Презентация к уроку ИЗО «Русский Леонардо: Николай Александрович Львов»
Русский Леонардо: Николай Александрович Львов (1751 (04.05.1953)-21.12.1803). Архитектор, поэт, композитор, изобретатель, инженер, общественный деятель Николай Львов -яркий представитель эпохи Просвещения, всю жизнь посвятивший наукам и искусству. Конструктор, музыкант, строитель и гравер, архитектор и горный инженер, поэт и пиротехник, историк и художник, он оставил заметный след в каждой из областей своей деятельности. Всю свою жизнь и свои свершения он «положил к ногам» своей жены Маши Дьяковой. "...для русского человека русские только годятся правила и совсем он не сотворен существом подражательным - везде исполин и везде подлинник." Исполнители проекта (группа 41 - 2018 г.): Николаева Ю.Н. МБОУ ДО ДТДМ, г. Тверь Плотникова С.Н. МБОУ СШ № 53, г. Тверь Сидорова С.А. МОУ СОШ № 3, г. Тверь Федорова Т.Б. МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района
Ничто в этом мире не ново, и 250 лет назад горел огонь Добра в России. В 1769 Львов поступил в Преображенский полк. Много занимался самообразованием. В школе Бибикова (Измайловский полк) создал кружок «Четырех разумных общников», куда вошли Н. Осипов, Н. и П. Ермолаевы. С конца 1770 вокруг Львова сложился круг людей, объединённых общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций. Помимо свояков Державина и Капниста, к нему принадлежали И. И. Хемницер, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и Е. И. Фомин. «Русский Леонардо» - называли Николая Александровича Львова при жизни. Одной из наиболее ярких его сторон было создание «Школы грунтостроения и ландшафтного искусства», где он сумел образовать и воспитать из простых русских крестьян более 1200 мастеров – зодчих. Во многом благодаря их деятельности мы по праву называем первую половину XIX века расцветом русской классической культуры. В 1999 году людьми, для которых важна осмысленность их жизни и небезразлична судьба их страны, был создан Благотворительный Фонд имени Н.А.Львова. Основная миссия Фонда - воплощение в жизнь философии Н.А.Львова о подлинной гармонии человека с природой, с другими людьми и с самим собой, через раскрытие его творческого потенциала. «...Н. А. Львов - явление исключительное для России конца XVIII века своею способностью откликаться на все возможные требования, с которыми страна обращалась к людям творчества: ученым, поэтам, инженерам, архитекторам, садоводам, фольклористам, создателям книг. Н. А. Львов - один мог удержать в своих руках быстро развивающуюся культуру эпохи во всем ее разнообразии." Д.Н. Лихачев
Н.А.Львов был: одним из лучших русских архитекторов, строителем - новатором, создателем новых строительных материалов (землебитные блоки, толь), художником, графиком-новатором; учителем -добился создания Школы землебитного строительства (Никольское-Черенчицы); садовником, ботаником, мастером садово-паркового и ландшафтного искусства, первым ландшафтным архитектором; разносторонним изобретателем и инженером-конструктором машин, а также гидротехником, механиком, новатором-создателем отопительно-вентиляционных устройств; впервые сконструировал отечественную бумагоделательную машину. геологом (по сути, основателем каменноугольной и торфяной промышленности), химиком-исследователем, географом - экологом (как мы говорим теперь); поэтом, прозаиком, драматургом, переводчиком, редактором, причем везде и всегда он отстаивал и доказывал большие возможности и достоинства русского языка; автором ряда научных книг и художником-иллюстратором изданий; историком, археологом, этнографом, искусствоведом; композитором, музыкантом, теоретиком музыки и первым профессиональным собирателем народных песен (собрал 200 народных песен), автором - сценаристом ответственных празднеств; дипломатом; педагогом; мудрым руководителем, плодовитым менеджером; нашел 2 старинные летописи и добился их издания, одна из них в его честь названа "Львовская летопись»; написал и перевел несколько обстоятельных научных трудов; написал несколько комических опер, поставил их или участвовал в их постановке;
а также Н.А. Львов был решительным и одновременно терпеливым возлюбленным, тайно при романтических обстоятельствах заключившим брак и четыре года после тайного венчания добивавшегося и добившегося его огласки, признания, счастливым отцом 5 детей. Вот его стихи Марии Дьяковой: Уж не может никакая... Уж не может никакая Красота меня прельстить, Тобой одной пылая, Лишь тебя, лишь тебя Жажду видеть и любить. Твою нежность ощущая, Утешаюсь счастьем сим И, любя тебя, драгая, Вспоминаю, вспоминаю, Что тобою я любим. Нет, не можно в свете боле Счастья и утех найтить, Как в сладкой быть неволе И, любя, и любя, И любя, любиму быть. 1787
Усадьба Никольское-Черенчицы, храм-усыпальница Воскресения Господня Львов стремился создать в своем небольшом владении мир гармонии, где духовные и практические потребности владельцев усадьбы были бы удовлетворены в наибольшей степени. Все здания в Никольском-Черенчицах построены по его проектам (подземный водопровод с водоподъемной машиной, парк, искусственные пруды, кузница, и грот-купальня, и землебитная башня и др). Г.Р.Державин после его смерти писал такие стихи: «Кто тут? Не муз ли, вкуса друг?... Уж нет тебя! Уж нет! - Придите Сюда Вы, дружба и любовь!... Сегодня усадьба в Черенчицах - тихое и заросшее место. Время как будто не тронуло ротонду-усыпальницу - гармоничную и светлую, удивительный памятник ее талантливому автору... Здесь в 1803 году был похоронен и сам Н.А.Львов.
Арпачево Львовы служили великим князьям Тверским с XIV века. Арпачево – родовое гнездо семьи Львовых было пожаловано за службу Борису Пименовичу Львову (деду) во второй половине XVII в. Сейчас в Арпачеве сохранилась только церковь Казанской иконы Божьей Матери с колокольней.
Знаменское-Раек Дворцово-парковый ансамбль был создан Николаем Александровичем Львовым в Знаменском-Райке в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. Это - первый усадебный объект, претендующий на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Васильева гора В Райке сохранилась возведенная еще при И.Ф. Глебове церковь Знамения Божьей Матери, при которой был погост. Храм стоит близко к усадебным постройкам, поэтому владельцам захотелось упразднить кладбище, что они и сделали, перенеся его на Васильеву гору. Там решено было соорудить часовню, которая была возведена в 1790-е годы по проекту Н.А. Львова. Часовня-ротонда напоминает другие усадебные церкви, спроектированные архитектором. Та же легкость и вписанность в ландшафт, верхний естественный свет, круговая колоннада. Вскоре в часовне появились росписи, частично сохранившиеся до наших дней. Фрески выполнены по мотивам итальянских, а некоторые из них наивно, но довольно точно, копируют росписи Рафаэля в папском дворце Ватикана (так называемые Станцы Рафаэля). Известно преклонение Львова перед итальянским искусством эпохи Возрожденья, Николай Александрович даже перевел и издал «Четыре книги Палладиевой архитектуры». Сейчас идет реставрация храма и расчистка росписей. Вокруг ротонды даже устраивают подсветку (по крайней мере проложен провод и вмонтированы нижние фонари). Спасибо людям, пытающимся спаси и сохранить лучшие образцы архитектурного наследия прошлого и вдохнуть в них жизнь!
Митино , Василево На разных берегах реки Тверцы, почти друг напротив друга расположены еще две усадьбы, связанные с именем Н.А.Львова. Это Митино и Василево. Усадебные постройки Митина находятся на территории санатория, многоэтажный корпус которого значительно исказил великолепные виды этой усадьбы. Василеву повезло больше - здесь расположен сейчас музей деревянного зодчества. Что же касается василевской усадьбы, то от нее сохранилось немногое - флигель дома, остатки прудов и .. огромный мост из валунов, поражающий воображение своими размерами. Двухэтажный главный дом расположен на крутом берегу реки Тверцы
Дубровка Деревня Дубровка Новоторжского уезда издавна принадлежала дворянскому роду Свечиных. Величественные руины дворца, выстроенного предположительно Н.А. Львовым, старый парк с буреломом, церковь и старинные надгробные обелиски среди деревьев создают особое настроение. От главного дома, стоящего не взгорье, открывается далекая паномама лесов и полей. Уходящая в прошлое история окружена потрясающим по красоте пейзажем, который был и будет С трех сторон окруженный четырехколонными портиками, храм смотрится величественно и гармонично. Если сравнить дворец в Дубровке с собственным домом Н.А. Львова в Никольском-Черенчицах, запечатлееным на рисунке правнуком архитектора, художником В.Д. Поленовым, то можно четко проследить общие черты.
Прямухино Троицувя церковь построена в 1833 году в селе Прямухино, родовом поместье Михаила Бакунина. Троицкая церковь Колокольня села Прямухино. Действует до сих пор.
Торжок В XVIII веке Борисоглебский монастырь в Торжке был заново отстроен. Для монастыря Львов спроектировал Борисоглебский собор, надвратную церковь –колокольню во имя Спаса Нерукотворного образа и Крестовоздвиженскую часовню на Торговой площади. Четырехъярусная надвратная церковь-колокольня была выстроена по проекту Львова уже после его смерти в 1804-1811 годах Я. А. Ананьиным.
Тверь Также Н. А. Львову приписывается постройка настоятельского корпуса со Спасской церковью в Христорождественском монастыре Твери (1801—1805).
В Москве и её крестностях «Введенское» — бывшая подмосковная усадьба светлейшего князя П. В. Лопухина. Расположена на берегу Москвы-реки в 3 км к юго-востоку от центра города Звенигорода Московской области. Усадьба Вяземских Пущино-на-Наре под Серпуховым (авторство предположительно). Территория усадьбы сложилась во второй половине XVIII века на месте нескольких располагавшихся по линии Малой Дмитровки узких дворов и одного из больших огородов, занимавших почти всю территорию внутри квартала до ул. Петровки[55]. Главный дом усадьбы был построен в 1780-х годах архитектором Н. А. Львовым для А. Н. Саймонова.
Наследие Н.А. Львова в Санкт-Петербурге
Церковь Великомученицы Екатерины на Валдае Еще одну круглую церковь-ротонду Львов построил на Валдае, в местном городском саду. Это был заказ Екатерины II, которая хотела дополнить ансамбль из Путевого дворца и Присутственных мест. Львов спроектировал большую ротонду, окруженную колоннадой, которая служила дворцовой церковью — службы в ней, правда, проводились крайне редко. Сегодня в здании церкви находится Музей колоколов.
Борисовское. Церковь Казанской иконы Божией Матери выстроена в 1817 г по проекту Н.А.Львова.
Теплое (Теплово) Перед нами выдающийся памятник архитектуры зрелого классицизма. Характерное для Львова светлое подкупольное пространство отделено от остальных помещений колоннами. Полуразрушенный и заброшенный, храм поражает своей красотой и величием. Затерявшаяся среди бескрайних среднерусских пейзажей Знаменская церковь возникает как прекрасный мираж, воспоминание о далеком прошлом...
Пирамиды Львова «Рассудку вопреки и вечности в обиду, А умницам на смех Построил - да его забвен не будет грех - Из пыли пирамиду». В Тверской области сохранилось несколько загадочных сооружений, не свойственных для русской архитектуры, созданных великим Николаем Львовым. Более двух столетий, эти мистические построения хранят в себе великую тайну мастера, охраняя в камне и форме, некие высшие знания, в которые был посвящён граф Львов, и более того, знания — которые он применял в своей жизни. «Русские пирамиды» Львова использовались в качестве погребов для хранения вин и продуктов. Кроме того, пирамиды обладают структурирующим полем, оказывающим благотворное влияние на природные объекты, расположенные вне ее. К примеру, фруктовые деревья в саду Львова давали стабильно высокие урожаи. В его усадьбе вызревал даже виноград, который шел на изготовление вин.
МУЗЫКА, ИЛИ СЕМИТОНИЯ Весь жизненный путь человека делится на отрезки, в каждом из которых есть незабываемые моменты. Люди разные и их судьбы тоже. Но лишь одно остаётся единым для всех: от самого рождения и до самой смерти нашим неизменным спутником является МУЗЫКА. Н.А. Львов писал о музыке такие строки: Глагол таинственный небес! Тебя лишь сердце разумеет; Событию твоих чудес Едва рассудок верить смеет. …… 1792 Николай Львов
Вывод: «Польза, Честь и Слава». «Хочешь лишить народ будущего, уничтожь его память о прошлом» древнекитайское изречение Н.А. Львов был и остается ярким примером увлеченности, предприимчивости, а главное - страстного и неистребимого желания отдать все свои силы, таланты, способности, знания делу достойного служения Отечеству, во благо своих соотечественников, и во имя славы и процветания нашей великой Родины - России. «Русский Леонардо», «Гений вкуса» - так его при жизни называли современники. Его потомки (в т.ч. Л.И. Львов) поставили Великому Русскому Зодчему памятник. Вдумайтесь – в России не было ни одного памятника Русским архитекторам и зодчим. Девизом Н.А.Львова были слова «Польза, Честь и Слава». И быть может памятник Н.А. Львову станет одним из символов духовного возрождения России. В его честь названо Тверское училище культуры. .Единомышленники создали Национальную ассоциацию «Человек – сокровище» Клуб мастеров «Сень» http://masterclub.org/.Девизом клуба стали слова: «Верим, храним, создаем»
«Творческое наследие Львова: взгляд из 21 века» - ежегодный конкурс, в котором принимают участие воспитанники Дворца творчества детей и молодежи. Это иллюстрирование литературных произведений: басни «Мартышка, обойденная при произвождении», «Львиный указ» (работы Яховой Юлии заняли 1 место в 2015 году , «Осенне времечко настало», - название иллюстрации, выполненной Федоровой Софией к стихотворению «Снегирь» Н. Львова. Каждый год принимает участие в конкурсе по иллюстрированию литературных произведений Львова Суратова Екатерина ее рисунки выполнены карандашом (графика) «Птичка», «Идиллия».
«Творческое наследие Львова: взгляд из 21 века» Работа Захаровой Виктории к стихотворению «Ночь в чухонской избе на пустыре» живописна и отмечена сертификатом участника конкурса в 2015 году. «Стихи на розу», сорванную зимою 1796 года и посланную в рисунке к Доралисе - это произведение иллюстрировала Дмитриева Анастасия в 2015 году и заняла первое место в конкурсе «Творческое наследие Львова: взгляд из 21 века. Иллюстрация к поэме «Добрыня» к этому образному и очень сложному литературному произведению Н. А. Львова была исполнена Косенковым Даниилом в 2015 году и заняла 2 место.
«Творческое наследие Львова: взгляд из 21 века» «Счастье Лизы» ,- так назвала свою работу Суратова Екатерина. Так перед ней предстал образ Лизы – героини стихотворения «Птичка» Н. А. Львова. Рисунок влюбленной и мечтательной Лизы выполненный карандашом удостоился 3 призового места. Внизу рисунок Яховой Юлии «Тень заячьих ушей» по басне «Львиный указ». Во Дворце творчества дети, занимающиеся техническим творчеством под руководством педагога дополнительного образования Федотовым С. А. выполняют макеты архитектурных памятников Н. А. Львова (церковь и колокольни в усадьбе Вяземского селе Александровском «Кулич и пасха».
Макет архитектурного памятника Н. А. Львова Во Дворце творчества дети, занимающиеся техническим творчеством под руководством педагога дополнительного образования Федотовым С. А. выполняют макеты архитектурных памятников Н. А. Львова (церковь и колокольни в усадьбе Вяземского селе Александровском «Кулич и пасха».