Эсее «С чего начинается Родина?»
«С чего начинается Родина?»
К.Н.Яковлева, учитель начальных классов МБОУ «Кадетская школа №14»
г. Чебоксары
Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в кадетской школе, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Изучая историю родного края, они глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.
В программе развития нашего класса ведущим направлением является патриотическое воспитание: уроки мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, Музей воинской славы, проведение родительских собраний.
Все это направлено на решение следующей проблемы: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.
Цель: выявить педагогические условия формирования патриотизма и гражданственности через изучение истории родного края и России в целом.
Задачи:
1) развивать у детей чувство патриотизма и любви к совей Родине, вызывать у детей интерес к родной природе;
2) развивать устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу;
3) активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности;
4) воспитывать чувство сотрудничества, дружбы и товарищества.
Методы обучения: проблемно-словесный, поисковый, исследовательский, творческий, эвристический, наглядный, практический.
Виды деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях Чувашской Республики, презентация, музыкальная запись гимна, презентация учащихся «Моя семья», рисунки на тему «Семья», фотографии города Чебоксары, символы Российской Федерации и Чувашской Республики.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.
Ожидаемый результат: готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина».
Конечный продукт: развернутый план урока.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Знаем мы - и ты, и я:
Вместе – дружная семья!
Учитель: Ребята, мы - единое целое: от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
2. Фронтальная беседа.
Учитель: Какое слово здесь зашифровано?
Ученик: Родина.
Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, почему надо любить и беречь ее. Пожалуйста, ответьте на вопрос: «С чего начинается Родина?» Ответы детей.
Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского.
3.Беседа.
Учитель: Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которым обозначают группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Древнейшего бога славян также звали Род. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.
Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? Ответы детей.
4.Работа по теме урока.
Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.
Учитель: Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Общаетесь ли вы с соседями? Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?
Презентации подготовленных ученикам рисунков на тему «Моя семья».
Учитель: Итак, с чего начинается Родина?
Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя! Почему же мы так говорим? Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Родина начинается с того, что однажды ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут.
5.Конкурс на знание однокоренных слов «Родня». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
Словарная работа:
Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Народ – нация, жители страны.
Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой родиной?
Ученик: Наш родной город - Чебоксары, наш родной край – Чувашская Республика.
6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики. Рассказы об известных людях республики и города.
Прослушивание Государственного гимна Чувашской Республики.
Учитель: Вы любите свою малую родину? Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?
7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина».
Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама - вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё… Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина?»
Беседа по вопросам:
- Что ты видел?
- Какие ощущения испытал?
- Что такое Родина в твоём понимании?
- Почему вы любите свою малую родину, за что вы ей можете быть благодарны?
8. Работа в группах.
Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.
Игра «Мои ассоциации».
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Учитель: А теперь давайте немного поиграем. Я буду называть слово, а каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово. Например, «Родина», Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д.
Учитель: Кроме малой родины, у каждого человека есть и большая Родина. Как называется наша большая Родина?
Ученик: Россия
Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название? Об этом нам поведают рассказ ребята.
Ученик: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.
Ученица: Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских когда-то называли россами, а страну, где они живут - Россией.
Ученик: За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
(Анатолий Лёвушкин)
Учитель: Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех, живущих людей в нашей стране?
Дети: Все мы – россияне!
Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…
9.Работа с репродукциями картин.
Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову «Родина». Какая она для Вас? Какой вы её видите? (Далее рассказывает по карте России.) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм.
Учитель: Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
С уваженья заветов святых.
(В. Орлов)
10. Работа с символикой страны.
Учитель: Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Что к ним относится?
Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.
Работа в парах.
Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации. (Работы ребят крепятся на доске). Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?
Ученик: Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300 лет.
Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России оборонять свои земли от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.
(В. Степанов)
Герб появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, позже Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
Учитель: Что такое гимн?
Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну России А. Александров, слова написал С. Михалков.
Звучит фрагмент гимна Российской Федерации. Дети слушают стоя.
Учитель: Как вы думаете, какое растение можно считать неофициальным символом нашей Родины?
Ученик: Берёза – неофициальный символ нашей Родины. Она воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.
Учитель: Может, кто-нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке?
11. Чтение стихотворений.
12. Закрепление материала.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Мы должны уважительно и бережно относиться к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
Учитель: О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.
Прочитайте одну из них: «Родина краше солнца, дороже золота». Как вы понимаете её? С чем ещё можно сравнить Родину? Вспомним и другие пословицы: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”, “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”. Как понимаете смысл данных пословиц?
А теперь проведём игру «Соедините начало и конец».
Родной край – … (сердцу рай)
Нет в мире краше … (Родины нашей)
Родина – мать, … (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, … (одна у него и родина)
Родная земля … (и в горсти мила)
Народы нашей страны … (дружбой сильны)
Если дружба велика, … (будет Родина крепка)
Всякому мила … (своя сторона)
13. Подведение итогов урока.
- Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и им следовать в своей жизни всегда:
Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.
2. Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.
3. Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.
Хлюпина Татьяна Леонидовна