Рождественские чтения 2023 г тема выступления «Формирование позитивных духовных и нравственных качеств в подрастающем поколении в условиях глобальных перемен»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Невьянского городского округа
Выступление на тему:
«Формирование позитивных духовных и нравственных качеств в подрастающем поколении в условиях глобальных перемен»
(из опыта работы)
Ломакова Нина Федоровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
г Невьянск
Свердловская область
2023г
Начать свое выступление хочу со слов великих педагогов прошлого и политика современности. Но все они говорят об одном – о воспитании человека.
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука
о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.»
Л.Н.Толстой
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание
это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной».
А. С. Макаренко
«Духовно -нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Д. Медведев
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
Но, мы видим, что в обществе происходят изменения в воспитании современных детей. Материальные ценности доминируют над духовными, у подростков искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Потеря нравственных ориентиров – все это привело к негативным последствиям в обществе, к родительской безответственности.
Большая проблема современного мира - искажение исторического прошлого, возрождение фашизма, отсутствие правильных нравственных
ориентиров у молодежи, осквернение памятников и обелисков.
Данная проблема приобретает особую актуальность.
Новой России нужно новое поколение, воспитанное на лучших отечественных нравственных ценностях, на семейных традициях народа, которые являются гордостью нашего народа и составляют духовную основу жизни человека, передаются от поколения к поколению.
(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
О принципах гуманизма говорится и в Законе Российской Федерации «Об образовании» (представлено на слайде) в статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».
Формирование позитивных духовных и нравственных качеств школьников в условиях глобальных перемен в обществе надо начинать с младшего возраста. В этом возрасте закладываются основы становления личности ученика. Поэтому важно правильно организовать воспитание на основе гуманизма, куда входит нравственность и духовные качества человека.
Из словаря Ожегова С.И. узнаем : «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
«Духовность - следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношении между людьми
Традиционно главным институтом воспитания является семья.
Семья подготавливает ребенка к жизни, в семье закладываются основы гражданского поведения. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Президент России Владимир Путин объявил наступающий 2024 год Годом семьи и подписал соответствующий указ. Глава государства принял такое решение, чтобы обратить внимание на то, как важно поддерживать каждую ячейку общества и популяризировать традиционные семейные ценности в России.
Но мы наблюдаем, что в некоторых семьях нарушается традиционный уклад семейной жизни, отношения послушания, почитания, уважения родителей, семейные взаимоотношения отходят на второй план. Нарушены связи между поколениями.
Данные ежегодного мониторинга ценностных ориентиров современной молодежи как раз об этом и говорят. (Институт воспитания РАО)
1.У детей нет личных примеров для подражания, героев, «идеалов»,
68% детей до 18 лет ни на кого не хотят быть похожими.
2.Более половины опрошенных детей не называют героев любимых книг.
3.Гражданская позиция у современных детей и молодежи сформирована слабо. 68 % считают себя патриотами, но 11% заявляют о желании покинуть страну,
4. Традиционные семейные ценности постоянно трансформируются: среди молодежи все чаще звучит тема нежелания иметь детей.
Поэтому воспитание подрастающего человека ложится в большей степени на школу. Таким образом:
Перед школой всегда стояла задача выполнения социального заказа государства на воспитание высоконравственного патриота Родины, гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, уважающего права и свободы личности.
Я считаю, что мощным источником формирования позитивных духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении в современном образовании является совместная деятельность семьи и школы. Формой совместной деятельности я выбрала проектно-исследовательскую. Которая направлена на изучение и исследование малой родины, исторических фактов, событий, памятников архитектуры, природы.
Такая работа позволяет глубже разобраться в истоках и духовных смыслах исторического прошлого, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, воспитывает личность, уважающую традиции, свою Родину. Помогают нам в такой деятельности родители моих учеников.
Школьники, работая над проектами, обращаются к опыту своих родителей, бабушек, дедушек, знакомятся с историей жизни своей семьи. А это не может не отражаться на их духовности, нравственности и психологическом климате семьи.
Так, например, к годовщине Великой Победы мы вместе с учениками провели огромную поисковую, исследовательскую работу к юбилею Великой Победы «Тропинка к обелиску». Название нашей работы «Как книгу листаю военные годы». Результатом которой стала победа в муниципальном конкурсе и поездка победителей в город – герой Волгоград. Огромную помощь оказывали родители учеников и Совет ветеранов нашего города.
Ученики знакомились с ветеранами Великой Отечественной войны, узнали много интересного из воспоминаний ветеранов о страшных военных годах. Создали альбом, который подарили в невьянский городской музей. А копия альбома находится у нас в школе.
Продолжая знакомиться с героями Великой Отечественной, была проведена коллективная поисковая работа. И снова –главные помощники – это наши родители.
Следующий проект - «Подвиг, застывший на века. Герой Советского Союза Гомзин Виктор Владимирович»
Еще одна работа -«Подвиг В.В. Гомзина как пример массового героизма» Родители помогали в поиске документов, исторических фактов, фотографий.
Работая над проектом «Дорога к обелиску», мы провели много акций: Операция «ЗАБОТА» Забота о ветеранах, о пожилых людях (ребята дарят общение, внимание) Поздравление пожилых людей на дому по календарным праздникам. Своего рода –«Волонтерское движение»
Принимали участие в концертах, спектаклях, театрализованных представлениях, для ветеранов и тружеников тыла, детей войны «ПОБЕДА НА ВСЕХ ОДНА!» Организатор и постановщик ЦДЮТ (участники – мы и наши родители)
Следующий проект- «Золотые звезды Невьянска» Дети узнают, что в годы Великой Отечественной войны защитниками Отечества были и наши земляки – невьянцы - герои Советского Союза.
Исследовательский проект «Мой город Невьянск самый, самый…» Работая над информационным проектом о родном городе, учащиеся узнают о том, что маленький город Невьянск внес большой вклад в развитие нашей большой Родины.
Рождение нашего города началось с рождением невьянского завода со времен Никиты Демидова по Указу Петра I.
Исследовательский проект «Гидрологический памятник – Невьянский пруд».
Наш город небольшой, но богат своей историей не только памятниками природы, но и памятниками архитектуры и истории. Информацию о скульптурах и памятниках архитектуры мои ученики брали из библиотеки, старожилов города, из книг о Невьянске. Родители учеников так же помогали нам в этом проекте.
Исследовательский проект «Скульптуры Невьянска» заинтересовал учащихся.
Проект «Школьный музей». Ученики собрали богатый материал о создании школьного музея. Информацию «добывали» из архивных документов, встречались с педагогами, учителями. Учителя активно помогали собрать информацию.
В конкурсном проекте по экологии («Green Team») «Книга Зимы» - «Следы на снегу» район – 1 место, регион- 3 место. Работая над данным проектом, наши родители приняли активную помощь. Они- наши главные помощники!
Много у нас и индивидуальных проектов. Вот, не которые из них, например, в 2023 году: проектно-исследовательская работа: «Как я учился выращивать картофель», направление «Овощеводство» - 2 место, Васильев Иван. 2023г
направление: «Ботаника» «Гербарий. Лекарственные растения Невьянского района» - 1 место, Алябьева Анна. 2023г
«Семейные реликвии – семейный альбом».
Можно сделать вывод: Каждый год дети с большим желанием включаются в поисковую, исследовательскую работу и результатом становится их любовь и бережное отношение к истории своей страны и своих предков, а также участие во многих всероссийских и региональных конкурсах. А самое главное - родители моих учеников – главные наши помощники.
По результатам анкетирования обучающихся и их родителей с целью изучения их отношения к проектной, исследовательской деятельности на основе исторического прошлого нашей Родины и изучение настоящего.
100% родителей считают этот вид деятельности важным и необходимым, т.к. он учит детей любви к Родине, к её истории, уважению к старшим.
Из ответов учащихся на вопросы анкеты следует, что все -100% учащихся рассказывают другим детям и своим близким о том, что интересного и полезного узнали они в процессе работы над проектами.
Все 100% учащихся утверждают, что полученные ими знания в ходе исследовательских работ над проектами влияют на формирование их позитивных духовно-нравственных качеств.
100 % детей считают, что стали добрее, внимательнее к людям, заботливее по отношению к родителям, уважительнее по отношению к старшим.
Все - 100% детей утверждают, что им стала интересна история страны, духовная культура своего народа, уважение к его историческому прошлому.
Таким образом, совместная работа над проектами учителя, учеников и их родителей формирует у учащихся позитивные духовно- нравственные качества в условиях глобальных перемен. Такая совместная деятельность является «школой» воспитания современного подрастающего поколения. Учащиеся понимают, что без прошлого нет ни будущего, ни настоящего.
Поэтому заботясь сегодня о духовности, нравственности наших детей мы, фактически закладываем фундамент благополучия будущих поколений!
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М., 2009. –С.23
2. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших
школьников. Методические рекомендации [Текст]/ Т.Л.Белоусова. –М., 2011. –С. 15-19.
3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. -СПб., 2008-С. 169.
4. Нравственность современного общества [Электронный ресурс] [web-сайт].http://truemoral.ru/morals.php.
5. И. Ю. Миронова, Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС [Электронный ресурс] [web-сайт].http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228.
6. Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12
[Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749
(дата обращения: 24.11.2023).
8