"Роль семьи в профилактике правонарушений"
"Роль семьи в профилактике правонарушений"
Так случилось, что мне довелось служить в милиции ( не в полиции) в должности начальника подразделения по делам несовершеннолетних. По меркам правоохранительной системы служила недолго- 12 лет. Потом вернулась в школу. Не буду останавливаться сейчас на вопросе, почему ушла, что случилось или чего не случилось, речь не об этом...
Проработав полгода, я с удивлением обнаружила, что на учете в подразделении стоят не только дети из неблагополучных семей (тут как раз все сходится), но и подростки из благополучных, обеспеченных семей, где родители часто занимали серьезные посты среди государственных служащих. Для меня, молоденькой девушки, это стало удивительным фактом. Конечно, вопрос: "Что заставило такого ребенка пойти на преступление?"– был первым при беседе с несовершеннолетним. А ответ как раз не удивлял: "Просто так..." То есть ребенок из обычной семьи спокойно шел на преступление "просто так"?! Кто не работал в правоохранительных органах, тот не поймет моего негодования. Ведь за каждое преступление, совершенное подростками на территории нашего обслуживания, наказывали... инспектора по делам несовершеннолетних!
Такая постановка вопроса не могла не возмущать меня, как старшего ( ведь в должности инспектора ПДН надолго не задерживались, стараясь уйти в дознание, участковые, в патрульную службу, но только не оставаться инспектором по делам несовершеннолетних), Начальство все требовало и требовало отчеты о проделанной профилактической работе. Но что реально мы могли сделать, если даже родители в изумлении разводили руками, узнав. что их ребенок совершил правонарушение. Но мы работали. Ходили в школу с лекциями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, беседовали как с классом, так и индивидуально, проверяли подопечных дома, проводили рейды по злачным местам и местам скопления несовершеннолетних, и так далее , и так далее. Результат, конечно, был, но мизерный, наверное, даже не зависящий от нашей профилактической работы.
Я понимала, что только общественные организации не смогут всерьез повлиять на преступность несовершеннолетних. Искать первопричину надо глубже. И вовсе ни при чем здесь окружение ребенка! Воспитанный подросток никогда не пойдет в подозрительную компанию, не сможет он переступить через себя, совершая явно противоправное деяние. Как бы не хотели оправдать себя родители ребенка- правонарушителя, но в первую очередь это их вина в том, что ребенок свернул с правильной дорожки. Видимо, не так уж хорошо утоптана эта правильная дорожка... Видимо, не все указатели на этой дорожке понятны ребенку и приняты им.
Теперь, работая в школе, я могу со стопроцентной уверенностью сказать: НЕТ ПЛОХИХ ДЕТЕЙ! А вот плохих родителей...
Представим вполне жизненную ситуацию– мальчишка не пошел на уроки в школе, а весь день просидел дома. Когда звонит классный руководитель– мама сразу приступает к нападению: ребенок не виноват, это в школе его не понимают, не принимают, ставят "двойки". А мальчишка стоит рядом с упоенно говорящей мамочкой, заботливо поставленной разговор на громкую связь, и получает урок, а точнее два:
– Мама защитит от всех ( кстати, не, всегда и не от всех)
– Мне можно все, потому что... смотрите выше.
Уроки явно вредные, но ребенок их быстро запомнил, а потом и начал воплощать в жизнь.
Таких примеров много, но речь о другом. Как же семья может работать в системе профилактики правонарушений? Ответы известны, но я их озвучу.
Во-первых, никогда даже намеком не давайте понять ребенку, что ему можно все.
Во-вторых, не отмахивайтесь от личных бесед с ним даже при нехватке времени или при усталости.
В- третьих, читайте вместе, гуляйте вместе, анализируйте услышанное или прочитанное, давая прямодушную оценку поступку или характеру.
В- четвертых, постарайтесь сами оставаться воспитанным в глазах ребенка. Ведь именно по вашим поступкам ребенок делает жизненные выводы.
И, конечно же, станьте другом ребенку, тем самым другом, который поддержит, похвалит, и.. по-дружески укажет на промахи.
Вроде бы несложно..., но как же сложно быть родителем.
Калягина Ирина Владимировна