Статья «Роль произведений русских писателей (Л.Н. Толстого и В.А. Осеевой) в процессе нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста»
Роль произведений русских писателей (Л.Н. Толстого и В.А. Осеевой) в процессе нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста
Нравственность – это ряд требований, правил и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Развитие нравственных качеств является очень важным вопросом в воспитании ребенка. Основными направлениями духовно-нравственного воспитания являются воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств, этического сознания, трудолюбия, ценностного отношения к природе; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, представлений об эстетических идеалах.
Пожалуй, в современном мире не найдётся человека, который не знаком с творчеством великого русского писателя, педагога Льва Николаевича Толстого. Произведения Л.Н. Толстого известны воспитательным характером. Для детей писатель создал множество рассказов, сказок, басен, которые несут в себе размышления, нравственные представления автора. Лев Николаевич также был известен как создатель собственной педагогической системы, основатель Яснополянской школы для крестьянских детей, как автор уникальной «Азбуки». Именно во время работы в Яснополянской школе Толстой начинает писать произведения для детей, основываясь на общении с крестьянскими детьми. «Азбука» Л.Н. Толстого состоит из четырех частей: первая включает саму азбуку, то есть букварь, книгу для обучения счету, а также небольшие тексты для начального чтения. Остальные же книги включают в себя тексты художественных, а также дается пояснение для учителя.
Рассказы, повести, сказки, пословицы, басни и былины, помещенные Толстым в «Азбуке», знакомят детей с народным бытом, русской природой, с историческим прошлым русского народа, воспитывая тем самым у детей любовь к своему народу, к своей родине, к родному языку, родной земле и национальной культуре. Л.Н. Толстой воспитывает высокие нравственные качества с помощью рассказов, сказок, басен о честности и правдивости («Косточка», «Лгун»), о чувстве товарищества и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш», «Осел и лошадь» и др.), о чувстве чести и долга.
В «Азбуке» представлено много пословиц. В рассказах-миниатюрах, которые были написаны для “Новой азбуки” пословица развернута в сюжет и художественно обыграна. Пословицы, поговорки, загадки в “Азбуке” чередуются с короткими зарисовками маленькими рассказами из народной жизни. Приобщая детей к народному творчеству, Лев Николаевич считал, что для того, чтобы дети научились читать они должны полюбить чтение, а для того чтобы это сделать чтение должна быть занимательным и понятным. [6].
Значимое место в рассказах Л.Н. Толстого отведено теме трудолюбия. Писатель дает понять, что при работе важно упорство и умение преодолевать трудности. Например, в рассказе «Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить». Только трудом и усердием в работе человек может добиться результата. Лев Николаевич доказывает это эпизодом, когда уже взрослая тетушка так хорошо шьет, что уже сама удивляется, как ее маленькая девочка не может держать иголку. Также в своих рассказах Толстой показывает положительные и отрицательные черты человека. Им высмеиваются жадность, злость, хитрость, предательство. У Л.Н. Толстого в образе ребенка интересует нравственная составляющая. Его герои нередко совершают подвиги.
В рассказе «Котенок» мальчик спасает маленького котенка от собак. Рассказ научит школьников не бояться опасности, быть храбрым и всегда выступить на защиту слабого и сочувствовать тому, кому нужна помощь. Интересно, что в рассказе "Котенок" показано разное отношение к ситуации со стороны героев. Мальчик бросился его спасать котенка в минуту опасности, а девочка испугалась и убежала. Ребенку дается возможность самому сделать соответствующие выводы.
Для Толстого удачные произведения те, в которых нравственный вывод вытекает из рассказа, он не представлен напрямую, дети делают его сами. Писатель хочет, чтобы сознание ребенка достигло такой точки, чтобы он сам мог принимать решения как вести себя в конкретной ситуации. Но при этом Лев Николаевич старается, чтобы многовековой опыт народа закрепился в сознании читателя и подсказывал ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания писателя. [1]
Среди произведений, формирующих нравственные представления маленького читателя, одно из первых мест занимает басня. Басня занимает большое место в азбуке Толстого. Это энциклопедия народной мудрости. Басня приемлемый жанр для нравственного воспитания. Басни занимают особое место в творчестве Л.Н. Толстого. Обращаясь к первоисточникам: Басням Эзопа, писатель создает свои басни. Это не просто перевод, а собственная интерпретация текста. Наиболее известные: «Лев и мышь», «Лгун», «Обезьяна и горох». Характерной чертой басен Толстого является динамичный сюжет. Мораль вытекает из действия, как итог поступка или произносится одним из персонажей. («Лгун», «Белка и волк».). Глубокий нравственный урок детям дает басня «Старый внук и внучек». Это одновременно урок и для взрослых. Не зря эта басня соответствует народной пословице – «Посади дедушку на печь, тебя внуки посадят». Именно здесь говорится об уважении к старикам, о сочувствии и любви к своим близким. Дети откроют для себя, что долг каждого человека по отношению к родителям или другим старикам как минимум относиться к ним с уважением. Дружбе Лев Николаевич посвящает басню «Два товарища». Прочитав басню, ребенок найдет ответ на вопрос «Кто есть настоящий друг?». Басни Толстого заслуживают определений типа: «энциклопедия народной нравственности», «энциклопедия народной мудрости».
В детских книгах Толстого широко представлены сказки. Лев Николаевич в первую очередь передает глубину мысли и дух народной сказки. Основными понятиями, которые дети должны усвоить, читая сказки: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе; помощь всегда вознаграждается и так далее. Обработанные Толстым зарубежные сказки чаще всего превращались в русские — со всеми деталями крестьянского быта. Переводные произведения приобретали у Толстого черты русской литературной сказки.
В XX веке последовательницей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского стала писательница Валентина Александровна Осеева. Она говорит о тех же самых вещах, о чем говорил Л.Н. Толстой: что хорошо, а что плохо. Основой произведений В.А. Осеевой является важный этико-нравственный вопрос, а само художественное произведение является средством воспитания. Сосредоточившись в своих рассказах на психологии, писательница освоила жанр короткий рассказ с прямой воспитательной целью. Например, «Синие листья», «Волшебное слово», «На катке» и так далее. На примере простых жизненных ситуаций, которые практически происходят каждый день, В.А. Осеева освещает для детей важные жизненные уроки.
Достоинства рассказов умелое построение и точность в выборе конфликта, а впечатление живой интонации достигается путем тщательного отбора речевых средств. Сюжеты произведений В.А. Осеевой близки детям и взяты из повседневной жизни, в них герои осмысливают свои и чужие поступки, а вместе с ними этому учатся и читатели. К примеру, цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?». [1]
В своих рассказах В. Осеева показывает, как нужно вести себя при определенных обстоятельствах. Пожалуй, самым известным является рассказ «Волшебное слово». Его актуальность сохранилась и в наши дни, потому что умение общаться с окружающими важно во все века. Ребенок имеет возможность усвоить, что вежливость – залог успеха во многих ситуациях, и, чтобы добиться желаемого, нужно хорошо разбираться в правилах общества. А вот рассказ «Бабка» известен меньше, но не уступает по значимости. Его героиня – старая женщина, взвалившая на себя все заботы о семье и доме, не пользуется заслуженным уважением со стороны домочадцев. Она смирилась с этим и лишь иногда вздыхает: «Обидеть – что ударить, а приласкать – надо слова искать». И только после смерти старушки только внук начинает понимать, кого потерял. Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении, продолжается и в других рассказах Осеевой («Плохо», «На катке»). О детском эгоизме она пишет рассказы «Печенье», «Сыновья», о жадности – в «Синих листьях», «Трех товарищах», «До первого дождя». Помимо маленьких рассказов в творчестве В.А. Осеевой имеются и большие прозаические произведения. В 1947 году была опубликована первая повесть трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи». В ней писательница рассказала о ребятах предвоенного и военного времени.
В. А. Осеева дает детям мудрый совет: «...мало уметь читать, надо уметь думать, …думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных». Написанные легко занимательно рассказы принесут ребенку немало пользы. Порой всего несколькими фразами писательница создает сцены, где рельефно показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, с незнакомыми людьми, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Способы отражения нравственных ценностей в произведениях В.А. Осеевой как косвенные, через пробуждение адекватных эмоций, так и прямые, через реплики персонажей, в основном взрослых, выражающих позицию автора. В некоторых рассказах присутствует также опосредованное отражение ценностей, автор показывает образец поведения, как надо себя вести или же, наоборот, к чему приводит плохое поведение. [2]
Для развития нравственных представлений очень важен младший школьный возраст. В этом возрасте у ребенка формируются механизмы познания себя и окружающего мира. Огромную роль в овладении этих представлений играют уроки литературного чтения.
Программы литературного чтения предлагают множество замечательных детских рассказов, написанных такими мастерами слова, как Л.Н. Толстым, А.П. Гайдаром, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунским, А.И. Куприным, В.Г. Короленко. Рассказы учат детей смелости, трудолюбию, добру, любви и так далее. Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы ребенок мог прочувствовать поступки героев, учился анализировать ситуации. Структуры учебных программ по литературному чтению строятся на двух принципах: художественно – эстетическом и литературоведческом. Очень важно, чтобы каждый урок становился ярким переживанием для ребенка.
Список литературы
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2005. - 576 с.
2. Еремина К.К. Формирование нравственных ценностей при изучении творчества В.А. Осеевой// Начальная школа. – 2013. - №2
3. Зубкова М. Автор волшебных слов. //Читаем вместе. – 2012. - №4.
4. Константинов Н., Петров А.: Педагогические работы Толстого (вступление к 21 и 22 томам ПСС в 90 томах 1957 г.)
5. Полозова. Л.В. Русская литература для детей : учебное пособие для средних пед. учебных заведений / под ред. Т. Д. Полозовой. - М. : Академия, 1997. - 512 с.
6. Толстой. Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. М.: Художественная литература, 1981. Т. 8 – с. 52