Педагогическая технология «Равные среди равных»

2
0
Материал опубликован 9 February 2023 в группе

Педагогическая технология «Равные среди равных» направлена на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия толерантности.

Трудности в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей.

Данная педагогическая технология реализуется на базе МБОУ Чановская СШ №2 с 2019г как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения социализации детей с ОВЗ. 

Существует проблема включения детей с ОВЗ в реальную жизнь общества, наравне с нормативно развивающимися сверстниками. Реализация всех компонентов социализации возможна путём вовлечения детей и подростков в активную внеурочную деятельность.

Целевые группы технологии:

Педагоги образовательных организаций Чановского района.

Дети с ОВЗ и инвалидностью

Родители (законные представители) учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Педагогические ценности:

1. Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

2. Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

3. Ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.).

Данную педагогическую технологию реализует команда педагогов, состоящая из: заместителя директора по УВР, заместитель директора по ВР, два педагога – психолога, учителя - предметники, педагоги дополнительного образования.

Руководители: Юнармейского клуба «Сибирь», отряда ЮИД, экологического клуба «Школьное лесничество», Медиацентра «Вектор», РДДМ, Профориентационного клуба «Атлас профессий», спортивного клуба «Адаптивная физкультура». С целью тесного взаимодействия специалистов с семьями детей с ОВЗ в ОО действует родительский клуб "Семейная гостиная". Используются следующие формы работы: дискуссионные беседы, мастер-классы, презентации, круглые столы, экскурсии, семейные праздники.

1 этап аналитико – диагностический 2019 год (подготовительный этап):

создание рабочей группы по разработке модели организации работы по социализации учащихся в рамках внеурочной деятельности;

создание нормативно-правовой базы деятельности школы по внеурочной деятельности;

определение нормативно-правовых отношений среди участников образовательных отношений (подписание соглашений о взаимодействии, договоры о сотрудничестве);

повышение компетентности в области эффективности системы управления качеством организации внеурочной деятельности, методического мастерства учителей, организаторов ВНД, через семинары, методические консультации;

мониторинг предпочтений школьников;

проведение самообследования (внутренний аудит удовлетворенности участников образовательных отношений воспитательным процессом).

Этап технологический 2020-2022 годы (реализация педагогической технологии):

методическое сопровождение разработки программ внеурочной деятельности по реализации технологии;

реализация основных содержательных линий технологии через участие в днях открытых дверей, «Ярмарках профессий», экскурсиях на предприятия района и виртуальные экскурсии, профконсультирование, профтестирование, встречи с интересными людьми в рамках работы проекта «Классные встречи», участие в профильных сменах, проведение общественно – полезных акций, участие в волонтерском движении;

развитие научно – теоретических компетентностей обучающихся;

воспитание выпускников, компетентных, креативных, толерантных, обладающих коммуникативной культурой, высокими гражданскими и нравственными качествами, ориентированных на получение высшего и среднего специального образования в соответствии с запросами семьи и общества;

информирование общественности о ходе реализации технологии через сайт, СМИ, пресс- центр;

анализ удовлетворённости участников образовательных отношений состоянием внеурочной деятельности в ОУ;

трансляция опыта в вопросах организации модели по социализации учащихся.

Заключительный этап 2023 год (подведение итогов):

творческие отчеты, видеозапись открытых занятий по внеурочной деятельности от школ – партнеров, участников проекта, их организационно – методическое и научно-методическое сопровождение;

проведение мониторинга эффективности работы по социализации;

анализ и обобщение опыта, трансляция лучших методических материалов.

Для реализации технологии «Равные среди равных» в нашей школе имеются условия:

Материально-технические - интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами, комплекты компьютерного, телекоммуникационного, оборудования и программного обеспечения что позволяет всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации педагогической технологии. Также собран (постоянно пополняющийся) учебный и дидактический материал.

Организационное обеспечение. Организация: медицинского обслуживания, питания, взаимодействия с родителями, взаимодействия с ТПМПК Чановского района, с социальными партнерами, с органами социальной защиты.

Информационное обеспечение. С 2021г ОО успешно сотрудничает с ГБОУ НСО «Областной центр образования» дистанционной школой «Учимся вместе» для расширения направлений внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ.

Социальные условия - комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами. Создание благоприятных условий для взаимоотношений в детском коллективе. Формирование социально-нравственного поведения.

Для реализации технологии «Равные среди равных» доступно множество полезных средств, предназначенных для помощи детям с ОВЗ в социализации через внеурочную деятельность. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), вспомогательные технологии (ассистивные технологии АТ) играют важную и полезную роль. В частности, данные технологии помогают учащимся развивать независимость; участвовать в обсуждении в коллективе; полноценно взаимодействовать со сверстниками и преподавателями; получать доступ ко всему разнообразию вариантов обучения; обеспечивать высокий уровень независимого обучения; участвовать в общественной и внеурочной деятельности. Кроме того, АТ способствует повышению мотивации, осознанию равных прав и возможностей и повышает производительность в классе и дома.

Теоретическая значимость реализации педагогической технологии: анализ подходов к проблеме социализации у обучающихся с ОВЗ. Углубленное и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ в созданной образовательной среде. Изучение влияние внеурочной деятельности на социализацию детей с ОВЗ.

Практическая значимость реализации педагогической технологии: возможность разработки методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности как фактора успешной социализации детей с ОВЗ. Уточнение и систематизация методических приемов работы с детьми с ОВЗ для их успешной социализации.

Задача реализации данной педагогической технологии:

формирование качеств личности обучающихся с ОВЗ с помощью организации их жизни и деятельности;

оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих; в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности;

в сознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе.

Критериями эффективности реализации педагогической технологии является динамика основных показателей:

Анализ результатов по показателю «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», показал, что активность учащихся в инклюзивных классах в деятельности выросла, большинство детей имеют опыт организации конкретных дел.

Высокий уровень отношений (понимание, доверие, теплота, близость) с одноклассниками. Критерии эффективности реализации образовательной организации воспитательной программы:


t1675912754aa.gif

Рисунок 1. Диаграмма мониторинга изучения социально-психологической самоаттестации коллектива в инклюзивных классах (Методики Л.М. Фридман, Р.С. Немова, М.И. Рожкова)

t1675912754ab.gif

Рисунок 2. Диаграмма мониторинга изучения социально-психологической самоаттестации коллектива (Методики Л.М. Фридман, Р.С. Немова, М.И. Рожкова)

Как видно из диаграммы уровень развития классных коллективов в целом по школе средний. Хотя наблюдается незначительное повышение показателя. Вместе с тем, часть учащихся, из числа имеющих опыт, оценивают свою позицию в организации деятельности как активную, подтверждают предъявлением инициатив по обновлению жизнедеятельности в школе. Эффективный опыт самоуправления получил в школе каждый пятый ученик.

t1675912754ac.gif

Рисунок 3. Диаграмма мониторинга изучения социально - психологической самоаттестации коллектива (Методики Л.М. Фридман, Р.С. Немова, М.И. Рожкова)

Анализ результатов мониторинга реализации педагогической технологии показал, что в наибольшей степени родители удовлетворены:

участием ребенка в мероприятиях на разных уровнях;

благоприятной атмосферой и традициями школы;

настроением ребенка идти в школу;

хорошими отношениями с руководителями внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Родители считают, что развитие индивидуальных, творческих способностей учащихся, чему способствует приемлемый психологический климат в школе и заинтересованность школьной жизнью, находится на высоком уровне.

Сравнительный анализ по данному критерию за последние три года показал следующее:

t1675912754ad.gif

Рисунок 4. Диаграмма мониторинга изучение удовлетворенности родителей работой ОУ

(Методика Е. Н. Степанова).

Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в ОУ, общая картина за последние 3 года незначительно, но все, же изменилась, почти все показатели выросли от 0,1 до 0,5 балов.


t1675912754ae.gif

Рисунок 5. Диаграмма мониторинга удовлетворенности педагогов жизнедеятельности в ОУ.

В целом по опросу удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ОУ средняя степень удовлетворенности.

Анализ результатов мониторинга воспитанности 1 – 9 классов, говорит о положительной динамике уровня воспитанности учащихся, т.е. сформированности важнейших качеств их личности – отношение к учебе, труду, сверстникам, к взрослым людям.

t1675912754af.gif

Рисунок 6. Диаграмма мониторинга уровня воспитанности 1- 9 классов (Методика Н. П. Капустина).

Анализ результатов показателя «Эффективность воспитания на основе динамики личностного роста ребенка». Ситуативно-позитивное отношение к различным сферам нашей жизни незначительно падает, это говорит о росте процента устойчиво позитивного отношения. Все это говорит о положительной динамике в сфере готовности к самосовершенствованию; уровне активной жизненной позиции; отношения к семье; умения самоконтроля, самоанализа, самооценки. Растет уровень знаний об этических и правовых аспектах хозяйственно-экономической стороны жизни; умения строить отношения с людьми, готовности к межличностному общению.

t1675912754ag.gif


Рисунок 7. Диаграмма мониторинга эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка (Методика Д. Григорьева, И Кулешовой, П. Степанова).

В целом результаты мониторинга говорят о стабильной динамике, что является показателем повышения качества организации воспитательного процесса, а именно целенаправленная работа педагогического коллектива и администрации школы над развитием и совершенствованием образовательного и воспитательного процесса.

Необходимым условием осуществления высоких учебно-воспитательных результатов является сформировавшаяся готовность педагогов к новым образовательным пространствам, в частности к инклюзивной практике.

Наиболее значимым профессиональным качеством является направленность личности учителя, которая включает в себя следующие компоненты:

1) общая гуманистическая направленность личности,

2) положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями,

3) понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, глубокое осознание его гуманистического потенциала.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ОВЗ — готовность к оказанию помощи (это интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать). Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

Таким образом, все результаты, достигнутые в процессе реализации данной технологии, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей работе с детьми с ОВЗ.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.