Статья на тему «Роль игровых технологий в привитии дисциплинарных навыков обучающимся с интеллектуальными нарушениями»
Роль игровых технологий в привитии дисциплинарных навыков обучающимся с интеллектуальными нарушениями
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. В воспитании и обучении школьников с интеллектуальными нарушениями игра занимает особое место, так как у них отмечается недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально - деловым общением со взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности. Умственное, эмоционально - волевое и физическое развитие таких детей протекает аномально. Такие дети ведомы, часто вовлекаются в различные конфликтные ситуации. Для них характерно неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица, что часто приводит к совершению ими правонарушений, преступлений, вовлечению их в преступную деятельность. Также у школьников с умственной отсталостью отмечается незрелость эмоций, их личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей, нарушение самокритичности, значительные нарушения в развитии воли, что также затрудняет процесс их воспитания. Игра же, в максимально органической форме способна корригировать данные процессы, обеспечивает более мягкое, но в то же время более действенное влияние на формирование и развитие всех психических процессов детей.
Поэтому игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей развитие зоны ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Причём важно использовать игру и игровые технологии как в работе с детьми младшего школьного возраста, так и со старшеклассниками.
Анализ проблем в обучении и воспитании школьников с умственной отсталостью показал, что чаще всего педагоги коррекционных школ сталкивается с такими трудностями как: не соблюдение детьми правил поведения в школе и на улице, их низкой восприимчивостью к педагогическим воздействиям. Как итог, проблемы с поведением, с соблюдением дисциплинарных навыков приводят не только к формированию у обучающихся девиантного поведения, но и снижению успеваемости, возникновению пробелов в усвоении учебной программы.
Решение любой проблемы необходимо не с устранения её проявлений, а с поиска первопричин возникновения и работе по их устранению. Поиск причин показал, что кроются они в детстве детей с интеллектуальными нарушениями. Анализируя и сравнивая увлечения детей 70-80-х годов и современных детей можно заметить следующую тенденцию:
- в современном мире практически исчезли командные игры по правилам (лапта, «казаки-разбойники», прятки, дочки-матери и т.д). У детей исчезает потребность в выстраивании общения со сверстниками по строго соблюдаемым ритуалам;
- на замену советским игрушкам пришли интерактивные игрушки, имеющие ограниченный заданный набор функций. Это приводит к тому, что в игровой деятельности перестает работать воображение, дети быстро устают от игрушки, им становится скучно;
- все больше появляется игр, где товарищи не нужны, игр, где партнером выступает сама игрушка – тамогочи, тетрисы, игровые приставки. Как итог – поколение детей, зависимых от различных гаджетов.
Данная тенденция привела к тому, что за 20 с небольшим лет, дети разучились играть в игры – настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, разучились соблюдать правила бесконфликтного общения, разучились слышать своего товарища, учителя. Отсюда и проблемы с соблюдением дисциплины, эгоцентризм детей, а также рост числа школьников с девиантным поведением. Современные школьники с умственной отсталостью не умеют правильно выстраивать общение друг с другом, не приучены к соблюдению правил поведения, постоянно выясняют отношения прибегая к обзывательству и дракам.
Поэтому, решая проблему привития обучающимся дисициплинарных навыков необходимо начать с устранения первопричин этого явления, а именно с их обучения играм.
Использование игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности позволяет вернуть школьников в рамки допустимого поведения, сформировать дружный классный и школьный коллектив, приобщить к бесконфликтному общению. Ведь игра – это та деятельность, которая не противоречит детскому миру, игра – средство получения позитивных эмоций и впечатлений, игра – незаметный ребенку способ формирования потребности в соблюдении правил.
В работе с обучающимися с умственной отсталостью можно использовать разные игры:
- настольные игры – «Дженга», игры-ходилки, игры-балансиры, карточные игры, «Кто есть кто». Эти игры можно использовать для организации перемен, классных часов. Дети в этом случае проводят свободное время за социально-одобряемым способом деятельности, учатся соблюдению очередности хода (терпение), стараются соблюдать правила игры (приобщаются к тому, что в любой деятельности есть свои правила), становятся более сплоченными (совместная продуктивная деятельность). В ход настольной игры можно незаметно для детей вносить элементы обучения правовым знаниям – например: игрок совершает игровое действие, если правильно ответил на поставленный вопрос.
- подвижные игры – «Твистер», «Ручеек», «Сороконожка», «Рулет», «Путаница», «Подражатель» и др. Участие в подвижных играх, помимо обеспечения двигательной активности детей на переменах, позволяет получить эмоциональную разрядку, а также улучшить атмосферу в коллективе, сплотить детей, настроить их на соблюдение игровых правил;
- спортивные игры – настольный теннис, футбол, баскетбол и др. Также возможны лишь при соблюдении школьниками определенных игровых правил;
- интеллектуальные игры – это могут быть викторины, проблемные игровые задачи, «Умники и умницы», «Поле чудес» и т.д. Введение в урочную и внеурочную деятельность интеллектуальных игр, направленно не только на активизацию познавательных процессов, но и на приобщение к соблюдению правил на занятии.
Постоянное обогащение жизни обучающихся различными игровыми моментами постепенно приводит к тому, что они приобщаются к соблюдению правил не только в игре, но и в урочной и внеурочной деятельности. Кроме того обучающиеся сами начинают следить за тем, чтобы товарищи соблюдали принятые правила поведения, старались не нарушать их. В итоге формируются необходимые дисциплинарные навыки, улучшается поведение обучающихся, формируется дружный и сплоченный классный коллектив. Однако, надо помнить, что одним из обязательных условий, позволяющим достичь вышеперечисленных результатов, является организация игровой деятельности детей под чётким и планомерным руководством педагога, который должен учить их играть, учить соблюдать очередность и правила игры, вовремя пресекать возникающие конфликтные ситуации. В этом случае игра и игровые технологии становятся незаменимыми помощниками в привитии обучающимся с интеллектуальными нарушениями дисциплинарных требований.