Статья на тему «Русский язык без нагрузки»
Русский язык без нагрузки
Выявления орфографической грамотности нужно искать там, где она является целью. Об этом говорится в основной образовательной программе начальной школы. Ученик начальной школы научится:
применять правила правописания ;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Необходимо рассматривать изучение орфографии как важное преимущество на уроках русского языка в начальной школе. Ребенку нужна подготовка и постоянный тренажёр к изучению орфограмм, представления о обусловленности языка, работа с примерами. Только понимая как, почему и для чего существует та или иная орфограмма, школьник сможет освоить , сложнейший материал и после применять его в жизни, дополнительных упражнений. У каждого ученика есть сильные стороны: кто-то лучше запоминает на слух, кто-то зрительно. При обучении важно задействовать все стороны и помочь ребенку выбрать тот, на который он будет опираться на правила, которые легче запоминаются в стихотворной форме.
Рассмотрим ряд примеров которые можно использовать и в начальной школе и в среднем звене:
1) Ребята пишут стенгазету. Принес Сережа кисть и тушь. В ответ на расторопность эту. Они шутя ему сыграли туш.
Тушь - краска (она, моя - ж. р.).
Туш - музыкальный марш (он, мой - м. р.).
Используя другие примеры, учащиеся делают вывод. После ж, ш, ч, щ - ж. р. - ь (мягкий знак)- пишется, м. р. - ь (мягкий знак) - не пишется.
2) Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
3)Я Водяной,
Я Водяной.
Никто не водится со мной,
Внутри меня водица,
И что с таким водиться?
Вода, водица, водяной, водный.(однокоренные слова)
4) Правописание –ЖИ-ШИ- -ЧУ-ЩУ-
ЦВЕТОЧНЫЙ УЖИН
Вот шмель пушистый,
жирный в шиповнике жужжит.
Поужинать душистым нектаром он спешит.
ВЕСЁЛЫЙ ГРИБНИК
Иду по лесу я, свищу.
Грибки и ягодки ищу.
Потом друзей я навещу,
своей находкой угощу.
5) (Лексика) Деревенский старожил
сад колхозный сторожил.
А кругом луга, леса.
Видит дед: бежит лиса.
Он ружьё наизготовку
и убить решил плутовку.
6) (Правописание согласных в корне слова)
ГРИБ
Гриб наш спрятался за пень,
сдвинул шапку набекрень.
Думает: «Не так я глуп,
чтобы лезть напрасно в суп».
МОЛОДОЙ КУЗНЕЦ
Наш кузнец силён и молод,
как пушинку, поднял молот.
Целый день он им махал —
всех коней перековал.
7)(Употребление мягкого знака.) ВЕСЕННИЕ ТРЕВОГИ
Целый день звучит капель,
в гости к нам пришёл апрель.
Лишь одна у нас печаль:
очень нам Снегурку жаль.
8) (Падежи)ПРО ЛИСУ-КРАСУ
Повторяя падежи,
про лису всем расскажи:
бегала в лесу лиса (И.п.),
пышный хвост — её краса (И.п.).
Средь зверей такой красы (Р.п.)
не найдёшь, как у лисы (Р.п.).
Волк завидовал лисе (Д.п.),
её огненной красе (Д.п.).
Егерь выследил лису (В.п.),
в зоопарк отдал красу (В.п.).
Все любуются лисой (Т.п.),
её рыжею красой (Т.п.).
Не забыть нам о лисе (П.п),
о её лесной красе (П.п)
9)(Местоимение)ЦВЕТЫ
Если я сорву цветок,
если ты сорвёшь цветок,
если он, и я,
и ты — если мы сорвём цветы,
то окажутся пусты и деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
если, только я и ты —
если мы сорвём цветы.
ЧИСТОТА ПРО ЗАПАС
Целый час я руки мыла (гл.),
извела кусок весь мыла (сущ.).
Чистоты большой запас —
хватит аж на целый класс.
10) (НЕ с глаголами) НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК
Не дразните собак,
не гоняйте кошек,
не жалейте для птиц
вы зерна и крошек!
И тогда воробьи песенкой разбудят.
А царапать и кусать
вас никто не будет!
И пчела просто так тоже не пристанет.
11)(Словарные слова)
В субботу, чуть рассвело,
двинулся город в село.
Город устал от работы,
неделю сплошные заботы:
одежду он шил,
в магазины спешил,
металл выплавлял,
железо ковал,
ракеты собирал,
в космос запускал,
канавы копал,
песок рассыпал.
Город берёзками бредит,
в деревню народ срочно едет:
у костра посидеть,
облака поглядеть,
молока испить,
по малину сходить.
12)(Правописание –ЧК-ЧН-)
СЧИТАЕМ КОСИЧКИ
Пляшет девочка-узбечка,
на руке блестит колечко.
У узбечки нет привычки
две косички заплетать:
у москвички — две косички,
у узбечки — двадцать пять.