"Русская Азбука, или Алфавит"
Тема: «Русская Азбука, или Алфавит»
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) - М. : Просвещение. 2024
Название раздела, темы: "Звуки и буквы".
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Оборудование: компьютер, мультимедийная панель, ЭОР
Цель: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей и развивать умение пользоваться алфавитом.
Задачи:
- развивать у учащихся навыки самостоятельной работы с информацией, коммуникативных навыков, умений делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивать образной памяти, логического мышления, речи;
- формировать навыки самостоятельной работы с учебником, отрабатывать умения слушать и слышать, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
- обобщить и расширить знания учащихся о русском алфавите (азбуке), истории его создания, определить роль алфавита в жизни людей; - закрепить знания порядка букв
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Познакомятся с этимологией слов алфавит, со значением алфавита в жизни людей.
Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
УУД:
Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: находить место каждой буквы в алфавите, распределять слова в алфавитном порядке.
Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя | Наглядность Использование ИКТ | Деятельность учеников | Планируемые результаты
| |
Предметные | УУД | ||||
I. Организационный момент. Психологи - ческий настрой.
II. Актуализация знаний и умений. | Организовывает подготовку рабочего места -Отгадайте загадку (подскажи словечко) Что нам в тексте загадки подсказывает правильный ответ? Проверка: экран (анимация) ЦОР |
Электронное приложение | Выполняют рекомендацию учителя. Отгадывают загадку |
Формиро-вание умения взаимодей-ствовать | Личностные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положитель ный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия Познавательные: осуществлять анализ объектов, сравнивать и классифицировать по заданным критериям Личностные: мотивация к работе на результат, навык работы со сверстниками. Регулятивные: контролировать учебные действия. Коммуникативные: понимать и принимать задачу. |
III Постановка учебной зада -чи и её решение. IV. Освоение нового содержания и его применение. V. Рефлексия деятельности
| Открываем конверт и находим карточку. Кто может объяснить учебное задание? Это минутка чистописания. Кто готов, поставьте руку на локоть. Проверка работы на экране (ЦОР) -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Тема урока: «Русская Азбука, или Алфавит» Сейчас Аня вам прочитает стихотворение об одной необычной азбуке. Чем эта азбука необычна? После прослушивания стихотворения Вам надо будет ответить на вопрос: о какой Азбуке идёт речь? -Какая беда может случиться, если не соблюдать правила? Какой вывод можем сделать? Проведём зрительную паузу. Покажите глазами, как надо смотреть по сторонам при переходе проезжей части. Санкт-Петербург – второй по величине город в России. Естественно, чтобы быстрее доехать с одного района в другой, необходимо пользоваться различными видами транспорта. -Какие виды транспорта вы знаете? -Найдите в конверте карточку с изображением видов транспорта. Прочитайте учебное задание. Кто может своими словами объяснить учебную задачу? -Докажите правильность выполненного задания. Аэростат – аппарат для полёта, шар с корзинкой. -Назовите первую букву в слове «аэростат». Какой звук она обозначает? -Открываем учебник русского языка на с.54. Найдём упражнение с аэростатами. Ответим на вопросы к упражнению 5. Учитель читает вопросы. -Проверим, как вы знаете алфавит. -Итак, отгадайте слово по подсказкам: 1я буква стоит за буквой «в» 2я буква за «н» 3я буква – за «п» 4я буква - перед «п» 5я буква – между «г» и «е» -Какое же слово получилось? - («Город») Открываем тетрадь по русскому языку и записываем на следующей строке после даты слово, которое получилось. Пишем со строчной буквы. Поставим знак ударения, подчеркнём букву безударного гласного. Также подчеркнём букву «д» на конце слова, хотя мы и слышим… звук «т». Написание этого слова необходимо запомнить. -Найдите в конверте вырезанные прямоугольники из бумаги, на которых напечатаны слова. Комплект полосочек закреплён скрепкой. Как вы думаете, почему он один, а вас двое? -Верно. Это работа в парах. -Какая учебная задача «стоит» перед вами? -Верно. Составить предложение из слов. Как это задание связано с предыдущим? -Встречается слово «ГОРОД» -Кто готов? Сигнал «домики» -Мы живём в городе Санкт-Петербурге. -Запишите это предложение в тетрадь на следующую строчку. -С какой буквы? Что поставим на конце? Проверим вашу работу: с доской. Найдём на парте лист самооценки. Раскрасьте первый круг светофора в соответствии с тем, как успешно вы записали предложение. Двигательная физминутка с песенкой -Находим карточку для работы с текстом. Внимательно рассматриваем. Какое учебное задание на ней? Как его выполнить? Наш город стоит на реке…. В Санкт-Петербурге есть разводные …. Набережные Невы украшают каменные …..и …….. Главный музей города - … (Нева, мосты, львы, сфинксы, Эрмитаж) Итак, Вы вставили слова в текст. Теперь запишите в тетрадь только эти вставленные слова через запятую в алфавитном порядке. Проверим выполненную работу. Найдём на парте лист самооценки. Раскрасьте второй и третий круг светофора в соответствии с тем, как успешно вы записали предложение. Поднимите руку дети, у которых на парте лежит карточка с изображением кораблика Адмиралтейства. Итог урока. - Сколько букв в русском Алфавите? - Как называются буквы, расположенные в определённом порядке? - Чем слово «Эрмитаж» отличается от остальных? | Электронное приложение Аудиозапись Сдайды презентации | Дети слушают стихотворение и смотрят на экран. Дети поворачивают голову влево-вправо. Дети зачёркивают лишнее изображение. Дети отвечают на вопросы. Дети отгадывают слово. Дети записывают слово в тетрадь. Ученики составляют предложение из слов в паре, а затем записывают в тетрадь. Вставляют слова. Записывают в тетрадь. Читают интересные сведения. | | Познавательные: осуществлять анализ объектов, сравнивать и классифицировать по заданным критериям Личностные: мотивация к работе на результат, навык работы со сверстниками. Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать партнёра по общению Личностные: понимать значение знаний для человека, установка к работе на результат Регулятивные: контролировать учебные действия. Коммуникативные: понимать и принимать задачу совместной работы, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь |