Статья на тему «Инновационная работа в ДОУ — нагрузка или рывок вперёд?»
«Инновационная работа в ДОУ – нагрузка или рывок вперед?»
педагог-психолог МАДОУ ЦРР
ДС №15 «Дельфин» г. Янаул
Республики Башкортостан
Сафина Жанна Андреевна
С 1 сентября 2016 года на базе нашего МАДОУ ДС №15 «Дельфин» г. Янаул Республики Башкортостан открыта и успешно продолжает свое функционирование инновационная площадка: «Снижение уровня заболеваемости дошкольников через обучение скандинавской ходьбе с палками в процессе ознакомления с родным краем». Научным руководителем является кандидат педагогических наук, доцент Бирского филиала Башкирского государственного университета М.С. Черникова.
Предполагаемые сроки по работы по проекту: с сентября 2016 г. по май 2019 года.
Контингент воспитанников: средние, старшие, подготовительные группы.
В обследовании принимают участие:
контрольные группы: 1 ст. гр «Солнышки», 3 ср. гр. «Алые паруса», 1 подг.гр. «Колокольчики»;
экспериментальные группы: 2 ст.гр. «Страна Чудес», 2 ср. гр. «Шалунишки», 2 подг.гр. «Веселая карусель», 2 мл гр. «Непоседы», 3 ст.гр. «Сказка».
Общее количество участников - 215 человек.
Задачи опытно-практической части:
Исследовать уровень познавательных процессов детей 5-7 лет;
Используя вариативные диагностические методики, провести обследование памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия и речи;
Произвести количественную и качественную обработку полученных данных, проанализировать их и обозначить выводы.
Ежегодно в начале и в конце учебного года педагогом-психологом производится психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов всех участников эксперимента. Диагностика проводится в индивидуальной форме, все данные заносятся в диагностическую карту.
По результатам обследований за 2016 – 2017 учебный год нами были получены следующие данные:
Уровень развития познавательных процессов у воспитанников контрольных групп составил:
высокий уровень – 16%,
средний уровень – 69%,
низкий уровень – 15%.
В экспериментальных группах:
высокий уровень показали 23% воспитанников;
средний уровень – 59%;
низкий уровень – 18%.
В конце учебного года на контрольном этапе эксперимента уровень развития познавательных процессов контрольных групп составил:
высокий уровень – 39%,
средний уровень – 55%,
низкий уровень – 6%.
В экспериментальных группах:
высокий уровень – 61%,
средний уровень – 36%,
низкий уровень – 3%.
Проанализировав полученные результаты. Мы получили следующие данные:
динамика уровня развития познавательных процессов у воспитанников контрольных групп составила: ВУ- увеличился на 23%, СУ- снизился на 14 % в пользу ВУ, НУ – снизился на 9 % в пользу СУ.
В экспериментальных группах: ВУ- увеличился на 38%, СУ- снизился на 23% в пользу ВУ, НУ – снизился на 15% в пользу СУ.
В 2017-2018 году по результатам первичной психодиагностики на начальном этапе выявлено, что уровень развития познавательных процессов у воспитанников контрольных групп составил:
высокий уровень – 26%,
средний уровень – 67 %,
низкий уровень – 7%.
В экспериментальных группах:
высокий уровень показали 16 % воспитанников;
средний уровень – 70 %;
низкий уровень – 14 %.
В конце учебного года на контрольном этапе эксперимента уровень развития познавательных процессов контрольных групп составил:
высокий уровень – 39%,
средний уровень – 54 %,
низкий уровень – 7 %.
В экспериментальных группах:
высокий уровень – 42 %,
средний уровень – 53 %,
низкий уровень – 5 %.
Проанализировав полученные результаты, мы получили следующие данные:
динамика уровня развития познавательных процессов у воспитанников контрольных групп составила: ВУ- увеличился на 13%, СУ- снизился на 17 % в пользу ВУ, НУ – остался на том же уровне – 7% .
В экспериментальных группах: ВУ- увеличился на 26%, СУ- снизился на 14% в пользу ВУ, НУ – снизился на 9 % в пользу СУ.
Таким образом, по результатам обследований за 2 учебных года мы наблюдаем существенную динамику уровня развития познавательных процессов у воспитанников, принимавших участие в режиме эксперимента относительно показателей, полученных в результате обследования детей контрольных групп, что свидетельствует об эффективности организации работы по созданию инновационной площадки по обучению скандинавской ходьбе с палками в процессе ознакомления с родным краем.