12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Чупина115
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
4

«С физикою строим дом, чтоб тепло нам было в нём». (Теплопроводность)


приложение 1
DOCX / 231.47 Кб

/data/files/i1608715406.docx (приложение 1)


Приложение 2
DOCX / 1003.68 Кб

/data/files/p1608715649.docx (Приложение 2)


видео
MP4 / 20.4 Мб

/data/files/c1608715688.mp4 (видео)Конспект занятия по теме «С физикою строим дом, чтоб тепло нам было в нём». (Теплопроводность).


Цель: формирование у детей элементарных знаний о теплопроводности, формирование осознанного отношения к проблеме теплосбережения.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «теплопроводность», на примере опытов рассмотреть теплопроводность различных материалов; актуализировать у детей знания о тепле, об источниках тепла в наших домах;

рассмотреть пути теплопотерь, их причины и пути устранения;

вспомнить правила пожарной безопасности при работе с электроприборами.

Развивающие:развивать понимание о том, что тепло надо беречь, рассказать о способах сбережения тепла;стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;

развивать мыслительные умения и навыки: анализировать и объяснять результаты опытов.

Воспитательные: воспитывать бережное отношения к теплоресурсам соблюдение правил электро и пожарной безопасности.


Прогнозируемые результаты работы:могут рассказать на доступном им уровне, почему зимой дома тепло, какие приборы дают тепло, как сохранить тепло в доме.


Оборудование:для построения тёплого дома картинки с изображением кирпичной кладки, дерева, шифера, металлочерепицы, окон пластиковых и деревянных, материалы для опыта: железная, деревянная, пластиковаяложки, стакан, чайник,


Ход занятия.

1.Оргмомент.

 -Ребята, а какое сейчас время года? (зима)

- Какая особенность этого времени года? (холодно)

- На улице холодно, а в нашем классе, в нашем школьном доме как? (тепло)


2. Постановка целей занятия.

-Наш уютный школьный дом,

Вода, тепло и свет кругом.

Вот об этом мы сегодня речь свою и поведем.


3. Актуализация опорных знаний.

-Вспомните, какие дома в нашем городе, из какого материала они сделаны? (Многоэтажные, высотные, красивые…Кирпичные, деревянные, панельные)





4. Открытие новых знаний.

А) Сказка .

-Кто строит дома? (строители)

-Я расскажу вам сказку об одном строителе домов.

Когда-то давным-давно жил-был на свете один человек. Он построил себе дом. Не из дерева, не из камня, а из обыкновенного стекла. А потом, уходя, по забывчивости хлопнул дверью - дом разлетелся вдребезги: ведь стекло хрупкое.

Построил себе этот человек другой дом: не из дерева, не из камня, не из стекла - из воска слепил - Солнце пригрело пожарче — дом и потек, растаял, превратился в вязкую массу: ведь воск легко плавится.

Тогда этот человек сделал еще один дом: не из дерева, не из камня, не из стекла, не из воска — из бумаги склеил его. Как только подул ветер сильный, легкий бумажный домик поднялся в воздух и улетел. Где он теперь — никто не знает.

Вот каким неудачником был тот человек! А почему?


-Он не думал о свойствах материалов, из которых строил свое жилище, не думал и о свойствах построек; ему, наверное, было и невдомек, что могут быть дома, в которых очень холодно, и такие, где неимоверно жарко. Впрочем, такого человека, возможно, и не было на свете.


Б) Экспериментальная часть.

-Как вы думаете, зависит ли тепло дома от материала, из которого он построен? (Предполагаемые ответы)

-Акак люди узнали о свойствах материалов, как узнавалииз каких лучше строить дома, сохраняющие тепло? (Предполагаемые ответы)

- Я предлагаю вам побыть сегодня в роли исследователей и выяснить, какие материалы быстро нагреваются и хорошо проводят тепло, а какие задерживают его.

- Перед вами ложки. Из каких материалов они сделаны?

- Какими должны быть ложки и емкости, если они соприкасаются с горячей водой? (Горячими)

- Как нужно обращаться с горячими предметами?. (Осторожно, так как можно обжечься).

- Давайте это проверим и определим теплопроводность материалов.(Слово на доску)

Опыт 1.

В одну большую ёмкость поместим ложки из различного материала

(пластик, металл, керамика, дерево) и добавим горячей воды. Немного подождём.. Давайте попробуем вынуть ложки и проверим, нагрелись ли они. (Таблички на доску)

-Какой ввод можно сделать по итогам нашего эксперимента, какие из них обладают хорошей, а какие плохой теплопроводностью?

Вывод: дерево обладает плохой теплопроводностью, пластик имеет плохую теплопроводность, металлы хорошо проводят тепло, т. е. имеют большую теплопроводность, керамика обладает низкой степенью проводимости и сохраняет больше тепловой энергии, чем металлическая.


- Почему ложка нагрелась? (Вода отдала часть тепла ложке, а часть окружающему воздуху). Такое явление называется теплопроводностью.


Теплопроводность – перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым.

- Почем же дома строят из дерева, а батареи для дома из металла?(Ответы)

-Да, дома лучше всего строить из дерева, потому что дерево не пропускает тепло и оно сохраняется в доме, а металлические батареи быстро нагреваются и отдают тепло нашим домам.


- Но ведь у нас много кирпичных домов и в них тоже тепло. Каждый стройматериал выделяется своей теплопроводностью. Этим показателем характеризуется способность удерживать тепло в доме. У бетона, дерева и кирпича эта характеристика имеет разные значения.


- Теплопроводностью, обладают не только твёрдые тела, но и жидкости, и газы. Давайте в этом убедимся.


Опыт 2. Теплопроводность воды.

-Возьмем пробирку с водой и станем нагревать ее верхнюю часть. Вода у поверхности скоро закипит, а у дна пробирки за это время она только нагреется. Скажите, вода так же быстро нагрелась как металл? (нет)

Вывод: теплопроводность воды меньше теплопроводности металлов.


Опыт 3 Теплопроводность воздуха.

Сухую пробирку наденем на палец и нагреем в пламени спиртовки донышком вверх. Палец при этом долго не почувствует тепла.

Вывод: теплопроводность у газов еще меньше, чем у жидкостей.

- Посмотрите на наше окно, сколков в нём стёкол? (3)

-А что находится между стёклами?(воздух)

-Почему же в классе тепло.

- Вывод: Оказывается, воздух плохо проводит тепло.


В) Куда ходит тепло?

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать, о чём он? (смотрят мультфильм)

-О чём же этот мультфильм? О чём забыли люди? (тепло надо беречь)

- Люди могут обогревать свои дома при помощи дров, газа, нефти, угля, электричества. Но если люди не будут заботиться о сохранении тепла в доме, то природных ископаемых нужно будет во много раз больше, и они могут когда-нибудь закончиться.

Учёные посчитали потери тепла. Вот что получилось (слайд).

- Как же сберечь тепло?

- Рассмотрите картинки, (приложение 1) посовещайтесь в группах и придумайте советы, как сохранить тело в доме. Свои советы вы можете оформить в виде рисунков, листовок, высказываний.



5) Соблюдение правил электро и пожарной безопасности.

Все ли дома отапливаются одинаково?

- Каким прибором отапливается каждый дом?

- Соедините на листах дом со способом его отопления. (Приложение 2)

- Какие правила нужно выполнять при пользовании отопительными приборами?

- Часто зимой люди пользуются электрообогревателями. А в новогодние праздники потребление энергии увеличивается в разы.

- Какие правила безопасности должны помнить люди, чтобы не случилось беды? (предполагаемые ответы)

- Помните эти правила и выполняйте при пользовании электроприборами.

6). Итог занятия.

-Вот и истекает время нашего занятия. Что же интересного и полезного вы сегодня узнали?

-Спасибо за работу.














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.