Конспект занятия по теплопроводности «С физикою строим дом, чтоб тепло нам было в нём»
приложение 1
DOCX / 231.47 Кб
/data/files/i1608715406.docx (приложение 1)
Приложение 2
DOCX / 1003.68 Кб
/data/files/p1608715649.docx (Приложение 2)
видео
MP4 / 20.4 Мб
/data/files/c1608715688.mp4 (видео)Конспект занятия по теме «С физикою строим дом, чтоб тепло нам было в нём». (Теплопроводность).
Цель: формирование у детей элементарных знаний о теплопроводности, формирование осознанного отношения к проблеме теплосбережения.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «теплопроводность», на примере опытов рассмотреть теплопроводность различных материалов; актуализировать у детей знания о тепле, об источниках тепла в наших домах;
рассмотреть пути теплопотерь, их причины и пути устранения;
вспомнить правила пожарной безопасности при работе с электроприборами.
Развивающие:развивать понимание о том, что тепло надо беречь, рассказать о способах сбережения тепла;стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
развивать мыслительные умения и навыки: анализировать и объяснять результаты опытов.
Воспитательные: воспитывать бережное отношения к теплоресурсам соблюдение правил электро и пожарной безопасности.
Прогнозируемые результаты работы:могут рассказать на доступном им уровне, почему зимой дома тепло, какие приборы дают тепло, как сохранить тепло в доме.
Оборудование:для построения тёплого дома картинки с изображением кирпичной кладки, дерева, шифера, металлочерепицы, окон пластиковых и деревянных, материалы для опыта: железная, деревянная, пластиковаяложки, стакан, чайник,
Ход занятия.
1.Оргмомент.
-Ребята, а какое сейчас время года? (зима)
- Какая особенность этого времени года? (холодно)
- На улице холодно, а в нашем классе, в нашем школьном доме как? (тепло)
2. Постановка целей занятия.
-Наш уютный школьный дом,
Вода, тепло и свет кругом.
Вот об этом мы сегодня речь свою и поведем.
3. Актуализация опорных знаний.
-Вспомните, какие дома в нашем городе, из какого материала они сделаны? (Многоэтажные, высотные, красивые…Кирпичные, деревянные, панельные)
4. Открытие новых знаний.
А) Сказка .
-Кто строит дома? (строители)
-Я расскажу вам сказку об одном строителе домов.
Когда-то давным-давно жил-был на свете один человек. Он построил себе дом. Не из дерева, не из камня, а из обыкновенного стекла. А потом, уходя, по забывчивости хлопнул дверью - дом разлетелся вдребезги: ведь стекло хрупкое.
Построил себе этот человек другой дом: не из дерева, не из камня, не из стекла - из воска слепил - Солнце пригрело пожарче — дом и потек, растаял, превратился в вязкую массу: ведь воск легко плавится.
Тогда этот человек сделал еще один дом: не из дерева, не из камня, не из стекла, не из воска — из бумаги склеил его. Как только подул ветер сильный, легкий бумажный домик поднялся в воздух и улетел. Где он теперь — никто не знает.
Вот каким неудачником был тот человек! А почему?
-Он не думал о свойствах материалов, из которых строил свое жилище, не думал и о свойствах построек; ему, наверное, было и невдомек, что могут быть дома, в которых очень холодно, и такие, где неимоверно жарко. Впрочем, такого человека, возможно, и не было на свете.
Б) Экспериментальная часть.
-Как вы думаете, зависит ли тепло дома от материала, из которого он построен? (Предполагаемые ответы)
-Акак люди узнали о свойствах материалов, как узнавалииз каких лучше строить дома, сохраняющие тепло? (Предполагаемые ответы)
- Я предлагаю вам побыть сегодня в роли исследователей и выяснить, какие материалы быстро нагреваются и хорошо проводят тепло, а какие задерживают его.
- Перед вами ложки. Из каких материалов они сделаны?
- Какими должны быть ложки и емкости, если они соприкасаются с горячей водой? (Горячими)
- Как нужно обращаться с горячими предметами?. (Осторожно, так как можно обжечься).
- Давайте это проверим и определим теплопроводность материалов.(Слово на доску)
Опыт 1.
В одну большую ёмкость поместим ложки из различного материала
(пластик, металл, керамика, дерево) и добавим горячей воды. Немного подождём.. Давайте попробуем вынуть ложки и проверим, нагрелись ли они. (Таблички на доску)
-Какой ввод можно сделать по итогам нашего эксперимента, какие из них обладают хорошей, а какие плохой теплопроводностью?
Вывод: дерево обладает плохой теплопроводностью, пластик имеет плохую теплопроводность, металлы хорошо проводят тепло, т. е. имеют большую теплопроводность, керамика обладает низкой степенью проводимости и сохраняет больше тепловой энергии, чем металлическая.
- Почему ложка нагрелась? (Вода отдала часть тепла ложке, а часть окружающему воздуху). Такое явление называется теплопроводностью.
Теплопроводность – перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым.
- Почем же дома строят из дерева, а батареи для дома из металла?(Ответы)
-Да, дома лучше всего строить из дерева, потому что дерево не пропускает тепло и оно сохраняется в доме, а металлические батареи быстро нагреваются и отдают тепло нашим домам.
- Но ведь у нас много кирпичных домов и в них тоже тепло. Каждый стройматериал выделяется своей теплопроводностью. Этим показателем характеризуется способность удерживать тепло в доме. У бетона, дерева и кирпича эта характеристика имеет разные значения.
- Теплопроводностью, обладают не только твёрдые тела, но и жидкости, и газы. Давайте в этом убедимся.
Опыт 2. Теплопроводность воды.
-Возьмем пробирку с водой и станем нагревать ее верхнюю часть. Вода у поверхности скоро закипит, а у дна пробирки за это время она только нагреется. Скажите, вода так же быстро нагрелась как металл? (нет)
Вывод: теплопроводность воды меньше теплопроводности металлов.
Опыт 3 Теплопроводность воздуха.
Сухую пробирку наденем на палец и нагреем в пламени спиртовки донышком вверх. Палец при этом долго не почувствует тепла.
Вывод: теплопроводность у газов еще меньше, чем у жидкостей.
- Посмотрите на наше окно, сколков в нём стёкол? (3)
-А что находится между стёклами?(воздух)
-Почему же в классе тепло.
- Вывод: Оказывается, воздух плохо проводит тепло.
В) Куда ходит тепло?
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать, о чём он? (смотрят мультфильм)
-О чём же этот мультфильм? О чём забыли люди? (тепло надо беречь)
- Люди могут обогревать свои дома при помощи дров, газа, нефти, угля, электричества. Но если люди не будут заботиться о сохранении тепла в доме, то природных ископаемых нужно будет во много раз больше, и они могут когда-нибудь закончиться.
Учёные посчитали потери тепла. Вот что получилось (слайд).
- Как же сберечь тепло?
- Рассмотрите картинки, (приложение 1) посовещайтесь в группах и придумайте советы, как сохранить тело в доме. Свои советы вы можете оформить в виде рисунков, листовок, высказываний.
5) Соблюдение правил электро и пожарной безопасности.
Все ли дома отапливаются одинаково?
- Каким прибором отапливается каждый дом?
- Соедините на листах дом со способом его отопления. (Приложение 2)
- Какие правила нужно выполнять при пользовании отопительными приборами?
- Часто зимой люди пользуются электрообогревателями. А в новогодние праздники потребление энергии увеличивается в разы.
- Какие правила безопасности должны помнить люди, чтобы не случилось беды? (предполагаемые ответы)
- Помните эти правила и выполняйте при пользовании электроприборами.
6). Итог занятия.
-Вот и истекает время нашего занятия. Что же интересного и полезного вы сегодня узнали?
-Спасибо за работу.