Урок внеклассного чтения по литературе на тему «Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX веков» (8–9 классы)
Разработка урока по литературе для дистанционного обучения Подготовила: Шрибак Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ШКОЛА №24 Г.ТОРЕЗА»
Литература 9 класс Тема. Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков Цели урока: расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; познакомить с жанром романса; формировать умение видеть, сопоставлять и анализировать понятия «песня» и «романс»; развивать умения выразительного и вдумчивого чтения; развивать интерес обучающихся к изучению русского романса; воспитывать художественный вкус и поэтическую культуру.
Планируемые результаты: Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; воспитание гражданской идентичности, уважения к Отечеству; формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Метапредметные: формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность. Предметные: учащийся выразительно читает и анализирует стихотворения; определяет темы и мотивы лирики; делает обобщение о философичности лирики поэта и способах ее воплощения. Тип урока: урок внеклассного чтения. Форма проведения урока: урок - путешествие.
1. Блок мотивации и целеполагания. - Задумайтесь над словами норвежского драматурга Генриха Ибсена: «ВЛАДЕЮЩИЙ ЧАРАМИ ПЕСЕН, ДУШОЮ ВЛАДЕЕТ ЛЮБОЙ». - Какое место в вашей жизни занимает музыка? А какие песни вам нравятся? Назовите поэтов, чьи стихотворения положены на музыку. Что общего между поэзией и музыкой? А что такое романс? Чтобы ответить на эти вопросы, мы совершим путешествие в мир музыки.
2. Теоретический блок. 2.1 Рома́нс (фр. romance)— небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания; небольшое лирическое стихотворение напевного характера на любовную тему. Родина РОМАНСА – Испания, расцвет жанра происходит в 16-17 веках. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию, а затем и в Россию.
У песни и романса много общего, но есть и отличия. Песня может быть написана на фольклорный текст без автора, а романс пишется только на литературный текст, созданный поэтом. Песня имеет припев, романс, как правило, нет. В России первые романсы появились в дворянской среде, со временем романсы стали проще, и романс стал достоянием разночинцев, мещан, простого люда, которые ценили в нём глубину чувства, искренность и сердечность. У романса появилось много разновидностей: усадебный, городской, жестокий, мещанский, цыганский.
2.2 Давайте совершим музыкальное путешествие! Посмотрите видеоурок по ссылке (при необходимости сделать краткую запись в тетради): https://www.youtube.com/watch?v=nemVfvH4jFc- Что нового вы узнали? - Чем отличается романс от песни? - Что заинтересовало в путешествии? 2.3 Минутка отдыха. - Выполните гимнастику для глаз: https://www.youtube.com/watch?v=MZa75nFiLdA
3. Практический блок. ВЕЧЕР РОМАНСА. - А теперь отправимся на вечер романса…. Начнем с романса «Разуверения», автор - Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844), современник А.С.Пушкина. «Разуверение» увидело свет в 1821 г. Откуда в совсем юном сердце такая печаль и мудрость? И кто виновница «Разуверения»? Музыка Михаила Глинки выявила сокровенный смысл “Разуверения” Баратынского. Романс был создан в 1925 году и стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом, сохранившим высочайшую популярность до наших дней. Романс стал настолько популярен, что стихотворение Баратынского оказалось как бы отодвинутым им на второй план. И даже название оригинала "Разуверение" редко вспоминается, заменённое первой строчкой романса «Не искушай меня без нужды». https://www.youtube.com/watch?v=IpNT-pfS-8k
Ф.И.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое») Строки стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд. Существовало несколько вариантов музыки: С.И. Донауров (1871), Л.Д. Малашкин (1881), В.С. Шереметев (1898). До нас дошёл вариант, исполняемый И.С. Козловским (1900-1993). https://www.youtube.com/watch?v=Yh3Ngz_mK1c А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу». Музыку написали П.И. Чайковский (1886), С.В. Рахманинов (1890). В 1986 г. к стихотворению написал музыку Александр Матюхин. Он же исполнил романс. https://www.youtube.com/watch?v=f9kmG2TgK4o
А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огнь» сочинил 27 ноября 1941 года. Шестнадцать трогательных и нежных строчек стали одним из самых популярных произведений военных суровых лет. https://www.youtube.com/watch?v=fvzMYmmNX3A К.М.Симонов. «Жди меня…», написано в 1941 г. Произведение посвящено В. Серовой. https://www.youtube.com/watch?v=Uq6g9z26Rw0 М.Л.Матусовский. «Подмосковные вечера», Музыка В.Соловьева-Седого: https://www.youtube.com/watch?v=6T4IWGo7-Hw
Владимир Семёнович Высоцкий. «Песня о друге» была написана в 1969 году для фильма Станислава Говорухина "Вертикаль". Толчком к ее созданию послужила история, рассказанная консультантом фильма, альпинистом Леонидом Елисеевым о его подъеме по северному склону Главного Кавказского хребта в 1955 г. https://www.youtube.com/watch?v=PWMWceeQ2yI в исполнении автора. Булат Шалвович Окуджава, «Пожелание друзьям» в исполнении автора, посвящается Юрию Трифонову: https://www.youtube.com/watch?v=h_lhWoWIKbM Константин Яковлевич Ваншенкин. Стихотворение «Я люблю тебя, Жизнь» написано в 1956, музыка Эдуарда Колмановского. Песня вошла в репертуар Марка Бернеса. https://www.youtube.com/watch?v=nuJrIpyfmH0 или https://www.youtube.com/watch?v=LQH5jLjA9Gw