12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Брин Эя-Катрина Валерьевна58

Роль семьи в профилактике правонарушений.

t1698417477aa.jpg

Авт. Брин Эя-Катрина Валерьевна,

педагог-психолог МОУ гимназия 45,

г. Комсомольск-на-Амуре

«Семья – крепость для ребёнка». Я очень люблю это утверждение и считаю, что в нём заключен великий смысл понятия «Семья». Однако, в современном мире, для многих детей, это утверждение не соответствует реальности.

Именно семья: отношения между самыми близкими людьми, отношение взрослых к детям, отношение взрослых к окружению – есть самый мощный пласт в сознании человека, который неизбежно влияет как на способность человека к успешной социализации и самореализации, так и на формирование асоциального, преступного поведения.

Многочисленные книги и советы по воспитанию детей – часто оказываются бесполезны. Это происходит, либо, из-за нежелания самими родителями менять себя, своё поведение, свою жизнь, свои принципы; либо, из-за непонимания взрослыми как применять полученные знания.

В семье, где уже есть проблемы с детьми, но нет желания что-либо менять, говорить о профилактике правонарушений сложно. Всё что могут окружающие взрослые (педагоги, тренера, небезразличные родители друзей) – это поддерживать ребёнка (показывать его ценность этому миру, подчеркивать положительные качества и поступки, помогать видеть «другую» жизнь).

Если же родители действительно заинтересованы, и готовы работать, ради светлого будущего своего чада, то первое, чему нужно учиться – это понимание своих собственных эмоций (что я чувствую и что вызвало эти чувства), распознавание эмоций своих детей, управление своими эмоциями и правильное реагирование на эмоции детей.

Здесь, мы подошли к популярному в наше время, эмоциональному интеллекту.

Итак, у человека есть 4 базовых эмоции: радость, горе, страх, гнев. Научившись работать с этими эмоции, перед родителями открываются новые двери в позитивные отношения с ребёнком. Почти весь остальной спектр человеческих эмоций, является сочетанием в себе тех или иных базовых эмоций в разной их степени.

К сожалению, огромной ошибкой родителей, чьи дети склонны к асоциальному поведению, или уже совершили что-либо запрещенное в обществе – является непонимание чувств собственных детей и запрет на «неудобное» взрослым выражение эмоций.

Например, многие родители не переносят громкую радость детей, которая сопровождается беготнёй по дому, многословием, прыжками на кровати, слишком громким смехом. Уставший после работы или озабоченный своими делами родитель начинает делать замечание, сопровождая это недовольным выражение лица («хватит беситься», «хватит шуметь», «перестань бегать», «замолчи»). Эта же тактика прослеживается, когда дети испытывают остальные базовые эмоции: горе («Хватит ныть!»), гнев («Не смей мне тут топать ногами!»), страх («Что ты там выдумал ерунду!»). То есть эмоции детей, их чувства – обесцениваются взрослыми, как бы сообщая, что всё что ты чувствуешь – это ерунда, это неправда, это мешает другим. А если не можешь сдержать свои эмоции – то ты виноват, что делаешь жизнь родителей и других людей, неудобной.

И вот так, идя по такому пути, многие дети уже к первому классу ничего не хотят, им ничего не интересно, им всё равно. А как же иначе? Если человек, не может испытывать радость, то ради чего вообще чего-то хотеть, чего-то достигать?

К сожалению, многих взрослых самих так воспитывали. Ведь всё, что не было прожито в детстве, все те эмоции, которые не принимались нашими родителями – будут больше всего раздражать собственных в детях. Именно поэтому, для начала, родители должны вновь учиться чувствовать, даже если это больно.

Так какова же роль семьи в профилактике правонарушений?

1. Научившись принимать эмоции детей и управлять своими эмоциями, взрослый формирует к себе уважение, доверие и авторитет.

2. Через проговаривание чувств, через осознание, что эти чувства вызывает, взрослый учит ребенка понимать себя, и понимать других, сопереживать, сочувствовать, поддерживать.

3. Объясняя ребенку, как можно экологично проживать эмоции, чтобы не навредить окружающим, семья становится местом поддержки, местом силы, выходя за пределы которого, ребенок будет лучше понимать как поступить в сложной ситуации, как конструктивно взаимодействовать с окружающими.

4. Когда ребенок проживает свои эмоции, жизнь наполняется красками, и дополнительные яркие чувства, уже, нет необходимости искать через какие-либо сомнительные поступки. Формируется мотивация к достижению успеха как в учебе, так и в социуме.

5. Когда взрослый может спокойно выслушать ребенка, отбросив свои ожидания, и приняв эмоции, создаётся благоприятная почва для открытого доверительного диалога. Именно благодаря диалогу, семья может направить ребенка по наилучшему жизненному пути.

В заключение хочется выразить поддержку каждому родителю, кто отважится встать на путь раскрытия своих чувств, и эмоций ребёнка. Работа с эмоциями – путь не быстрый, даже бесконечный, но всегда эффективный. Первые результаты появляются уже через несколько недель: в семье уменьшаются крик и претензии, становится больше принятия, взаимопонимания, диалога. Но самое бесценное – это благодарность ребенка, которого наконец-то услышали самые близкие, родные и любимые люди – его семья.

Успехов вам, дорогие родители!

 

Использованная литература.

Статья является полностью авторской и основана исключительно на собственном опыте, а также опыте других практических психологов.

 

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 28.10.23 в 04:58 0Ответить Пожаловаться
Замечательная статья! Содержательно! Последовательно! Лаконично!
Остаётся дело "за малым"- воплощение в жизнь...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.