12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубровина Юлия Олеговна725
Учитель начальных классов, семейный психолог, психолог детей-сирот
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Содержание



Введение……………………………………………………………………3

Раздел 1. Костюмы русского народа…………………………..……....5

1.1. История национальной русской одежды……………………………5

1.2. Из чего делали одежду на Руси? ......................................................5

1.3. Особенности национальной одежды в России ……………………..6

Раздел 2. Русский народный костюм…………………………..………7

2.1. Мужской костюм…………………………………….……………......7

2.2. Женский костюм………………….……………………………………8

2.3. Украшение…......................................................................................9

Заключение .………………………………………………………………11

Список использованных источников и литературы ………..…......12

Приложение …………………..….………………………………….……13



Введение

Сегодня, наконец-то, приходит понимание того,  сколь много потеряно там, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. Мы считаем, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной  земле, её природе, уважительное отношение к предкам.

Данной проектной работой, мы хотим познакомить с некоторыми образцами народных костюмов и заинтересовать историей русской культуры. Тема актуальна и носит практический характер.

Цель данного проекта: Изучить историю русского народного костюма и под средством этого познакомить с русским народным костюмом и заинтересовать созданием собственной модели.

Для достижения цели мы поставили перед собой ряд важных задач:

1.Расширить кругозор за счет изучения истории русского народного костюма, исследовать элементы русского костюма как исторический источник.

2.Создать модель русского народного костюма;

3.Реализовать свои способности на практике через участие в проекте в качестве моделей.

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Таким образом, русский традиционный костюм  представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры, которое мы представим в данном проекте.

Практическая значимость проекта:

Мы надеемся, что данная работа будет интересна и полезна: детям – при изучении истории своего народа; педагогам – при подготовке внеклассных занятий; родителям – для интересного общения в семейном кругу и оказания помощи детям при подготовке к урокам.


Раздел 1. Костюмы русского народа

История национальной русской одежды.

Русские национальные наряды – это сочетание насыщенных цветов и большого количества деталей, создающих полноценный образ. Несколько столетий назад всего по одному костюму можно было понять, из какой губернии или деревни приехал его носитель.

В основном изучены народные костюмы России с конца 17 и начала 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнали по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок.

Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве областей России наиболее распространенным был красный цвет.

В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом. (Приложение 1)

Особенности национальной одежды в России.

Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные. Наши предки очень четко отделяли более простую одежду из грубых тканей с минимальным количеством декоративных элементов, от более красочных нарядов для особых событий. Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.

Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху "запон" или передник, потом фартук. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или держания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду. (Приложение 2)



Раздел 2. Русский народный костюм

2.1. Мужской костюм

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI — XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником. Обычное название для верхней одежды — свитка (свита). Она может быть и распашной (кафтан) и глухой (верхняя рубаха). (Приложение 3)

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Мурмолки мы можем наблюдать из портрета «Захарка» А. Г Венецианов (Приложение 4)

2.2. Женский костюм

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник. Основными тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат. Киндяк — подкладочная ткань. (Приложение 5).

Применялись ткани ярких цветов: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые, синие и красные, а позже появились алый, белый, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, жёлтый, коричный, кирпичный, лимонный, огненный, песочный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, тёмно-серый.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку с широкими лентами позади. (Приложение 6).

2.3. Украшение

Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений.

По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. (Приложение 7).

Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах.

Ожерелье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Мужской костюм знати дополнялся рукавицами с крагами. Рукавицы могли иметь богатую вышивку. Перчатки появились на Руси в XVI веке. К поясу подвешивалась сумка-калита. В торжественных случаях в руке держали посох. Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. В XVII веке начали часто носить козырь — высокий стоячий воротник.


Заключение

Сколько теплоты  в узорах, нежности в сочных  цветах,  приятной прохлады ткани в жару и тепла в зимний холод в  одежде наших прабабушек и прадедушек.  В таких вещах уютно и  приятно  в любые времена. Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам, бережное отношение традиций – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим. 

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев – один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Таким образом, эволюционируя народный костюм под влиянием условий жизни унифицировался и упрощался: от сложных и многообразных комплексов он в XX веке пришел к простой в изготовлении, шившимся из фабричных тканей костюма. Тем не менее устойчивость народных традиций, продиктованная все теми же условиями жизни и хозяйственной деятельности, способствовала сохранению в значительной части яркого самобытного и сложного по структуре народного костюма.


Список использованных источников и литературы

Литература

Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г. – 134 – 138 с.

Беловинский Л.В. История русской материальной культуры//Русский народный русский костюм Учебное пособие. Ч. 1-2. М., 1995-1996. – 320 – 344 с.

Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма. М., 1998.

Калашникова Н.М. Народный костюм: семиотические функции. Учебник для вузов культуры и искусства. Саратов, 2002. – 21 – 54 с.

Клиентов А.Е. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г. – 23 с.

Лотман Ю.А.. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г. – 88 – 93 с.

Розова О.В., Щербакова И.А. Уроки традиционной культуры: традиционная одежда. М., 2007 г. – 100 с.

Русский национальный костюм. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki /(дата обращения 01.03.2018).

Русско – народный женский национальный костюм. Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenn1 . Режим доступа: proekt-russko-narodnyy-zhenskiy-kostyum /(дата обращения 01.03.2018).

Русский национальный костюм. Режим доступа: https://www.ronl.ru/referaty/istoriya/789355 //(дата обращения 01.03.2018).

Русский национальный костюм. Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/culture/00358979_0.html / (дата обращения 01.03.2018).





Приложение

Приложение 1.

Украшение одежды

t1637483362aa.jpg

t1637483362ab.jpg

t1637483362ac.jpg

t1637483362ad.jpg





Приложение 2.

Особенности национальной одежды в России.

t1637483362ae.jpg



Приложение 3.

Мужской костюм

t1637483362af.jpg

t1637483362ag.jpg



Приложение 4.

«Захарка» А. Г Венецианов

t1637483362ah.jpg

Приложение 5.

Русский народный женский костюм

t1637483362ai.jpg

t1637483362aj.jpg

t1637483362ak.jpg



Приложение 6.

Головные украшения

t1637483362al.jpg

t1637483362am.jpg

Приложение 7.

Кружево

t1637483362an.jpg

t1637483362ao.jpg



15


Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.