Российский союз равныхPPTX / 32.96 Мб
ТаблицаDOC / 568.5 Кб
Политическая карта РоссииDOC / 6.59 Мб
КроссвордDOC / 1.29 Мб
Видео Верхотурский кремльMP4 / 16.96 Мб
Видео ЕкатеринбургMP4 / 16.99 Мб
Гимн областиDOC / 29.5 Кб
Конструкт урока по окружающему миру на тему
«Российский союз равных»
4 класс
УМК «Перспектива»
Раздел «Мы – граждане единого Отечества»
Выполнила:
Учитель начальных классов, 1 к.к., МАОУ СОШ № 4
Булдакова Елена Викторовна
го Верхний Тагил, 2024
Тема урока «Российский союз равных», 4 класс, УМК «Перспектива»
Продукт деятельности: заполнение таблицы «Субъекты Российской Федерации».
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: проблемно-диалогический.
Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования представлений о субъектах Российской Федерации.
Актуальная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования представлений о взаимосвязи субъектов Российской Федерации между собой в процессе смены видов учебной деятельности.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомить с понятиями «субъекты Российской Федерации», «республика», «автономная область», «автономный округ», «край», «город федерального значения»; уметь показать на карте субъекты Российской Федерации, их границы и соседей в процессе работы с презентацией.
Развивающая: развивать словесно-логического мышления в процессе решения проблемного вопроса «Почему Российскую Федерацию называют союзом равных?»
Воспитательная: формировать чувство гордости за свою страну в процессе беседы.
Планируемые результаты:
Личностные – будут проявлять чувство гордости за свою страну.
Метапредметные:
Познавательные – будут уметь получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, осуществлять поиск необходимой информации во время рассказа учителя; делать вывод по проблеме «Россию называют союзом равных, потому что субъекты Российской Федерации равноправны в отношениях с федеральной властью и друг с другом».
Регулятивные – будут уметь принимать учебную задачу урока и сохранять ее на протяжении всего урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы; осознавать, принимать и учиться решать проблему «Почему Российскую Федерацию называют союзом равных?»; будут уметь выстраивать свою работу по плану, следовать намеченному плану во время работы на уроке.
Коммуникативные – будут уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; включаться в диалог; будут уметь работать в парах.
Предметные: будут знать понятия «Федерация», «политическая карта», «границы субъектов», «субъекты Российской Федерации», «республика», «автономная область», «автономный округ», «край», «город федерального значения»; уметь показывать на карте субъекты Российской Федерации, называть их соседей, будут владеть знаниями о субъектах Российской Федерации, их границах и столицах при выполнении учебных задач.
Методы и приемы обучения: словесный (беседа, объяснения учителя), наглядный (презентация, работа с раздаточным материалом), практический (работа с информацией, заполнение таблицы).
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Принципы: доступности, наглядности, психологической комфортности, природосообразности.
Система средств обучения: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.
Литература: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные Учебные действия |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Задача: организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность. 1 минута | Создание положительной мотивации на урок. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места! Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? Проверь готов к уроку ты? Начнем же наш урок. Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом уроке? Что нового мы узнали и чему научились? Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие, а знания, полученные на прошлом уроке, нам с вами пригодятся! | Доброжелательный настрой на урок. Дети приветствуют учителя, присаживаются на свои места и проверяют свою готовность к уроку. На прошлом уроке мы проходили тему: «Государственное устройство России» Мы узнали, что значит слово «федерация», почему нашу страну называют Российской Федерацией, как устроено Федеральное собрание России и кто входит в Совет Федерации. | Регулятивные УУД: будут уметь принимать учебную задачу урока и сохранять ее на протяжении всего урока. |
II. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка проблемы. 3 минуты | Формирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме. Ребята, давайте вспомним, что такое Федерация? Верно! Кто знаете, в какой части или субъекте Российской Федерации мы живем? Верно. Скажите, что такое политическая карта Российской Федерации? Как вы думаете, что такое границы субъектов? Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по субъектам Российской Федерации. Как вы думаете, что мы можем узнать во время этого путешествия? Как можно по-другому назвать совокупность всех субъектов Российской Федерации? Как вы думаете, эти субъекты равны между собой? Сформулируйте тему нашего урока. Верно. Тема сегодняшнего урока «Российский союз равных». Сформулируйте проблему нашего урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Каковы наши с вами задачи? Наше путешествие мы начнем со знакомства с субъектами Российской Федерации. Чтобы было удобнее работать, мы построим урок по плану. У каждого на партах лежат полоски, на которых напечатаны пункты плана, составьте их по порядку. Назовите, что у вас получилось. Все правильно. По этому плану мы будем сегодня работать. | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. Федерация – это такое образование, составные части которого оказываются самостоятельными, имеющими свои правительства и законы, не противоречащие главному закону Федерации. В Свердловской области. Политическая карта – это карта, на которой изображены субъекты Российской Федерации. Границы субъектов Российской Федерации – это линии раздела между территориями субъектов. Субъекты, которые входят в состав Российской Федерации, с какими субъектами они граничат, в чем их особенности, сходства и различия. Как называются их столицы. Союз Да Союз равных. «Почему Российскую Федерацию называют союзом равных?» Познакомиться с субъектами Российской Федерации. Научиться находить их на карте. Узнать, почему Российскую Федерацию называют союзом равных. Узнать особенности субъектов Российской Федерации. Узнать с какими субъектами граничат различные субъекты Российской Федерации. 1. Субъекты Российской Федерации, расположение на карте. 2. Сходства и различия субъектов Российской Федерации. 3. «Путешествие» по Свердловской области. 4. Самостоятельная работа. | Познавательные УУД: будут уметь ставить познавательную задачу. Регулятивные УУД: будут уметь принимать учебную задачу урока и сохранять ее на протяжении всего урока; осознавать, принимать и учиться решать проблему «Почему Российскую Федерацию называют союзом равных?», будут уметь выстраивать свою работу по плану. Коммуникативные УУД: включаться в диалог. Предметные УУД: будут знать понятия «Федерация», «политическая карта», «границы субъектов». |
III. Совместное открытие новых знаний. Задача: решение проблемы. 18 минут | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму) 1.Субъекты Российской Федерации, расположение на карте Россия большая страна и имеет множество субъектов. Самым большим из них является республика Саха, расположившаяся на просторах среднесибирского плоскогорья. Столицей этой республики является город Якутск. Вторым по величине субъектом РФ является Красноярский край, столицей которого является город Красноярск. (Во время рассказа показываю на карте границы субъектов и напоминаю о том, что границы показываем, проводя указкой четко по очертаниям субъекта.) Найдите эти субъекты на карте, которые лежат у вас на столах, покажите карандашом их границы. (Прохожу между рядов, проверяю правильность.) Мы с вами проживаем в Свердловской области, столицей является город Екатеринбург. Одним из важнейших субъектов Российской Федерации является Московская область, столицей которой является Москва. Ребята, посмотрите на карту и скажите какие группы образуют субъекты Российской Федерации? Верно. Субъекты Российской Федерации образуют такие группы, как: республики, автономную область, области, автономные округа, края и города Федерального Значения. Как вы думаете, что значат слова «область», «край», «республика», «автономный округ»? Давайте заглянем в словарик. Область – единица федерального деления в России; субъект РФ; часть от целого. Край – субъект РФ, имеющий сложное территориальное деление. Республика – государство в составе РФ. Автономный округ – национальная государственная территория в составе РФ. Несмотря на то, что субъектов РФ так много, у них есть свои сходства. 2. Сходства и различия субъектов Российской Федерации. Вспомните прошлый урок. Кто входит в состав Совета Федерации? Верно. Значит, одним из признаков сходства является право входить в государственный орган Совет Федерации. Мы уже с вами упоминали, что каждый субъект имеет свои органы управления и законы. Но, несмотря на это все субъекты должны подчиняться Законам Российской Федерации. В связи с этим, все субъекты имеют равные права. Как вы думаете, у субъектов Российской Федерации есть свой флаг и герб? У всех субъектов одинаковые гербы и флаги? Молодцы! Ребята, наша Россия крупнейшая страна мира. Как вы думаете, чем еще будут отличаться субъекты Российской Федерации? Верно, Молодцы! Посмотрите на доску. Задание: назовите сходства и различия субъектов Российской Федерации. Верно. Сходства располагаются в зеленых прямоугольниках с округлыми углами, а различия в красных. 3. «Путешествие» по Свердловской области. Чтобы лучше узнать устройство субъектов мы с вами отправимся в путешествие по Свердловской области. Ваша задача будет записывать данные в таблицу. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и начертим таблицу. Наше путешествие мы начнем со столицы Свердловской области – города Екатеринбурга. Я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик об этом замечательном городе. Свердловская область имеет свои признаки государственности – герб, флаг и гимн. Прослушайте их описание и выберите из предложенных вам тот герб и флаг, которые принадлежат нашей области. Герб – это отличительный знак каждого субъекта РФ. Герб Свердловской области – червленый (красный) щит, в центре которого изображен серебряный соболь с золотой стрелой. Щит увенчан золотой императорской короной. По бокам щита расположены золотые грифоны, держащие знамена в цвет флага Свердловской области. Грифоны стоят на подножии из золотых кедровых ветвей, перевитым червленой лентой, на которой серебряными буквами написан девиз «Опорный край державы». Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с четырьмя полосами во всю длину флага: сверху — белой, посередине — голубой (лазурной), снизу — зелёной, отделённой от голубой, белой узкой полосой. Покажите мне, что вы выбрали. Молодцы! Приклейте их себе в таблицу. Так же у Свердловской области есть свой гимн. (Читают 1 куплет и припев). Датой основания административного центра области считается 1723 год, когда начал работу Казенный металлургический завод на реке Исеть. В своё время область входила в состав Сибирской губернии, а затем Зауральской области Пермской губернии Российской империи. Образована как область 17 января 1934 года при разделении Уральской области. Свердловская область — крупнейший регион Урала. Область занимает среднюю и охватывает северную части Уральских гор, а также западную окраину Западно-Сибирской равнины. Найдите Свердловскую область на карте и назовите, с какими субъектами РФ она граничит. Все верно вы назвали. С Пермским краем граничит на западе, на севере с Ханты-Мансийским автономным округом и Республикой Коми, на востоке с Тюменской областью, на юге граничит с Республикой Башкортостан, Курганской и Челябинской областью. (Показываю на карте все границы). Площадь области равна 194 307 км², протяжённость с севера на юг 660 км, а с запада на восток 560 км. Высшим должностным лицом региона является губернатор. Должность губернатора возглавляет Евгений Куйвашев. Свердловская область многонациональна: и русские, и немцы, и татары, и башкиры с украинцами – все уютно соседствуют друг с другом. Территория богата полезными ископаемыми: золото, платина, асбест, никель, железо. Поэтому у нас широко развита черная и цветная металлургия. Так же Свердловскую область называют «Самоцветным краем», так как здесь, как и раньше, ведется добыча полудрагоценных и драгоценных камней. Здесь был найден самый крупный за всю историю месторождения «Изумрудные копи Урала» изумруд – «Президент», весом 1200 грамм. На территории области огромное количество природных и созданных руками человека достопримечательностей. Скала Ка́менные воро́та — природная арка, исторический памятник природы, расположенный на берегу реки Исеть. Входит в список особо охраняемых природных территорий России. Скала является «визитной карточкой» города Каменска-Уральского, часто изображается на сувенирной продукции, открытках, почтовых конвертах. К рукотворным достопримечательностям относится Верхотурский кремль — крепостное сооружение в старинном городе Верхотурье, Свердловской области. Является единственным примером каменного крепостного сооружения на Среднем Урале, последний из построенных в России и самый компактный. Кремль – городская крепость в старых русских городах. Строительство кремля в Верхотурье началось в 1598 г. На территории сохранился исключительно красивый Троицкий собор, на колокольню которого можно подняться. На территории Кремля находится историко-архитектурный музей-заповедник. (Включаю видео) Давайте проверим, что вы записали в таблицу. По цепочке с первой парты первого ряда, читает один человек данные из одной колонки. Молодцы! | Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя. Области, республики, края, округа. Затрудняются ответить. По два представителя от каждого субъекта РФ. Есть. Нет, у каждого субъекта свои. Природным разнообразием, климатом. Сходства: подчинение законам РФ, Принадлежность РФ, права, место в Совете Федерации Различия: флаг, герб, столица; природные ресурсы; история; площадь. Открывают тетради, записывают дату и чертят таблицу. Слушают учителя, смотрят видео. Слушают описание. Записывают данные в таблицу. Показывают. Пермский край, Ханты-Мансийский округ, Республика Коми, Тюменская область, Республика Башкортостан, Курганская область и Челябинская область. Субъект – Свердловская область. Столица – город Екатеринбург. Герб – щит с соболем. Флаг – белый, синий, белый, зеленый. Границы с субъектами РФ – Башкортостан, Тюменская, Курганская, Челябинская области, республика Коми, Пермский край и Ханты-Мансийский АО. | Познавательные УУД: будут уметь получать информацию на основе изучения карты, осуществлять поиск необходимой информации во время рассказа учителя. Регулятивные УУД: будут уметь следовать намеченному плану во время работы на уроке. Коммуникативные УУД: будут уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; включаться в диалог. Предметные: будут знать понятия «субъекты Российской Федерации», «республика», «автономная область», «автономный округ», «край», «город федерального значения»; уметь показывать на карте субъекты Российской Федерации, называть их соседей, будут владеть знаниями о субъектах Российской Федерации, их границах и столицах при выполнении учебных задач. |
Физическая минутка. Задача: организация здоровьесберегающей деятельности учеников. | Пора немножко отдохнуть. На физминутку становись! Повторяем движения за мной. На поляне дуб зеленый Потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. Ну а мы пройдем немного. Поднимаем выше ногу! Походили, порезвились И на травку опустились. Присаживаемся. | Повторяют движения за учителем. | |
IV. Самостоятельное применение новых знаний. Задача: закрепление новых знаний и умений. 13 минут | Дает задания проблемного характера для применения новых знаний и умений. 4. Самостоятельная работа. Разгадайте кроссворд. Работу выполняете в парах, напишите на листочках свои фамилии. На заполнение кроссворда отводится 10 минут. Поменяйтесь листочками с соседями по ряду. Первый ряд со вторым, второй ряд с третьим. Сверьте ответы с эталоном на слайде. Напишите, сколько слов записано верно. Передайте листочки с последней парты на первую. | Выполняют задания проблемного характера. Работают в парах. Сравнивают с эталоном. | Коммуникативные УУД: будут уметь работать в парах. Предметные УУД: будут знать понятия «субъекты Российской Федерации», «политическая карта», «границы субъектов», «республика», «автономная область», «автономный округ», «край», «город федерального значения». |
V. Итог урока (рефлексия учебной деятельности). | Организация обобщения изученного материала. Какая тема урока у нас сегодня была? Что нового мы узнали? Что нового и интересного вам удалось запомнить? В начале урока мы поставили проблему. Какой вывод мы можем по ней сделать? Я сделала такой вывод: Россию называют союзом равных, потому что субъекты Российской Федерации равноправны в отношениях с федеральной властью и друг с другом. Подведем итог: Выберете для себя одно из предложений и закончите его: На этом уроке я узнал… Сегодня у меня получилось… Мне было интересно… | Помогают учителю подвести итоги. Обобщение. Рефлексия. Российский союз равных. Какие субъекты входят в состав Российской Федерации, с какими другими субъектами они граничат и их особенности. Что в Росси очень много субъектов, у которых есть свои государственные признаки и каждые обладают особенностями, но все обладают равными правами в Российской Федерации. Высказывают свое мнение. Выбирают предложение и заканчивают его. | Познавательные УУД: будут уметь делать вывод по проблеме «Россию называют союзом равных, потому что субъекты Российской Федерации равноправны в отношениях с федеральной властью и друг с другом». Регулятивные УУД: будут уметь отвечать на итоговые вопросы. Коммуникативные УУД: будут уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; включаться в диалог. |
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Проведение инструктажа Открываем дневники, пишем домашнее задание. Дома вам нужно будет создать проект «Альбом путешествий», рабочая тетрадь стр. 18-19. | Осмысление домашнего задания Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания. | Регулятивные УУД: будут уметь принимать учебную задачу. |
Субъекты Российской Федерации, расположение на карте. |
Сходства и различия субъектов Российской Федерации. |
«Путешествие» по Свердловской области. |
Самостоятельная работа. |
Герб, флагDOC / 967 Кб