Урок краеведения в 4 классе на тему «Что нам стоит дом построить»
УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ в 4 классе
ТЕМА: ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ…
Учитель нач. классов: Коробейникова Галина Аркадьевна,
Удмуртская республика, г. Воткинск, МБОУСОШ №1
ЦЕЛЬ: познакомить с правилами построения дома у наших предков удмуртов.
ЗАДАЧИ:1. Продолжать знакомить с культурой удмуртского народа с правилами и порядком построения нового дома удмуртами.
2. Воспитывать бережное отношение к дому, прививать любовь и уважение к людям труда, соседям живущим рядом.
3. Развивать творческие возможности, воображение, внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ: слайды: пещера, деревянный дом, пословицы.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Сегодняшний урок мне хочется начать вот с этого четверостишия:
Родины себе не выбираем
Имени себе мы не даём
Землю, где родились и живём
С детства называем отчим краем.
(Ф. Васильев)
- О чём это четверостишие?
3. Тема нашего урока звучит «Что нам стоит дом построить?» Мы узнаем на уроке как строили дома наши предки удмурты. Существует много правил построения дома, но мы познакомимся с 5-ю основными. Представим, что мы с вами одна дружная семья, которая задумала построить новый дом. Нужно будет хорошо потрудиться, чтобы достичь хорошего результата.
Пословица: Всякое умение трудом даётся.
4.– Что такое дом?
- Всегда ли дома были такими как сейчас?
(ученица читает стихотворение А. Рощина)
МЫ СТРОИМ ДОМ.
Когда-то люди жили ,
Без крыш над головой,
Защитой скалы были
И леса кров живой. (слайд №1)
Мелькает год за годом
Идёт за веком век
Зависеть от природы
Не хочет человек
Полезные орудья создав своим трудом
Сильнее стали люди и вот построен дом! (слайд №2)
Пройдут тысячелетья
И люди разных стран
Внесут в постройки эти
Уменье и талант. (слайд № 3)
5. Дома как и люди имеют свою историю. У разных народов в разное время дома отличались друг от друга. Строительный материал, из которого строили был характерен для данной местности. Одни дома строили из глины, другие из камня, третьи из льда. В нашем крае строительным материалом служит дерево. Дома как и люди имеют свою внешность. Один дом высокий как дядя Стёпа, другой маленький, как Дюймовочка. Одно здание смотрит на мир сотнями глаз. А другой десятками. Вот дом, у которого лицо белое, а у соседа красное. А рядом голуболицый дом. Один дом чистюля, другой- грязнуля неопрятный. Среди домов можно встретить близнецов.
- от кого зависит внешний облик домов, их состояние?
-А сейчас мне хочется узнать как хорошо вы знаете свой дом?
Загадки:
Я очень важный – вход парадный
В дом большой. Кто я такой? (Подъезд)
У меня знакомых тьма
Не могу их съесть сама
Потому что кто пройдёт,
Тот и руку мне пожмёт. ( Дверь ).
Без шофёра , без колёс
Он домой меня привёз
Прокатил меня почти
До дверей квартиры
Управляли им в пути
Сами пассажиры. ( Лифт ).
6. Известны случаи, когда деревянные дома (коркаос) живут 100 лет и больше, а другие разваливаются через несколько лет. Почему такое происходит?
Удмурты при строительстве дома слушали, что скажут старшие. Без их совета ничего не делали. Строго соблюдали определённый порядок работ и правила, которые всегда выполнялись.
Первое правило вы прочитаете на ваших столах ( работа в группах).
1) ВЫБЕРИ МЕСТО
Место должно быть сухим и солнечным. Ворожцы снимали свою шапку и долго в неё наговаривали одному ему известные заклинания. Потом он подбрасывал шапку. Куда она падала там можно было стоить дом. Иногда площадку выбирали по месту отдыха быка. Никогда не строили дома на болотах и дорогах. Они считались вредными и приносили несчастье.Ну вот место выбрано. Теперь нужно заготовить брёвна, доски. Для этого отправлялись в лес строго соблюдая 2 правило. А чтобы его узнать нужно выполнить задание Лесовичка (Нюлэсмурт)
Игра «Что охраняет в лесу Лесовик?» 1.яьверед 5. ыбирг 2. вокуж 6. ыдогя 3. тачйаз 7. ихеро 4. лёчп 8. икинторопап |
2) ВЫБЕРИ БРЁВНА ТАК, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ ЛЕСУ.
Деревья выбирали крепкие без короедов. Для фундамента выбирали лиственницу и ель. Древесина у них плотная крученая. Она долго не гниёт. Для нижних рядов очень хорош дуб. В бору вырубали всего 2, 3 дерева и вывозили по одному. Но перед тем, как свалить дерево, его подсекали, чтобы стёк сок и стали заметны черви- короеды. Ворожцы молились духу леса (Нюлэсмуртлы) и просили прощения за срубленное дерево.
Отгадайте названия каких деревьев зашифровал Лесовик и узнаете 3 правило.
д |
у |
б |
и |
Ж |
Ч |
п |
и |
х |
т |
А |
Е |
Т |
Е |
к |
е |
Д |
Р |
О |
Л |
Ь |
х |
А |
Ё |
п |
ь |
Ъ |
б |
Ю |
М |
О |
с |
и |
н |
А |
У |
Л |
и |
п |
а |
Ю |
х |
ь |
с |
о |
с |
н |
а |
3) Руби дерево тогда, когда оно к этому лучше всего готово.
А готово дерево в самое холодное время года – зимой. Весной их ошкуривали и аккуратно складывали под навес для просушки, пока брёвна не делались крепкими, сухими и звонкими. Пока брёвна сохли хозяин заготовлял доски, верёвки, лыко, дранки, смолу, стёкла и др.
Чтобы узнать следующее правило нужно решить числовые выражения (работа в парах).
250 – С 57 – О 600 – Б 180 – И 90 – Р 420 - А 120 – Й
140 – П 28 – О 18 - М 24 – О 21 – Щ 13 – Ь
Собираем помощников для строительства: родственников, соседей. Всего человек 40-50. За 2, 3 дня дом подводим под крышу. Женщины готовили с утра угощение. Варили мясо, кашу, кисель. Перед строительством ворожец молился богу неба (Инмарлы). Он просил его о благополучном строительстве и счастливой жизни в новом доме.
Дети работали вместе со взрослыми. Девочки помогали матерям, а мальчики подавали инструменты, подвозили на лошадях все необходимое, учились у старших ремеслу.
Дома в старину строили без гвоздей, применяли деревянные шканты. Доски тоже пилили вручную. Это была тяжёлая работа, но строили с любовью для близких людей, для детей и внуков. Поэтому работали с песнями и шутками.
ДЛЯ ДОБРА ТРУДИТЬСЯ - ЕСТЬ ЧЕМ ПОХВАЛИТЬСЯ.
- Как понимаете эту пословицу?
Отгадайте загадку и вы узнаете 5 правило.
Корова в хлеву
А хвост на крыше (ПЕЧЬ)
5) Печь ставь тщательно и не спеша, но поставь за один день.
В прежние времена печь была центром всей жизни в доме. Она не только давала тепло, но ещё и хлеб и другую пищу. Оберегала от нечистой силы, поэтому её нужно было ставить тщательно. А за один день вот почему. Печи в старину делали глинобитные. Если не успеешь сделать за день, новая глина на подсохнувшую за ночь не схватиться и печь развалится. Поэтому на помощь приходили все жильцы. Дети на телегах возили глину. Вечером, когда печь была готова в неё запускали петуха для защиты от нечистой силы, а утром выпускали.
7. Своих помощников щедро угощали, чтобы семья в этом доме жила дружно.
Вот по таким правилам наши предки строили дома, которые стоят почти по целому веку. Но чтобы до конца понять, что нам стоит дом построить. Надо самому выстроить по этим правилам свой дом, позаботиться о нём сердцем и умом, вложить в него душу. Полить усадьбу и материал своим потом, тогда дом не «умрёт», будет жить вечно духом любви своего хозяина ЧЕЛОВЕКА.
8. Перепишите все 5 правил в тетрадь.
9. Многие писатели и поэты в своём творчестве уделили внимание дому, с любовью описывая его.
С.Островой «Дом»
Есть на окраине старенький дом.
Смотрит с трудом. Дышит с трудом
Полуослепший и полуглухой
Мыши играют чердачной трухой.
Дом просыпается тихо. Неспешно.
Что-то в усы напевает потешно
Время сверяет. Заводит часы.
Ликом светлеет от свежей росы.
Крайним окошком, которое справа
Гасит звезду серебристого сплава
Крайним окошком, которое слева
Ловит зарю золотого запева.
И начинает свой день. Как обычно.
В чём-то впервые. А в чём-то вторично.
Где-то расщедрившись. Где скуповато.
Я в этом доме родился когда-то.
Он мне дороже дворцов элитарных
Высокомерных и высокопарных
Сколько тут выросло разного люда
Сколько шагов начиналось отсюда.
10. Вопросы по содержанию стихотворения
11. – Прислушайтесь к своему сердцу. Вспомните свой дом. Вспомните самое тёплое слово о доме, которое согревает душу и сердце. Запишите его на листок. ( Тихо звучит нежная музыка)
- Произнесите вслух, что записали. Остальные вслушайтесь в эти слова и понравившиеся запишите в свои листочки.
12. Закончите предложения:
- МОЙ ДОМ ………
- Я В ДОМЕ ………
- ДОМА МНЕ ИНТЕРЕСНО ……………
- Я ХОЧУ ……………..
Желающие зачитывают свои предложения.
13. Напишите слова «ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ». Наложите ладонь на лист бумаги и обведите. На ладони запишите всех, кого вы возьмёте в свой идеальный дом.
14. Д/з Напишите сочинение, о том каким вы видите свой идеальный дом.
15. Итог урока.
- Что запомнилось?
- Какие чувства испытываете?
Слайд №1
Слайд № 2
Слайд № 3