Предварительный просмотр презентации

Ода матери От аланской княжны до русской православной святой.

Мария Шварновна  (ок. 1158 19марта  1205/1206г  Владимир) первая супруга великого князя владимирского  Всеволода Большое Гнездо, урождённая ясская княжна. Канонизирована. Мария Шварновна

Цели и задачи проекта Задачи проекта: рассказать о жизни и деятельности Марии Ясыни; возвеличить роль матери, просветительницы, великой христианки-подвижницы, жены, соратницы и единомышленницы Всеволода III - Большое гнездо», на деле показать , что ДРУЖБА НАРОДОВ - основа мира и культуры развивать чувства патриотизма и гордости за великое историческое прошлое Цель – гармонизация и укрепление межнациональных отношений в России.

Актуальность проекта. Мы, современные граждане России как никогда нуждаемся в понимании исторической определенности, осознании своей личной пользы, своего предназначения в этом мире и острой необходимости друг в друге. Необходимо массовое воодушевление живым и искренним чувством правды о нашей великой России, иначе победа будет на стороне тех, кто стремится нашу страну превратить из веками сложившейся единой культурной общности в механическую совокупность не вполне дружественных этносов, которые не хотят видеть друг в друге соотечественников. Есть прописные истины, достойные постоянного напоминания. Одна них звучит так: «Кавказские территории – неотъемлемая часть России». При всех коллизиях, подчас трагических, русский народ, строитель российской цивилизации не устраивал плавильный котел народов, поэтому у каждого народа сохранилось прошлое, при этом есть общее настоящее и общее будущее

Сейчас много говорят о поиске глубокой национальной идеи, способной теснее сплотить граждан в обществе и возродить былые славу и могущество страны. Стоит только заглянуть в историю Родины!.. Дружба народов уже тогда играла важную роль. В те далекие времена, когда возникло и крепло первое русское государство - Владимирская Русь, эта мудрая женщина внедряла в сознание важную мысль: «Основа сильного государства - большая крепко спаянная семья. Чем мощнее семья, тем независимее государство». Каждому ребенку, в зависимости от характера и наклонностей, она прививала определенные навыки и ценности, но общими были ЛЮБОВЬ к БОГУ, БЛИЖНЕМУ, РОДИТЕЛЯМ, ПАТРИОТИЗМ и ТРУДОЛЮБИЕ. Ее, по мышлению и делам, можно отнести с полным основанием к эпохе Возрождения. Недаром Марию-Ясыню так любил и ценил ее свекор Юрий Долгорукий. Он уже тогда понимал, что аланы (предки осетин) - надежные друзья, верные данной клятве, что они и показали на протяжении восьми веков. И до сего времени Алания-Осетия остается форпостом политики России на Кавказе и оазисом православия, что у некоторых злопыхателей вызывает жуткое раздражение и порой ненависть, достаточно вспомнить горестные события в Беслане, Цхинвале, Владикавказе.

Можно предположить, что икона Владимирской Богоматери дает представление о том, как выглядела Мария Ясыня в период расцвета ее красоты. Владимирская икона Божией Матери — это православная чудотворная икона Богородицы.

Лавре́нтьевская ле́топись — одна из древнейших русских летописей. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, под номером F.IV.2 Первый исследователь, заинтересовавшийся личностью Марии Ясыни, был Н. М. Карамзин. В своем труде он фактически повторил сведения о ней, содержащиеся в Лаврентьевской и Троицкой летописях

Всеволод Большое Гнездо

Это именно его и силу его войска описал удивительно образно автор "Слова о полку Игореве": "Где ж ты, великий князь Всеволод? Иль не помыслишь прилететь издалече, отцовский златой престол защитить? Силен ты веслами Волгу разбрызгать, А Дон шеломами вычерпать…"  

Мария Шварновна была аланской (осетинской) княжной, дочерью князя Шварна, Встреча Марии и Всеволода произошла, быть может, в Грузии в 1169 или 1170 году. Есть версия, что три сестры княгини были также замужем за русскими князьями — Андреем Боголюбским, Мстиславом Святославичем Черниговским, Ярославом Владимировичем Новгородским. На владимирский престол Всеволод вступил (в 1176 году) уже женатым человеком, а первый ребёнок княжеской четы родился примерно в 1178 году. В браке Мария родила двенадцать детей, в том числе восемь сыновей (из которых четверо в дальнейшем были, в разное время, великими князьями владимирскими) и четырёх дочерей. Великая княгиня покровительствовала книгам, наукам и искусствам, отличалась благочестием и мудростью, богато украшала церкви.

Раскопки в истории обнаруживают целых два возможных перекрестка. Неожиданно – в Грузии: в местных хрониках отмечена встреча в 1169-1170 годах грузинского царя Георгия III из династии Багратионов с племянником из Константинополя и о его свадьбе с осетинской княжной. Этим племянником вполне мог быть Всеволод: и Георгий, царь грузинский, отец прославленной царицы Тамары, и мать Всеволода были внуками Давида IV Строителя. Вполне резонно, что на пути из Царьграда на Русь Елена-Ольга с сыном заехали навестить тифлисскую родню. Тут дело и сладилось: вступающему в древнерусский брачный возраст (16 лет) Всеволоду приглянулась юная Мария, родственница красавицы Бурдухан – супруги царя Георгия, дочери осетинского царя Худана.  Впрочем, скорее всего, Марией прекрасная ясыня стала уже на Руси, но осетинского имени история не сберегла. Второй перекресток судеб отыскался в Киеве. Связи киевских великих князей с ясами (что есть те же аланы, предки современных осетин) отсчитывают с Х века. Полутора веками позже сын Мономаха Ярополк Владимирович ходил походом в половецкие степи и пленил дочь ясского князя. Краса "Олены Яски", как именует аланскую княжну Ипатьевская летопись, сразила Ярополка наповал, и он женился на прелестной пленнице. С ней, вероятно, прибыли в Киев и родственники. В той же Ипатьевской летописи на службе у киевских князей обнаруживается воевода Шварн. Есть версия, что именно он и был отцом Марии. Адыги.ру.информационный портал, 15.11. 2013

После рождения младшего сына Ивана княгиня тяжело заболела и дала обет основать монастырь, и в 1200 году по её настоянию в городе Владимире был заложен Успенский монастырь, который стал называться в дальнейшем в её честь Княгининым. Благодаря стараниям княгини и покровительству, обитель быстро строилась и развивалась. Сама Мария за восемнадцать дней до смерти приняла постриг, в иночестве получила имя Мария, а в схиме Марфа. В монастырь княгиню провожали великий князь, сын Георгий, дочь Всеслава, епископ Иоанн, её духовник игумен Симон, бояре и боярыни и все жители Владимира. Перед смертью Мария Шварновна призвала своих сыновей и заклинала их жить в любви и мире. Николай Михайлович Карамзин писал: Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев. Мария Шварновна была похоронена в церкви св. Богородицы Успенского собора монастыря. В дальнейшем, до перенесения великокняжеского престола в Москву, монастырь служил родовой усыпальницей княгинь и княжон владимирского великокняжеского дома.

Успенский Княгинин монастырь во Владимире Свято-Успенский Княгинин женский монастырь в г. Владимире Успенский Княгинин монастырь — действующий женский монастырь во Владимире. Основан в начале XIII века великим Владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны. Неоднократно разорялся, страдал от пожаров. В XX веке был закрыт, возрождение обители началось в 1993году.

Монастырь впервые упоминается в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь великой княгини Марии Шварновны. Изначально монастырь был задуман, как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. В XIII веке здесь были погребены сама Мария Шварновна, её сестра Анна, дочь Всеволода III и Марии Шварновны — Елена, позднее — обе супруги Александра Невского — Александра и Васса (Василиса) и его дочь Евдокия. 6 марта 1230 года великим князем Владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем, в монастырь были перенесены и погребены мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы.

Новгород. Церковь Спаса-Нередицы. Общий вид фресковой росписи средней апсиды

Сентинский Зеленчукские  Шоанинский

Амулет-змеевик из кровавой яшмы был найден в Суздале в 1890. Ученые датируют его концом XII в. — нач. XIII в. Он принадлежал Марии Шварновне (?) На обеих сторонах змеевика — резные изображения, причем сюжеты сочетают в себе христианские и языческие мотивы.

Мы воспоем ЖЕНЩИНУ-МАТЬ, ПАТРИОТКУ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦУ. Если бы не изнурительные бои с иноземцами, какой бы еще красивой и богатой была бы земля где проповедовались и внедрялись нравственные и эстетические принципы, заложенные в воспитание Марией Шваровной.

Работы воспитанников Детской художественной школы им. С.Д. Тавасиева, посвященные жизни Марии Ясской

Столичный храм Евдокии Московской теперь украшает образ аланской княжны Летописи подтверждают: одеяние княгини точно соответствует эпохе

Дети: Константин (1186—1218) — новгородский князь, ростовский князь и великий князь владимирский; Борис (†1188) Глеб (†1189) Юрий (1188—1238) — великий князь владимирский (он же Георгий); Ярослав (Феодор) (1191—1246) — великий князь владимирский; (он же Фёдор Переяславский, отец Александра Невского Владимир (Дмитрий) (1192—1227) — князь стародубский; Святослав (Гавриил) (1196—1252) — великий князь владимирский; Иван (1197/1198—1247) — князь стародубский; Сбыслава (Пелагея, род. 1178); Верхуслава (Антония/Анастасия) (1181—после 1189), с 26.04.1189 замужем за Ростиславом Рюриковичем Всеслава (ум.после 1206).   С 15.06.1187 замужем за Ростиславом Ярославичем Рязанским; Вышеслава- супруга князя Ярослава Черниговского Елена (Алёна) (ум.30.12.1203/1205);

Ее старший сын Константин продолжил традиции и заветы матери: строил храмы Успения Богородицы в Ростове и Ярославле. Как и его мать, Константин выявлял любовь к просвещению. Привезенные Марией Шваровной писцы делали копии с множества рукописей. Он подражал матери: был книгочеем, благочестивым, раздавал милостыни.

Второй сын Марии-Ясыни - Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович занимался устройством молодого русского государства, закладывал и строил города, например,Нижний Новгород, посылал войска на помощь Новгороду и Пскову против ливонских немцев. Со своими братьями Ярославом и Святославом организовал ополчение. Почти все войско полегло 4 марта 1238 года в сражении на не раз упоминаемой реке Сить, в том числе и героический князь красавец Василько - племянник Георгия и сын Константина, Нижний Новгород. Памятник основателю города князю Георгию Всеволодовичу и его духовному наставнику святителю Симеону

Другой сын Марии, Ярослав, был блистательным дипломатом. Его сын Александр Невский слыл не только искусным полководцем, заслуги которого известны каждому школьнику, но и продолжил дела своего отца: заступался за князей, предупреждал возможные военные очаги, умел находить компромиссы с татаро-монголами. Он ввел побратимство как одно из главных средств дипломатии в те далекие времена, переняв его у ясов (алан) - земляков бабушки. Сыновья Ярослава: Александр Невский и Ярослав Тверской продолжили дело отца, заветы бабушки Марии и деда Всеволода III. Дети А. Невского и его внуки стали правителями Московскими. Отец Александра Ярославича, великий князь Ярослав Всеволодович, по отзывам его современников, был кроткий, милостивый, благочестивый, всеми любимый князь.

«Слава» -  богиня  древних славян... Аланы веровали в единое божество- Славу. Они представляли его себе богинею, девою, единою властительницею судеб жизни как земной, так и загробной, райской, называли ее также и царицею неба. Ей же придавали они и название матери, полагая, что от нея происходит как самая жизнь, так и всякое благополучие для человека. В отличии от матери земной, ее звали божеской матерью... Культ этой богини Славы в глубокой древности был распространен у всех арийцев... Корень этого слова слыть, называться, именоваться, быть известным, отсюда происходят и слово, и слух, и слава...» (См. Полный церковно-славянский словарь. Составил священник-магистр Григорий Дьяченко. М. : Издат. Дом Московского Патриархата, 1993 (репринтное переиздание, стр. 612-613). Четыре чудесные дочери: Всеслава, Верхослава, Вышеслава, Собислава. У всех у них в корнях имен было слово «слава». Почему она так назвала девочек? Сие было для нее принципиально

Историческая справка. Великая Владимирская Княгиня Мария Ясыня, супруга Князя Всеволода «Большое Гнездо», родилась в Западной Алании в 1158 году. Историкам известно, что Мария Ясыня помогала возводить в городе Владимире многие монастыри и храмы. Не случайно один из самых красивых в городе монастырей назван в ее честь – Княгининым. «Эта древняя обитель замечательна как по тому, что в ней почивают нетленныя мощи одного из страстотерпцев Христовых св. мученика Авраамия, так и по своей основательнице, которою была первая супруга Всеволода III, или Великого, Благоверная Великая Княгиня Мария, Государыня славная своими мудростию и благочестием…», - писал о монастыре священник Николай Флоринский. В летописях содержатся исключительно хвалебные сведения о великой княгине Марии: «Благоверная княгиня Всеволожая из детска в страсе Божье, любяще правду, воздающее честь епископом и игуменом, и черноризцем, и презвитером, и любяще черноризцы, и подаваше требованием им; бяше бо нищелюбица и страннолюбица, печальныа, и нужныа, и больныя тех всех утешаше, и подаваше им требуемое». Все князья Северо-Восточной Руси, в том числе и великие князья Московские и цари, были потомками Марии Ясыни. Знаменитый князь-полководец Александр Невский приходился ей внуком. На сестрах Марии Ясыни женились еще два князя: внук Мстислава Великого новгородский князь Ярослав Владимирович, прославившийся строительством храма Спаса Нередицы в честь рано скончавшейся супруги, и великий князь Киевский Мстислав Романович, погибший в битве с передовыми отрядами Чингисхана на реке Калке в 1223 г. Через века дошли до нас эпитеты, которыми награждали Марию Ясыню летописцы: Российская Елена, Феодора, вторая Ольга. 

Мария умерла 19 марта 1205 г., пролежав перед этим семь лет в болезни и приняв пострижение за несколько дней до смерти. Она тоже оставила заметный след в истории города Владимира, основав женский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы (так называемый Княгинин) Икона великой княгини Марии Шварновны. Начало XXI в

Заключение Хочется сказать, что вот уже некоторое время мы находимся под обоянием этой великой личности, нас очень заинтересовала судьба аланской княжны, которая впитала в себя все лучшее обоих народов, сопрягла в своей деятельности диалектическое единство унаследованного из культуры Алании той эпохи и приобретенного в культуре Руси того времени. За свою подвижническую деятельность Мария стала третьей святой земли Русской ( после княгини Ольги и Владимира Крестителя) Давно мечтают передавая общественность России и Осетии увековечить память Марии-Ясыни и воздвигнуть памятник в ее честь. К радости ее почитателей и жителей Владикавказа в 2018 году будет открыт Собор в честь внука Марии – великого князья Александра Невского. Собор станет одним из самых высоких на Кавказе, его высота будет достигать 80 метров. Рядом с Собором будет построен небольшой храм в честь прославления и благодарности бабушки Александра Невского- Марии-Ясыни и придел Георгию Победоносцу. Соборный комплекс станет символом единения и напоминанием о роли Александра Невского в истории становления нашей страны. Но об этом мы расскажем вам в следующем нашем проекте.

{Соборный комплекс в честь Александра Невского, Марии-Ясыни и Георгия Победоносца во Владикавказе.

Использованные материалы: www.nartamonga.ru http://vm.ru/news/2014/11/20/mariya-yasinya-ot-alanskoj-knyazhni-do-velikoj-knyagini-sobiratelnitsi-rusi-271421.html работы воспитанников Детской художественной школы им. С.Д. Тавасиева. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. — М. Академический проект, 2001 ↑ Соловьёв С. М. История России с древнейших времён Пресняков А. Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. — М.: Наука. — 635 с., 1993 Адыги.ру.информационный портал, 15.11.2013 Материал из Википедии — свободной энциклопедии и другие источники интернета

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.