Статья «Роль семьи в профилактике правонарушений»
Актуальность темы: Социально-экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям. Все мы знаем выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». На сегодняшний день эта фраза все также актуальна, несмотря на то, что темп и ритм современной жизни изменился. Более очевидным стало разделение на благополучные и неблагополучные семьи. Снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных ценностей приводят к тому, что изменяются отношения родителей к детям, воспитательная функция уходит на второй план. Часто семьи (особенно те, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются сами психологически не готовы к самостоятельной жизни и решению возникающих проблем. Такие семьи нуждаются в контроле, в помощи, нацеленной на то, чтобы научить взрослых членов семьи правильно воспитывать своих детей.
Известно, что дети склонны к подражанию. Для ребёнка с раннего возраста важен положительный пример окружающих его людей старших по возрасту. Ребенок друг с другом и окружающими людьми, привычки, умение вести себя в обществе и отстаивать свои интересы и т.д. Поэтому родителям важно контролировать свои суждения и поведение, быть, сдержанными, подавать детям положительный пример. Позже, став взрослым и опираясь на полученный опыт, ребенок будет строить свою самостоятельную жизнь.
Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу.
Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Супругам семья не заменит всё. Им необходимы любимая работа, друзья, трудовой коллектив. Ребёнку семья тоже не заменит всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для этого мира, для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных семейных ситуациях.:
Если
1) ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть):
2) ребенок живет во вражде. он учится ... (быть агрессивным);
3/ ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);
4) ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);
5) ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);
6) ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);
7) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);
8) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).
Многие родители считают, что профилактикой правонарушений обязаны заниматься именно в школе, ведь большую часть времени ребенок проводит именно там, общаясь со сверстниками, педагогами, воспитателями, приобретая вместе со знаниями, умениями и навыками целый букет вредных привычек, потому что в школе «… вот как много разных детей, неизвестно чему они могут научить друг друга…».
От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то. «Не знал», «не думал», «не хотел» - этот лепет можно слышать от подростков – правонарушителей, но это не оправдание и даже не объяснение содеянного.
В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей.
Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.
Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.
Жизненный опыт подростка невелик и часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребёнка. Для нервной системы подростка неблагоприятная обстановка в семье (пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление) – это фундамент для негативного проявления своего поведения. В свою очередь это может привести к совершению проступка, что является первым шагом к совершению правонарушения. Как известно, совершить правонарушение может каждый человек, но далеко не каждый его совершает.
Совместные профилактические мероприятия помогут не допустить возникновения ситуации, которая может навредить подростку в настоящее время и испортить его будущее.