Рождественская игра «Колесо истории» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 5 February 2016

«Рождественские посиделки»

Учитель начальных классов Толмачева Л.В

МКОУ «Бубчиковская СОШ»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с древними традициями празднования 
Рождества; установить связь времен: прошлого и настоящего.

ЗАДАЧИ:

познакомить с историей возникновения праздника Рождества;

познакомить с понятием «рождественские Святки» и историей их возникновения;

расширить духовный мир детей;

создать условия для подготовки к празднованию Рождества.

ОБОРУДОВАНИЕ: записи Рождественских песен, записи пословиц на доске.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игровая программа.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ:  9 – 10 лет.

ВРЕМЯ: 40 – 50 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: актовый зал.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Разминка

Марья-искусница:

А ну-ка, гостенечки дорогие, перечислите, какие виды устного народного творчества вы знаете? (считалки, докучные сказки, пословицы, загадки, скороговорки, по­говорки, народные игры, драз­нилки, потешки, прибаутки, зак­лички, колыбельные песенки и т.д.)

Молодцы! Ну, а теперь поиграем! А во что мы будем играть, поможет оп­ределить чудесный ларец (доста­ет из ларца загадки). А загадки вы умеете отгадывать? Ну-ка, посмотрим!

Загадки:

1. Бел, как снег, в чести у всех; в рот попал — там и пропал (сахар)

2. Пять мальчиков, пять чуланчиков; разошлись мальчики в темные чуланчики, каждый мальчик в свой чуланчик (пальцы в перчатке)

3. Набита пухом, лежит под ухом (подушка)

4. Не море, а волнуется (поле)

5. Не птица, а летит, не жук, а гудит (самолет)

6. Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит (река)

7. Красная девушка по небу ходит (солнце)

8. Ходит без ног, рукава без рук, уста без речи (тень)

9. Все паны поскидали кафтаны, один пан не снял кафтан (листва на деревьях и хвоя на елках и соснах)

10. Что всегда поверх каши лежит? (масло)

11. Не едят меня одну, и без меня ничего не едят (соль)

12. Жидкое, а не вода, белое, а не снег (молоко)

13. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу (шапка)

14. В брюхе баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, и та на спине (чайник)

15. Рогат, да не бык, пищу берет, а не сыт, людям подает, сам в угол идет (ухват)

16. То худеет, то толстеет, на весь дом голосит (гармонь)

17. Всем, кто придет, и всем, кто уйдет, она ручку подает (дверь)

18. Полно еды, а дверь заперта (яйцо)

19. Под одной крышей четыре брата стоят (стол)

20. Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем пить велит (самовар)

Марья-искусница (закрывает ларец):

Ну, молодцы, заслуживаете награды, получайте денежку волшебную, да дальше идите, гости дорогие! В добрый путь! Удачи!

2.Рождественская игра «Колесо истории»

Учитель: делитесь на команды по 3 человека, вас 12, получится 4 команды, каждой команде дается шарик определенного цвета – получится: первая команда зеленых, вторая красных, третья желтых, четвертая синих....

Если еще команды оденутся по цвету своих шаров, будет вообще супер!

Также делаете жетоны, за каждый правильный ответ команда получает жетон, если на вопрос ответили все команды правильно, все получают жетоны. Кто получит по окончанию игры больше жетонов, та команда и победитель, если набрали одинаковое количество, то будет и несколько победителей. (На первый взгляд игра покажется сложной, но есть варианты ответов, и поэтому детям можно подумать, помыслить, даже погадать, но они, в конце концов, будут знать правильный ответ и прикоснутся к знанию великого праздника Рождества Христова. Старайтесь провести в январе).

Учитель: Мы с вами участвовали в конкурсе «Ручейки добра».который посвящен Рождеству.

Итак вопрос 1 тура. В ночь перед Рождеством с нетерпением ждали первую звездочку на небе, а к вечеру бегали во двор, на улицу или выглядывали в окно, чтобы не пропустить появления ожидаемой звездочки. Но вот сгущались сумерки, и на вечернем небе появлялась робко мерцающая звездочка. Дети радостно кричали «Звезда появилась!». С магией первого дня были связаны многочисленные приметы. Крестьяне верили, что всё, происходящее в первый день Рождества, распространяется на все последующие дни.

(ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ И КУРСИВОМ)

ВОПРОСЫ I ТУРА:

1. Что по народным приметам означают темные святки?

А) Дождливая весна

Б) Урожай на лён

В) Коровы будут давать много молока

Г) Урожай на пшеницу

Учитель: Празднованию Рождества предшествовал длительный пост. Питались картошкой, овощами, кашей на воде, пили чай с хлебом и булочками. Но с приближением Рождества заготавливали мясо, рыбу, масло.

2. Как называется день перед Рождеством?

А) предрождественский день

Б) сочельник

В) последний постный

Г) предпраздничный день

Учитель:

И вот хозяева поджидают гостей, накрывают стол красивой скатерть,которую хозяйка вышивала специально к празднику долгими зимними вечерами под песни.

3. Что клали на стол, перед тем как постелить скатерть?

А) кусочки хлеба

Б) зерно в виде креста

В) пожелания на листочках на весь год для семьи

Г) монеты по углам стола

Учитель:

В Сочельник стол накрывали скромно. На столе стояли постные блюда и овсяный кисель. Рождественский пир начинался позже.

4. Как сидела семья за столом в Сочельник?

А) очень весело с песнями

Б) чинно, благородно вели разговоры

В) в строгом молчании

Г) вспоминали традиции празднования Рождества


 


 

Учитель:

На стол в Сочельник ставили обязательно сочиво. Да и название Сочельник пошло от названия этого блюда.

5. Что ж это за блюдо такое – СОЧИВО?

А) блюдо из вареного картофеля с маслом

Б) медовый напиток

В) блюдо из вареной моркови с орехами и медом

Г) блюдо из проращенной пшеницы с медом, маком и грецкими орехами

Учитель:

Да, с незапамятных времен ели это блюдо как символ будущей жизни, рожденной из «мертвого» зерна, символ возрождения, вечной победы жизни над смертью. По-другому сочиво называлось КУТЬЯ.

6. Загорались в Сочельник в деревнях во дворах костры. Интересно, зачем?

А) погреться в рождественские морозы

Б) привлечь теплую погоду

В) чтоб родителям на том свете не было холодно

Г) притягивали к себе на двор гостей на колядки

Учитель:

В Сочельник начинались колядки. Наряженные ходили из избы в избу и пели хозяевам величальные песни. Пели про Рождество Христово, а под конец желали здоровья хозяйке, хозяину, детям, да и всему дому.

7. Ах, какие колядки пропоют наши команды вместе для нас (За каждую колядку команда получает по жетону).

8. А как по-другому называлось колядование?

А) славление

Б) таусение

В) овсение

Г) щедрование

Учитель:

После ужина вся семья собиралась на молитву, под иконы ставились мисочки с кутьей и снопы ржи. Зажигали свечу и выходили на улицу, неся хлеб. После чего глава семьи обращался к домочадцам: «Дай, Боже, в добром здравии святки встретить и на другой год их дождаться». Пост заканчивался.

9. Когда же начинался рождественский пир и разговение после поста?

А) на рассвете 7 января

Б) в 12 часов дня 7 января

В) с появлением первой звезды на небе

Г) после 12 часов с 6 на 7 января

Учитель:

Было одно неписанное правило, которое соблюдали хозяйки, ожидающие праздник: на рождественском столе должно стоять определенное количество блюд. Какое количество и почему? (12 блюд по количеству месяцев в году, чтобы каждый месяц был изобильным).

Учитель:

У Рождества, как и любого церковного праздника, есть определенный цвет.

Занавески, скатерти, наряды лучше всего подбирать в этой цветовой гамме.

10. Как вы думаете, какой цвет у Рождества?

А) желтый и зеленый

Б) белый и голубой

В) красный и синий

Г) зеленый и белый


 

Учитель:

В день Рождества в старину придерживались определенных примет. Например, нельзя было шить в этот день. Нельзя было уходить от дома далеко, а то весь год будешь скитаться. Нельзя долго валяться в постели, а то проведешь весь год в болезнях. Одеваться в этот день тоже надо было правильно.

11. Какую рубаху, платье, юбку надо было надевать на Рождество?

А) тщательно постиранное, вымороженное, отутюженное

Б) обязательно белоснежно-голубого цвета

В) самую любимую праздничную одежду

Г) только новое, ни разу не надеванное

Учитель:

Рождественский стол был богатый, разнообразный. Центром трапезы всегда было какое-то грандиозное мясное блюдо: запеченный с яблоками гусь или фаршированный гречневой кашей поросенок – непременное украшение стола наших православных предков. Наконец-то после долгого поста семья могла разговеться.

12. Как убирали со стола после рождественской праздничной трапезы?

А) тщательно мыли посуду и вытирали стол

Б) каждый член семьи мыл свою посуду и убирал за собой сам

В) со стола убирали одни женщины

Г) ничего не убирали со стола

Учитель:

Да, после рождественской трапезы со стола не убирали ни остатки еды, ни приборы: считалось, что придут духи умерших предков, будут ужинать, пошлют здоровья старикам и детям.

И вот наступал рождественский вечер. Все любовались елкой, игрушками, зажигали свечи, начинался хоровод вокруг елки. Затем елку отодвигали и начинали играть.

13. В эту игру было принято играть в отдельных регионах России. Говорились такие слова: «Гуля-гуля, баба, не выколи глаза, глаз на поличке, другой на слоничке. Поспел горох?» Все отвечали: «Поспел!». Что это за игра?

А) Хоровод

Б) прятанки

В) варение каши

Г) лапта

Учитель:

От слова «колядование» произошло слово «колдование». Обычно гадали в ночь перед Рождеством. Гадали до петухов, у бань, на перекрестках. Вспомним одно гадание, когда девушки и ребята собирались под вечер в одной избе. Садились за стол, собирали со всех сережки, бусы, колечки и всё это складывали под блюдо с чем-то вперемешку. Затем по очереди доставали эти предметы, сопровождая хвалебными песнями. Если девушка вытащит мужской предмет, а парень женский – жди скорой свадьбы. Выкуп чужого предмета грозит поцелуем.

14. Вопрос: Вперемешку с чем складывали предметы под блюдо?

А) хлеб

Б) крупа

В) горох

Г) соль

Учитель:

Откуда же взялось слово гадание? Как народная забава, гадание сродни древнеаравийскому слову «гад», так называлась башня счастья. По другим источникам гадание сродни санскритскому «гад» – исследователь. По третьему источнику «гад» означает «испытывать». Само же гадание было в древности служением богине Гаде. Когда что-то угадывали, приоткрывая тайну.

15. Богиня Гада – это богиня чего?

А) богиня счастья

Б) богиня фортуны

В) богиня плодородия

Г) богиня ворожбы

Учитель:

Нет на Руси такого праздника, который сопровождался бы таким богатым выбором обрядов, гуляний, примет. За два тысячелетия смешались и языческие и православные события. Лишь бы любовь и радость не покинула сердца. Попробуем собрать пословицы о Рождестве.

16. Собери пословицу (в приложении – разрезать по слову и разложить в конверты. Варианты ):

Дуй не дуй, не к рождеству пошло, к великодню.

Не покрыл покров, не покроет и рождество.

Спереди покров, сзади рождество.

На улице петровки, в избе рождество.

Учитель:

После Рождества и до Крещения наступало время шуток, развлечений. Молодежь шалила: кому дверь поленом подопрут, кому сена клок в трубу засунут, а девчонки стащат штаны с веревки, да и подожгут, чтобы парни не женились на девках из другой деревни.

17. Как же называлось время от Рождества до Крещения?

А) развеселая гульба

Б) деревенская шутиха

В) веселые святки

Г) рождественские колядки

Учитель: Подведем итоги нашего состязания. Чей же букет из наших красивых жетонов стал самым пышным, красивым и ярким? Награждение победителей.

Учитель:

Вот и наше рождественское угощение готово для всех гостей нашего праздника. Угощайтесь, гости дорогие! Чаепитие.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Жетоны и пословицы

Дуй не дуй, не к Рождеству пошло, к великодню.

Не покрыл покров, не покроет и Рождество.

Спереди покров, сзади Рождество.

На улице петровки, в избе Рождество.

Комментарии
Комментариев пока нет.