Педагогическая технология «Равные среди равных»
Педагогическая технология «Равные среди равных» направлена на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия толерантности.
Трудности в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.
Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей.
Данная педагогическая технология реализуется на базе МБОУ Чановская СШ №2 с 2019г как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения социализации детей с ОВЗ.
Существует проблема включения детей с ОВЗ в реальную жизнь общества, наравне с нормативно развивающимися сверстниками. Реализация всех компонентов социализации возможна путём вовлечения детей и подростков в активную внеурочную деятельность.
Целевые группы технологии:
Педагоги образовательных организаций Чановского района.
Дети с ОВЗ и инвалидностью
Родители (законные представители) учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Педагогические ценности:
1. Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
2. Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
3. Ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.).
Данную педагогическую технологию реализует команда педагогов, состоящая из: заместителя директора по УВР, заместитель директора по ВР, два педагога – психолога, учителя - предметники, педагоги дополнительного образования.
Руководители: Юнармейского клуба «Сибирь», отряда ЮИД, экологического клуба «Школьное лесничество», Медиацентра «Вектор», РДДМ, Профориентационного клуба «Атлас профессий», спортивного клуба «Адаптивная физкультура». С целью тесного взаимодействия специалистов с семьями детей с ОВЗ в ОО действует родительский клуб "Семейная гостиная". Используются следующие формы работы: дискуссионные беседы, мастер-классы, презентации, круглые столы, экскурсии, семейные праздники.
1 этап аналитико – диагностический 2019 год (подготовительный этап):
создание рабочей группы по разработке модели организации работы по социализации учащихся в рамках внеурочной деятельности;
создание нормативно-правовой базы деятельности школы по внеурочной деятельности;
определение нормативно-правовых отношений среди участников образовательных отношений (подписание соглашений о взаимодействии, договоры о сотрудничестве);
повышение компетентности в области эффективности системы управления качеством организации внеурочной деятельности, методического мастерства учителей, организаторов ВНД, через семинары, методические консультации;
мониторинг предпочтений школьников;
проведение самообследования (внутренний аудит удовлетворенности участников образовательных отношений воспитательным процессом).
Этап технологический 2020-2022 годы (реализация педагогической технологии):
методическое сопровождение разработки программ внеурочной деятельности по реализации технологии;
реализация основных содержательных линий технологии через участие в днях открытых дверей, «Ярмарках профессий», экскурсиях на предприятия района и виртуальные экскурсии, профконсультирование, профтестирование, встречи с интересными людьми в рамках работы проекта «Классные встречи», участие в профильных сменах, проведение общественно – полезных акций, участие в волонтерском движении;
развитие научно – теоретических компетентностей обучающихся;
воспитание выпускников, компетентных, креативных, толерантных, обладающих коммуникативной культурой, высокими гражданскими и нравственными качествами, ориентированных на получение высшего и среднего специального образования в соответствии с запросами семьи и общества;
информирование общественности о ходе реализации технологии через сайт, СМИ, пресс- центр;
анализ удовлетворённости участников образовательных отношений состоянием внеурочной деятельности в ОУ;
трансляция опыта в вопросах организации модели по социализации учащихся.
Заключительный этап 2023 год (подведение итогов):
творческие отчеты, видеозапись открытых занятий по внеурочной деятельности от школ – партнеров, участников проекта, их организационно – методическое и научно-методическое сопровождение;
проведение мониторинга эффективности работы по социализации;
анализ и обобщение опыта, трансляция лучших методических материалов.
Для реализации технологии «Равные среди равных» в нашей школе имеются условия:
Материально-технические - интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами, комплекты компьютерного, телекоммуникационного, оборудования и программного обеспечения что позволяет всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации педагогической технологии. Также собран (постоянно пополняющийся) учебный и дидактический материал.
Организационное обеспечение. Организация: медицинского обслуживания, питания, взаимодействия с родителями, взаимодействия с ТПМПК Чановского района, с социальными партнерами, с органами социальной защиты.
Информационное обеспечение. С 2021г ОО успешно сотрудничает с ГБОУ НСО «Областной центр образования» дистанционной школой «Учимся вместе» для расширения направлений внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ.
Социальные условия - комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами. Создание благоприятных условий для взаимоотношений в детском коллективе. Формирование социально-нравственного поведения.
Для реализации технологии «Равные среди равных» доступно множество полезных средств, предназначенных для помощи детям с ОВЗ в социализации через внеурочную деятельность. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), вспомогательные технологии (ассистивные технологии АТ) играют важную и полезную роль. В частности, данные технологии помогают учащимся развивать независимость; участвовать в обсуждении в коллективе; полноценно взаимодействовать со сверстниками и преподавателями; получать доступ ко всему разнообразию вариантов обучения; обеспечивать высокий уровень независимого обучения; участвовать в общественной и внеурочной деятельности. Кроме того, АТ способствует повышению мотивации, осознанию равных прав и возможностей и повышает производительность в классе и дома.
Теоретическая значимость реализации педагогической технологии: анализ подходов к проблеме социализации у обучающихся с ОВЗ. Углубленное и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ в созданной образовательной среде. Изучение влияние внеурочной деятельности на социализацию детей с ОВЗ.
Практическая значимость реализации педагогической технологии: возможность разработки методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности как фактора успешной социализации детей с ОВЗ. Уточнение и систематизация методических приемов работы с детьми с ОВЗ для их успешной социализации.
Задача реализации данной педагогической технологии:
формирование качеств личности обучающихся с ОВЗ с помощью организации их жизни и деятельности;
оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих; в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности;
в сознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе.
Критериями эффективности реализации педагогической технологии является динамика основных показателей:
Анализ результатов по показателю «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», показал, что активность учащихся в инклюзивных классах в деятельности выросла, большинство детей имеют опыт организации конкретных дел.
Высокий уровень отношений (понимание, доверие, теплота, близость) с одноклассниками. Критерии эффективности реализации образовательной организации воспитательной программы:
Рисунок 1. Диаграмма мониторинга изучения социально-психологической самоаттестации коллектива в инклюзивных классах (Методики Л.М. Фридман, Р.С. Немова, М.И. Рожкова)
Рисунок 2. Диаграмма мониторинга изучения социально-психологической самоаттестации коллектива (Методики Л.М. Фридман, Р.С. Немова, М.И. Рожкова)
Как видно из диаграммы уровень развития классных коллективов в целом по школе средний. Хотя наблюдается незначительное повышение показателя. Вместе с тем, часть учащихся, из числа имеющих опыт, оценивают свою позицию в организации деятельности как активную, подтверждают предъявлением инициатив по обновлению жизнедеятельности в школе. Эффективный опыт самоуправления получил в школе каждый пятый ученик.
Рисунок 3. Диаграмма мониторинга изучения социально - психологической самоаттестации коллектива (Методики Л.М. Фридман, Р.С. Немова, М.И. Рожкова)
Анализ результатов мониторинга реализации педагогической технологии показал, что в наибольшей степени родители удовлетворены:
участием ребенка в мероприятиях на разных уровнях;
благоприятной атмосферой и традициями школы;
настроением ребенка идти в школу;
хорошими отношениями с руководителями внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Родители считают, что развитие индивидуальных, творческих способностей учащихся, чему способствует приемлемый психологический климат в школе и заинтересованность школьной жизнью, находится на высоком уровне.
Сравнительный анализ по данному критерию за последние три года показал следующее:
Рисунок 4. Диаграмма мониторинга изучение удовлетворенности родителей работой ОУ
(Методика Е. Н. Степанова).
Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в ОУ, общая картина за последние 3 года незначительно, но все, же изменилась, почти все показатели выросли от 0,1 до 0,5 балов.
Рисунок 5. Диаграмма мониторинга удовлетворенности педагогов жизнедеятельности в ОУ.
В целом по опросу удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ОУ средняя степень удовлетворенности.
Анализ результатов мониторинга воспитанности 1 – 9 классов, говорит о положительной динамике уровня воспитанности учащихся, т.е. сформированности важнейших качеств их личности – отношение к учебе, труду, сверстникам, к взрослым людям.
Рисунок 6. Диаграмма мониторинга уровня воспитанности 1- 9 классов (Методика Н. П. Капустина).
Анализ результатов показателя «Эффективность воспитания на основе динамики личностного роста ребенка». Ситуативно-позитивное отношение к различным сферам нашей жизни незначительно падает, это говорит о росте процента устойчиво позитивного отношения. Все это говорит о положительной динамике в сфере готовности к самосовершенствованию; уровне активной жизненной позиции; отношения к семье; умения самоконтроля, самоанализа, самооценки. Растет уровень знаний об этических и правовых аспектах хозяйственно-экономической стороны жизни; умения строить отношения с людьми, готовности к межличностному общению.
Рисунок 7. Диаграмма мониторинга эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка (Методика Д. Григорьева, И Кулешовой, П. Степанова).
В целом результаты мониторинга говорят о стабильной динамике, что является показателем повышения качества организации воспитательного процесса, а именно целенаправленная работа педагогического коллектива и администрации школы над развитием и совершенствованием образовательного и воспитательного процесса.
Необходимым условием осуществления высоких учебно-воспитательных результатов является сформировавшаяся готовность педагогов к новым образовательным пространствам, в частности к инклюзивной практике.
Наиболее значимым профессиональным качеством является направленность личности учителя, которая включает в себя следующие компоненты:
1) общая гуманистическая направленность личности,
2) положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями,
3) понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, глубокое осознание его гуманистического потенциала.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ОВЗ — готовность к оказанию помощи (это интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать). Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Таким образом, все результаты, достигнутые в процессе реализации данной технологии, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей работе с детьми с ОВЗ.