С чего начинается руководитель
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Региональная организация Профессионального союза работников образования
и науки Российской Федерации в Донецкой Народной Республике
ЭССЕ НА ТЕМУ:
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РУКОВОДИТЕЛЬ?»
учитель истории и обществознания,
классный руководитель 9-Б класса
ГБОУ «СШ № 14
г.о. Мариуполь» Боженко Д. А.
Мариуполь 2024 г.
Во все времена руководить людьми было весьма непростой задачей. Принципы руководства как ранее, так и на данный момент находятся в тесной связи с культурой общественных отношений. На процесс управления влияют как внешние обстоятельства, так и личностные особенности самого руководителя. Человеку, управляющему другими людьми, непременно необходим комплекс знаний, навыков и умений, который позволит каждому члену коллектива четко понимать поставленную перед ним задачу, а также чувствовать себя комфортно и уверенно. Тем более данный принцип актуален для работы в детском коллективе, где необходимо уделять особое внимание процессу коммуникации в ключе того, что ребенок должен, в первую очередь, понять, что хочет от него руководитель и в дальнейшем выполнять разные задания, которые подчас кажутся ему невыполнимыми. Для достижения подобных целей руководителю нужен фундамент, база, то, от чего он может отталкиваться в своей профессиональной деятельности.
Итак, с чего же начинается руководитель? В первую очередь с понимания того, каких именно результатов он хочет добиться в той или иной ситуации. Для реализации поставленных целей, безусловно, важно аккумулировать свой творческий потенциал, уметь преодолевать стереотипы и находить нестандартные пути решения разных проблем. Однако в случае работы с детьми важность вышесказанного меркнет, если у руководителя не будет главного качества, а, вернее, крепкого глубокого чувства: он должен любить детей. Именно любовь к каждому подопечному является отправной точкой грамотного руководства детским коллективом. В моем понимании, любить ребенка – это не бесконечный процесс навязывания того, что, с моей точки зрения, является для него важным, нужным и правильным, а предоставление той творческой свободы, которая позволит ему относиться к поставленным задачам серьезно и конструктивно. Ребенок должен осознавать, что в каждом случае невыполнения этих задач он будет делать шаг назад, что в результате может привести его к краю пропасти. Первостепенная задача педагога – объяснить ребенку, в чем разница между чувством глубокого уважения, которое могут испытывать к нему как сверстники, так и представители других поколений и бесперспективным дешевым авторитетом, теряемым очень быстро. Наказания, которые так или иначе применяет педагог в своей профессиональной деятельности, должны базироваться на конструктивной основе и ни в коем случае не быть для ребенка унизительными. Страх маленького человека перед наказанием является для учителя лютым врагом. Ведь если ребенок боится того, что педагог доставит ему неприятности, то выйдя за пределы школы, он будет пытаться компенсировать чувство неуверенности посредством причинения боли тем, кого он считает слабее себя. Поэтому работа руководителя должна начинаться еще и с построения такой модели отношений со своими подопечными, при которой дети искренне не захотят его расстраивать.
Кроме того, на мой взгляд, одним из основополагающих принципов грамотного руководства детским коллективом является умение всегда учиться у детей. Учиться их непосредственности, жажде новых впечатлений, искренней вовлеченности в разные виды деятельности, а также уверенности в том, что новые горизонты находятся на расстоянии вытянутой руки. В таком случае педагог становится не только наставником, но и настоящим другом для детей. На этих принципах и базируется моя профессиональная деятельность как классного руководителя «8 – Б» класса. Именно благодаря тому, что в каждом из моих подопечных я вижу личность, находящуюся в сложном подростковом возрасте, а также, потому, что я не питаю иллюзий и понимаю, что дети часто бывают неоправданно жестоки, мне удалось достичь определенных результатов в решении проблемы буллинга в моем классе. В своей работе классного руководителя я также опираюсь на опыт тех прекрасных педагогов, которые в свое время воспитали и нас – таких же маленьких личностей со своим сложным внутренним миром. Следует помнить, что мы – взрослые – по сути всегда остаемся детьми с приобретенным жизненным опытом, поэтому умение ставить себя на место ребенка тоже является основой из основ управления детским коллективом.