нам душевный покой

                                              2. Где течёт наш Айдар,

                                               Что название дал

                                               Нашей прекрасной земле.

                                               Где раздолье полей,

                                               Где поёт соловей,

                                               И цветёт ароматный шалфей.

3.  Где лесная краса,

 Где грибные места,

 И поляны полны воронца.

 Где крутые яра,

 Где крутая гора

 И крутые реки берега.

                                                 4. Где ставки и озёра,

                                                  Где было Дикое поле,

                                                  Где хазары покоряли просторы,

                                                  И Батый своим войском ходил.

                                                  Где заливные луга,

                                                  Где холмы из песка,

                                                  И ручей в Глухой балке звенит

5. Где жаворонка небесная трель,

 Где в зелени нежной апрель,

 Чем встречаем мы весну и капель.

 Где у калитки родной

Мы прикоснёмся   щекой

К той берёзки, что у дома стоит.

                                                   6. Где отчий наш дом,

                                                    Что хранит о былом,

                                                     О детстве, о школе, любви,

                                                     Откуда в юность ушли

                                                     По своему в жизни пути,

                                                     Память в сердцах сохранив

                                                     О Новоайдарской земле,

                                                     О родной стороне,

                                                     Где историю о себе мы храним.

 

А.В.Подройко «Труженикам Новоайдарщины посвящается!»

 

1.Памятник вечный себе вы поставили,

Вы ударным трудом свою землю прославили!

Родной край, где родились, профессионально росли,

Производства, на которых трудились и в вечность ушли.

 

2.Историю района вы своей жизнью писали,

Трудом и талантами его прославляли,

Вы отдавали району, земле свои знания и силы,

И земля вас одарила богатыми нивами.

 

3.Налитыми колосьями золотой пшеницы

Она за ваш труд благодарила сторицей.

Она вас хранила от бед и невзгод,

Вы только в достатке начали жить, не зная забот.

4. Была лишь забота с зарею подняться,

Успеть на полях да на фермах работе отдаться.

Потомки, умножайте отцов и матерей достижения.

История наша живет продолжением!

 

IV. Проверка знаний, полученных на уроке.

 Никто не станет спорить, что родной край –это то место, где ты родился и вырос. Об истории родного края многое мы узнали на этом уроке. А из творчества наших поэтов мы смогли еще больше узнать о  родной земле с её неброской, но такой милой сердцу природой.В книгах Ивана Приблудного и А.В.Подройко тема Родины  раскрывается  просто и ясно, им дорого все то, что дорого любому человеку-труженику: запах хлеба, безбрежность лесов и полей, история родной земли, память о подвигах героев-земляков, будни простых людей.

Вопросы для беседы:

1.     Что интересного узнали из истории нашего поселка?

2.     Кого из знаменитых людей, прославивших наш край, вы запомнили?

3.     Достигнуты ли нами цели урока?

 

V. Рефлексия.

Мы живём вдалеке от больших городов, в глубинке. Край наш красив, богат и интересен. Он богат замечательными людьми, которыми нужно гордиться. Нужно знать и любить свою малую родину, беречь ее историю, хранить память о ее замечательных людях.

Ребята, дополните фразу:

«Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…»

«На уроке я запомнил…»

 

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение «Мир поэзии родного края».

 


Карта Новоайдара


 

t1704983862ae.png

Книги А.В. Подройко

t1704983862af.jpgt1704983862ag.jpgt1704983862ah.jpg

Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 11.01.24 в 17:59 1Ответить Пожаловаться
Отсутствует заявленная презентация
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.