Статья на тему «Тема патриотизма в русском искусстве»
Вопросы воспитания патриотизма на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
Целью современного российского государства провозглашается «Возвращение сильной, единой, независимой во всех отношениях России, приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития» В. Путин.
В Национальной доктрине образования в Российской федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвания обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового , демократического, социального государства, уважающего права и свободу личности и обладающей нравственностью…» В Законе РФ «об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают заметно возросший интерес нашего общества к традиционному российскому патриотическому сознанию.
Школьный учитель является главным пропагандистом патриотизма в современном образовательном учреждении. Чтобы воспитать гармонично развитого человека, наделенного возможностями полностью раскрыть свои способности, в первую очередь необходимо гармоничное содержание образования.
Одной из задач содержания образования по изобразительному искусству является патриотическое воспитание.
Производственная культура, техническая и естественнонаучная, общественная и гуманитарная - важнейшие отрасли духовной деятельности человека.
В недрах древнего материального производства зарождается спектр искусств. От устного народного творчества искусство Слова проделало гигантский путь – до литературных произведений потрясающей мощи, от народных песен до многоголосных, величайших хоров и симфоний, от древних карнавалов до современных академических театров, от простейших наивных рисунков до бессмертных шедевров мастеров-художников.
Человеческие переживания порождают потребность познать их сущность и желание управлять ими. Управлять так, чтобы быть гражданином с высоко развитым человеческим достоинством и глубоким пониманием своего долга перед обществом перед своей Отчизной.
Жизнь требует поправок в направлении эстетического развития личности. Научно организованное эстетическое воспитание сильно влияет на выработку идейно – политических убеждений, нравственности, этики. Поэтому роль учителя в познавательном процессе - научить ребенка видеть прекрасное в окружающей среде, на полотнах художников, уметь анализировать произведения, самим творить.
Учитель рисования должен пробуждать в детях чувство прекрасного и возвышенного, обращать внимание детей на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту родного края, любоваться ею, радоваться ей. Вкус – не прирожденное качество человека, он развивается. Учитель показывает детям, как богата природа цветовыми оттенками, многообразием форм. Надолго остаются у детей воспоминания о красотах природы, о тех днях, которые они провели на воздухе, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в жизни и которые доставили им много радостных волнений. Рисуя с натуры ( на пленере) пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, дома и улицы родного города, учащиеся начинают больше интересоваться природой, богатством и разнообразием её форм. Рисование помогает человеку шире и разностороннее видеть мир.
«… от нас зависит, будет ли богатство высокого художественного наследия нашего русского народа использовано будущими поколениями как знамя и меч в борьбе за культуру нашей родины или станет лишь бисером для игры »- Неменский Б.М.
1. Архитектура. Архитектура России прошла долгий путь развития. Сменялись эпохи, стили, направления. К. Валишевский писал, что Россия была одной из тех лабораторий, где самые разнообразные художественные течения встречались и смешивались, чтобы создать среднюю форму между восточным и западным миром.
Соразмерность человеку стала основополагающим принципом новой архитектуры эпохи гуманизма. Как все это соответствовало устремлениям русского человека, осознающего свое единство с природой, почитающего в течение веков Мать-Сыру Землю! Вряд ли нужно напоминать, что именно красота и великолепие убранства византийских храмов, торжественность церковной службы послужили для князя Владимира веской причиной выбора для крещения именно православия.
Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами, и, конечно, за долгие годы сложилось искусство резьбы и росписи по дереву.
Хорошо в теремах изукрашено,
На небе солнце, в терему солнце,
На небе месяц, в терему месяц,
На небе звёзды, в терему звёзды,
На небе заря, в терему заря –
И вся красота поднебесная.”
2. Петровская пора.
Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с А.Пушкина и кончая М.Цветаевой.
Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.
3. Жанровое искусство России 18-19 век.
Подъём патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость.
Россия не знала грамоты — в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира.
4.Искусство художников–передвижников. Критический реализм. На творчестве этих художников основывается обучение изобразительному искусству в школе. Целью Товарищества, созданного художниками-передвижниками являлась пропаганда русского искусства. Все виды жанров : портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, отражены на полотнах художников.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни Русского народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
Центральной темой искусства стал Русский народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. В1870 году зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. Иван Николаевич Крамской (1837—1887) был руководителем.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение.
Самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли и родного народа от многочисленных врагов.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Русскую природу Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» «Лесные дали»— воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве Исаака Ильича Левитана (1860—1900) - мастера спокойных, тихих пейзажей. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,— писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский.— Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
Илья Ефимович Репин (1844—1930). Многочисленные этюды, привезенные из путешествия по Волге , он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Репин стал знаменем передвижников, их гордостью и славой. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки — все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России.
Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот то, что вдохновляло художника.
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Собирать картины русских художников Павел Михайлович начал с 1856 г. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели — борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.
5. Военный и послевоенный период.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма. В эти годы создаются не только картины о войне ,но и подвиге, силе и могуществе русского народа. Особо нужно сказать о памятниках, посвященных героям войны : Мамаев курган в Волгограде-Сталинграде автор В.Вучетич, о том, что в каждом городе есть памятники, мемориалы посвященные русским солдатам, отдавшим свои жизни ради жизни других. Беседы на тему «Вечный огонь», «Города-герои».
6. Декоративно-прикладное искусство России народное – душа народа, его чувства и представления о лучшей жизни.
Народное декоративно-прикладное искусство, богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии для современного профессионального декоративно-прикладного искусства. Культура отношения к материалу, цветовая, линейная, орнаментальная культура вырабатывались от поколения к поколению, находясь в прочной связи с окружающей природой, темпераментом и мироощущением народа. Так же как истинные поэты, композиторы черпают вдохновение в народном фольклоре, песнях, плясках, так и художники проявляют огромный интерес к народному искусству.
Таким образом, учитель изобразительного искусства должен на своих уроках рассматривать искорки патриотизма в различных жанрах изобразительного искусства.
Библиография
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. “Очерки истории архитектур М.: "Изобразительное искусство", 1993
2. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга.” Саратов: "Надежда", 1993.
3. Маерова К., Дубинская К. “Русское народное прикладное искусство.” М.: "Русский язык", 1990.
4. Неменский Б.Н. «Мудрость красоты» о проблемах эстетического воспитания, М.: «Просвещение», 1981.