12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Яковлева Калиса Николаевна133
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

«С чего начинается Родина?»

К.Н.Яковлева, учитель начальных классов МБОУ «Кадетская школа №14»

г. Чебоксары

Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в кадетской школе, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Изучая историю родного края, они глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.

В программе развития нашего класса ведущим направлением является патриотическое воспитание: уроки мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, Музей воинской славы, проведение родительских собраний.

Все это направлено на решение следующей проблемы: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Цель: выявить педагогические условия формирования патриотизма и гражданственности через изучение истории родного края и России в целом.

Задачи: 

1) развивать у детей чувство патриотизма и любви к совей Родине, вызывать у детей интерес к родной природе;

2) развивать устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу;

3) активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности;

4) воспитывать чувство сотрудничества, дружбы и товарищества.

Методы обучения: проблемно-словесный, поисковый, исследовательский, творческий, эвристический, наглядный, практический.

Виды деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях Чувашской Республики, презентация, музыкальная запись гимна, презентация учащихся «Моя семья», рисунки на тему «Семья», фотографии города Чебоксары, символы Российской Федерации и Чувашской Республики.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.

Ожидаемый результат: готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина».

Конечный продукт: развернутый план урока.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Знаем мы - и ты, и я:

Вместе – дружная семья!

Учитель: Ребята, мы - единое целое: от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

2. Фронтальная беседа.

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

Ученик: Родина.

Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, почему надо любить и беречь ее. Пожалуйста, ответьте на вопрос: «С чего начинается Родина?» Ответы детей.

Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского.

3.Беседа.

Учитель: Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которым обозначают группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Древнейшего бога славян также звали Род. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?  Ответы детей.

4.Работа по теме урока.

Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.

Учитель: Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Общаетесь ли вы с соседями? Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

Презентации подготовленных ученикам рисунков на тему «Моя семья».

Учитель: Итак, с чего начинается Родина?

Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя! Почему же мы так говорим? Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Родина начинается с того, что однажды ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут.
5.Конкурс на знание однокоренных слов «Родня». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

Словарная работа:

Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Народ – нация, жители страны.

Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой родиной?

Ученик: Наш родной город -  Чебоксары, наш родной край – Чувашская Республика.

6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики. Рассказы об известных людях республики и города.

Прослушивание Государственного гимна Чувашской Республики.

Учитель: Вы любите свою малую родину? Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина».

Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама - вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё… Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина?»

Беседа по вопросам:

- Что ты видел?

-  Какие ощущения испытал?

- Что такое Родина в твоём понимании?

- Почему вы любите свою малую родину, за что вы ей можете быть благодарны?

8. Работа в группах.

 Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

Игра «Мои ассоциации».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Учитель: А теперь давайте немного поиграем. Я буду называть слово, а каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово. Например, «Родина», Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д.

Учитель: Кроме малой родины, у каждого человека есть и большая Родина. Как называется наша большая Родина?

Ученик: Россия

Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название? Об этом нам поведают рассказ ребята.

Ученик: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

Ученица: Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских когда-то называли россами, а страну, где они живут - Россией.

Ученик:  За ясные зори, умытые росами,                      

За русое поле с колосьями рослыми,              

За реки разливные в пламени синем                

Тебя по-славянски назвали Россия.   

(Анатолий Лёвушкин)    

Учитель: Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех, живущих людей в нашей стране?

Дети: Все мы – россияне!  

Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

9.Работа с репродукциями картин.

Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову «Родина». Какая она для Вас? Какой вы её видите? (Далее рассказывает по карте России.) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм.

Учитель: Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
С уваженья заветов святых.

(В. Орлов)

 10. Работа с символикой страны.

Учитель: Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Что к ним относится?

Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Работа в парах.

 Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации. (Работы ребят крепятся на доске). Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?

Ученик: Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300 лет.

Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России оборонять свои земли от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.

(В. Степанов)

Герб появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, позже Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

Учитель: Что такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну России А. Александров, слова написал С. Михалков.

Звучит фрагмент гимна Российской Федерации. Дети слушают стоя.

Учитель: Как вы думаете, какое растение можно считать неофициальным символом нашей Родины?  

Ученик: Берёза – неофициальный символ нашей Родины. Она воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

Учитель: Может, кто-нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке?

11. Чтение стихотворений.

12. Закрепление материала.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Мы должны уважительно и бережно относиться к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Учитель: О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Прочитайте одну из них: «Родина краше солнца, дороже золота». Как вы понимаете её? С чем ещё можно сравнить Родину? Вспомним и другие пословицы: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”, “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”. Как понимаете смысл данных пословиц?

А теперь проведём игру «Соедините начало и конец».
Родной край – … (сердцу рай)
Нет в мире краше … (Родины нашей)
Родина – мать, … (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, … (одна у него и родина)
Родная земля … (и в горсти мила)
Народы нашей страны … (дружбой сильны)
Если дружба велика, … (будет Родина крепка)
Всякому мила … (своя сторона)

13. Подведение итогов урока.

- Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и им следовать в своей жизни всегда:

Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

2. Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

3. Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (1)

Хлюпина Татьяна Леонидовна, 20.03.17 в 08:57 0 Ответить Пожаловаться
Не понятно, что это за материал? Введение в курс "Основы светской этики", тогда содержательно он не подходит! Или это выдержка из программы развития класса? Сам по себе урок интересен.Оценить не могу в рамках данного конкурса.

Отредактировано 20-03-2017 08:57

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.